Все знавшие батюшку отца Амвросия в один голос рассказывают о присущем ему удивительном даре прозорливости. Для него не было ничего скрытого. Любой незнакомец мог прийти к нему и хранить молчание, а он уже знал всю его жизнь, все обстоятельства, душевное состояние и причину прихода.
Отец Амвросий обычно беседовал со своими гостями, но наблюдательному человеку было понятно по его вопросам, что батюшка уже всё знает.
Вот пример: как-то раз к нему приблизился молодой мещанин с забинтованной рукой и начал сетовать, что никак не может её вылечить. В келье у старца находились ещё один монах и несколько прихожан. Не успел бедняга договорить: «Всё болит, сильно болит», — как старец прервал его: «И будет болеть, зачем мать обидел?»
Калужский епископ Макарий рассказывал об одном случае из своей жизни. В бытность его обычным священником, учителем в Орловском институте для благородных девиц, довелось ему вместе с руководителем Орловской духовной семинарии посетить Оптину пустынь и встретиться со старцем Амвросием.
После беседы старец на память подарил обоим гостям одинаковые книги о монашеской жизни. «Будучи священником, — вспоминал владыка, — я удивился: зачем мне такая книга?» Старец, словно спохватившись, заметил: «Да, вам бы не то», — но тут же добавил: «Ну да, так и быть».
Спустя время овдовевший бывший священник и преподаватель действительно стал монахом.
Иеромонах Оптиной пустыни Дорофей вспоминал, как однажды пришёл к старцу и долго ждал своей очереди на приём. Часы показывали уже десять вечера. Сидя в ожидании, он размышлял: «Все считают старца святым человеком. Но что же это за святость, если заставляет людей так долго ждать?»
«Придётся из-за этого и вечернее правило пропустить, и утреннюю службу проспать. За всех ему грех будет», — подумал он.
И тут же услышал голос старца из кельи: «Сейчас, сейчас!»
Вышел батюшка, благословил его, взял за бороду и, легонько ударив по щеке, произнёс: «Вот монахини порой по месяцу живут в гостинице, ожидая, когда я смогу их принять. Другая, может, за тысячу вёрст приехала и тоже терпеливо ждёт. Их нужно вперёд пропустить. Из-за них я порой отказываю и братьям в приёме. Всех сразу принять не могу. А ты даже немного подождать не желаешь! Мне одному за всех грех будет!»
Просветлённый словами старца, отец Дорофей с миром и радостью отправился в свою келью. С тех пор он никогда не смел роптать на старца, даже если приходилось долго ждать его выхода.
Удивительную историю поведала монахиня Варвара Энгельгардт из Белевского монастыря: «В 1875 году мой брат, завершив обучение в Михайловском артиллерийском училище, начал служить офицером в артиллерии. Спустя два года, в 1877-м, его направили в действующую армию для борьбы с турками. Тогда ему едва исполнилось двадцать лет.
Я в то время находилась в Зосимовской пустыни Верейского уезда Московской губернии. Однажды пришло письмо от сослуживца моего брата с ужасной новостью — сообщалось, что мой брат покончил с собой.
В глубоком отчаянии я отправилась в Оптину пустынь к отцу Амвросию. Прибежала к нему вся в слезах и рассказала всё. Старец постарался меня утешить как мог. Когда я спросила, можно ли молиться за брата, он ответил, что церковь не молится за самоубийц, но пообещал дать мне особую молитву, по которой я могла бы лично молиться за брата в своей келье».
На следующий день я снова пришла к батюшке. Старец встретил меня с улыбкой и сообщил радостную весть — мой брат жив и чувствует себя хорошо. Когда я спросила, смогу ли я увидеть его, отец Амвросий ответил, что узнаю о брате примерно через десять лет.
Пророчество старца сбылось. Спустя десятилетие я получила письмо из Америки от брата. В нём он писал, что жив и здоров, и просил прощения за то, что так долго не давал о себе знать.
Как-то раз приехали к старцу в Оптину пустынь две сестры из Петербурга. Младшая — жизнерадостная девушка, собирающаяся замуж; старшая — спокойная, погруженная в молитвы. Одна пришла просить благословения на брак, другая — на поступление в монастырь.
Старец дал невесте чётки, а старшей сестре сказал: «Какой монастырь? Ты выйдешь замуж, только не здесь; вот что тебя ждёт!» — и назвал губернию, где сёстры никогда не бывали.
Вернувшись в столицу, младшая сестра узнала, что жених её предал. Это сильно её потрясло, ведь чувства были глубокими. Она осознала пустоту прежних увлечений, обратилась к Богу и вскоре ушла в монастырь.
А старшая сестра получила письмо из далёкой губернии от родственницы, набожной женщины, жившей рядом с женским монастырём. Та приглашала её познакомиться с монастырской жизнью. Но судьба сложилась иначе: живя у тётки, девушка встретила немолодого человека, который оказался ей идеальным спутником по характеру, и вышла за него замуж.
К бедной мещанке, славящейся своей красотой, посватался состоятельный купец. Старец, беседуя с её матерью, посоветовал: «Откажите этому жениху».
Мать возмутилась: «Как же так, батюшка? Да нам и во сне такой не снился! Сама судьба послала сироте, а вы — отказывать?»
Но старец настаивал: «Откажите этому, у меня для вашей дочери есть жених получше».
«Да где ж лучше-то найти? Не за царевича же ей идти?» — не унималась мать.
«Такой у меня жених замечательный, что и описать сложно. Откажите купцу», — твёрдо ответил старец.
Послушались, отказали богатому жениху. А вскоре девушка занемогла и отошла в мир иной. Только тогда поняли родные, про какого жениха говорил мудрый старец.
6 августа 1883 года в Оптину пустынь приехала женщина из Белёвского уезда. Она очень хотела встретиться с отцом Амвросием, но из-за большого количества людей никак не могла попасть в его келью, где он принимал посетительниц.
В конце концов она нашла земляка-монаха и попросила его узнать у батюшки, как ей следует молиться за сына — о здравии или за упокой. У неё был взрослый сын, который страдал глухотой и слабоумием, поэтому не мог сам просить себе пропитание.
8 июля, в день Казанской иконы Божией Матери, он отправился в сельскую церковь и исчез. Его не могли найти ни в лесу, ни где-либо поблизости.
Старец ответил: «Не нужно поминать за упокой, молитесь о здравии — найдётся! Возможно, скоро его приведут». Затем батюшка добавил: «Сынок-то, сынок, да сама-то как живёт? Пусть она свою жизнь изменит!»
Когда женщине передали эти слова старца, она разрыдалась и призналась в тяжком грехе. А её сына действительно вскоре нашли в Одоевском уезде.
Кончины час выпал отцу Амвросию в Шамордино. 15 июня 1890 года он, как обычно, отправился туда на летний период. К концу лета старец несколько раз пытался вернуться в Оптину, но из-за плохого самочувствия не смог этого сделать. Спустя год недуг обострился. Его причастили и соборовали.
23 октября 1891 года старец, тяжело вздохнув трижды и с усилием перекрестившись, отошёл в мир иной. Гроб с его телом под накрапывающим осенним дождём перенесли в Оптину пустынь. Примечательно, что все свечи вокруг гроба остались гореть. На похороны прибыло около восьми тысяч человек.
28 октября останки старца похоронили у юго-восточной стены Введенского собора, возле могилы его духовного наставника — старца Макария. Интересно, что именно в этот день, 28 октября 1890 года, отец Амвросий учредил праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Перед этим образом он сам неоднократно возносил свои искренние молитвы.
Очень хочется поблагодарить всех вас, дорогие наши читатели, за вашу любовь, за вашу молитвенную поддержку, за всестороннюю помощь нашему каналу,который существует во многом благодаря вашей милости.
Молимся и подаём свечи в Алтарь за здравие всех жертвователей канала.
👆 Читайте наши новые статьи, рассказы, проповеди.
Смотрите новые видео на нашем канале "Духовный бисер" на Рутубе: https://rutube.ru/channel/25620467/videos/
БОЛЬШАЯ просьба подписаться на наш Телеграмм канал "Духовный бисер":https://t.me/duhovniybiser
Мы в МАХ https://max.ru/kovalchuk75
🙏Помочь каналу и внести посильную лепту на продвижение контента:https://dzen.ru/kovalchuk75?donate=true