Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Он (1953, Мексика, драма): Это он, это он, ленинградский почтальон, или Паранойя по причине ревности

Фильм "Он" Луиса Бунюэля довольно хитро сконструирован.

Сперва главным героем оказывается мужчина, тот самый "он" - влиятельный, но теряющий свою влиятельность "дон", человек старой закалки, владелец земли, которую у него пытаются отнять, но все никак не могут, человек набожный, имеющий множество высокопоставленных друзей. Зритель начинает сочувствовать герою с мягким и безвольным подбородком.

Потом главной героиней становится женщина, на которую запал "он". Женщина – более современная, более адекватная и элементарно более молодая. Она не аристократка, в отличие от "он". Более того, она приезжая. Она вообще собиралась выйти замуж за симпатичного инженера, друга "он". Но "он" обольстил ее старомодными речами, происхождением, усадьбой, слугой…

В общем, фильм меняет направление. Главным действующим лицом становится "она".

И она становится жертвой.

Сидя в автомобиле у бывшего жениха, покинутого ради злосчастного "он", женщина сетует на свою жизнь.

"Он", ее супруг, пятидесятилетний псих, ревнует жену к ее "греховному" прошлому, которое, впрочем, он лишь воображает сам себе.

Кадр из фильма "Он" (1953)
Кадр из фильма "Он" (1953)

Он запирает ее в доме, запрещает ей общаться даже с матерью. Но все-таки время от времени делает поблажки. Например, у жены день рождения: "Дорогая, ты можешь пригласить свою маму".

Он ужасно беспокоится за свою землю, потому что документы просрочены еще с начала 19-го века, поэтому советует жене пообщаться с одним из приглашенных – своим новым адвокатом. "Потанцуй с ним!", – а потом обзывает ее шлюхой.

Проходят годы позора и мучений. Оба человека стремились к обыкновенному человеческому счастью. Но не достигли цели.

"Он" — выходец из средневековья. Он живет среди пыльных идей, которые до сих пор роятся в пыльных углах его дома. Он садится в автомобиль, и шофер везет его в церковь. Он выходит из церкви, садится в автомобиль, и шофер везет его в гости к главному попу местного округа. Он встречается со своим адвокатом и требует, чтобы тот решил все вопросы. Он возвращается в дом, строит слугу, ложится подремать прямо в костюме. При взгляде на реальность его охватывает экзистенциальный ужас. Он не способен договариваться. Ему необходимы древние правила, традиции, ритуалы. Если слуга – значит, должен делать то-то и то-то. Если пастырь – то-то и то-то. Если жена –то-то и то-то. Шаг в сторону вызывает панику, ужас, смятение. И агрессию.

Но мир изменился. Попытка повернуть мир вспять для героя-реакционера сопряжена с конфузом. А попытку изменить себя герой не предпринимает, поскольку это слишком низко для его положения. Да уже и никак.

Кадр из фильма "Он" (1953)
Кадр из фильма "Он" (1953)

Следуя традиционному порядку, человек дожил до "представительного" возраста и не заметил, как изменилась жизнь, насколько она стала быстрей. Как люди стали свободней, раскованней. Как стали честней перед собой и другими. И лишь глубокое уважение, те самые традиции заставляли жену до последнего следовать за мужем и его причудами...

Думаю, "Он" Бунюэля – это дань памяти его деревни, откуда он уехал в начале 00-х в Мадрид (и офигел, увидев совершенно новый мир).

Как вы думаете, чем закончится эта история? История женщины, которая внезапно угодила в замкнутый мирок набожного, своенравного, властного девственника, выросшего по законам традиционной мужской власти, который ей представлялся обходительным, тонко чувствующим, ранимым господином?

А чем эта история закончится для него?

Оценка: 7,0 из 10.

Режиссер: Луис Бунюэль.
Сценарий: Луис Бунюэль, Луис Алькориса (по роману Мерседес Пинто),
Оператор: Габриэль Фигероа,
Композитор: Луис Эрнандес Бретон.

В главных ролях: Артуро де Кордова, Делия Гарсес.
В ролях: Аврора Уолкер, Карлос Мартинез Баэна, Мануэль Донде, Рафаэль Банкельс.

Кадр из фильма "Он" (1953)
Кадр из фильма "Он" (1953)

Интересные факты о фильме:

  • Премьера фильма в Каннах вызвала оторопь. На премьере случайно оказались ветераны войны, пришедшие на какой-то патриотический фильм, и они подняли в зале улюлюканье.
  • Считается, что картина оказала влияние на становление художественного метода Романа Поланского и Карлоса Сауры

Читайте также на моем канале:

Луис Бунюэль. Режиссеры-сюрреалисты
Владимир Гордеев27 марта 2023
Желание (1998, Франция - Португалия, драма / эротика): Обсессия
Владимир Гордеев8 августа 2024