22-летняя Катрин Денев после съемок в знаменитом мюзикле "Шербургские зонтики" сыграла маникюрщицу Кэрол в триллере "Отвращение".
Это второй фильм Романа Поланского и первый его фильм, снятый в Западной Европе. После того, как дебютная кинолента Поланского "Нож в воде" (читайте мою рецензию на него - ЗДЕСЬ) была обругана польскими критиками, Полански уехал за бугор...
Фабулу можно описать одной фразой: Элен, старшая сестра Кэрол, уезжает с хахалем в отпуск, Кэрол остается одна в большой пустой квартире и сходит с ума.
На самом деле, она давно, по-видимому, стала сходить с ума. Она постоянно "залипает", медленно реагирует на то, что ей говорит хозяйка салона, шугается мужчин. Сестра, благодаря своему постоянному присутствию и участливости, была связующим звеном между бездной, в которой находится сознание Кэрол, и реальностью. Отъезд сестры окончательно оборвал связь Кэрол с окружающим миром.
Фильм снят реалистично, но содержит элементы сюрреализма. Кое-что в нем напоминает экспрессионистские фильмы Фридриха Мурнау.
И хотя основное действие происходит в квартире, где одиночество Кэрол особенно ярко проявляет свою зловещую суть, в "Отвращении" много уличных сцен. Например, характерная сцена (этот нюанс любят расписывать на все лады различные психологи и психотерапевты): Кэрол видит перед собой трещину в асфальте и не может ее перешагнуть. Она садится на скамейку и тупо смотрит на эту трещину, пытается в ней что-то разглядеть.
Точно так же ее разум дал трещину, и эта трещина становится шире, более того, разветвляется.
В какой-то момент Кэрол видит трещину наяву: у нее на глазах в стене в комнате появляется трещина, причем это явление сопровождается характерным треском...
В общем, "Отвращение" немного перекликается с шедевром Ингмара Бергмана "Сквозь тусклое стекло" (читайте о фильме - ЗДЕСЬ).
У Кэрол есть ухажер, которого она не замечает. Он понимает, что с ней явно что-то не так (сестра, например, этого не понимала, потому что привыкла к замкнутому характеру Кэрол). В какой-то момент он - на свою беду - заявляется к ней домой...
В "Отвращении" шедеврально сделана сцена с визитом хозяина квартиры, который пришел за квартплатой. Это единственная юморная сцена в фильме (юмор, конечно, черный, чисто в духе Поланского). Кэрол неуклюже прибила доску к дверному проему, чтоб никто не мог войти. Хозяин, услыхав какую-то возню за дверью, понял, что дома кто-то есть, но не хочет открывать. Он открывает дверь, с легкостью отрывает доску ногой и заходит внутрь. По пути он комментирует все, что видит. Он настолько туп и самоуверен, что не замечает ничего странного, хотя странного тут - вагон и маленькая тележка. Более того, он начинает клеиться к Кэрол. На свою беду!
Когда Элен возвращается из отпуска, она испытывает шок...
Оценка: 8,5 из 10.
Режиссер: Роман Полански
Сценарий Роман Полански, Жерар Браш
Оператор: Гилберт Тэйлор
Композитор: Чико Хэмилтон
В главной роли: Катрин Денев.
В ролях: Иэн Хендри, Джон Фрейзер, Ивонн Фюрно, Патрик Уаймарк, Рене Хьюстон.
Интересные факты о фильме:
- Полански использует в фильме естественную перспективу: камера находится на том же расстоянии, на котором бы теоретически мог находиться наблюдатель. Фокусное расстояние соответствует полю зрения человеческого глаза. Таким образом, зрителю легче поверить в реальность происходящего на экране. Зритель медленно погружается в действие, а затем, в нужное время, резкий оркестровый диссонанс отталкивает, или отвращает, зрителя. Грегори в своём документальном фильме «Британский фильм ужасов», называет этот приём «Венериной мухоловкой». Чтобы достичь этого эффекта, Полански концентрируется на деталях, которые не продвигают вперёд основное действие фильма, скучающий зритель погружается в подобие гипнотического сна. Тем самым, в нужный момент достигается усиление шокирующего воздействия на зрителя. Сам Полански описывает этот эффект так:
"Во время первых просмотров, я видел людей, выпрыгивающих из своих кресел. Я испытывал удовлетворение, я думал «это работает, мы шокировали их». Но мы можем шокировать кого-то, только если предварительно убаюкаем его, только когда он уже находится на грани скуки".
Читайте также на моем канале: