Найти в Дзене

«Синдром кончика карандаша» — о чём молчит нежелание делать уроки

Если ваш ребёнок каждый вечер устраивает театральную постановку «Я забыл тетрадь», «Почерк — это не главное» и «Домашку делает кот», — поздравляю: вы познакомились с синдромом кончика карандаша.
Это неофициальный, но очень точный термин, которым психологи называют сопротивление учебной деятельности. Оно не про лень и не про характер. Оно про внутренние процессы.
🧠 Что на самом деле стоит за «не хочу»:
• 📉 Усталость и эмоциональное выгорание (да, даже в 8 лет).
• 🧩 Перфекционизм — страх сделать «неправильно» парализует.
• 🫥 Недостаток уверенности в себе: ребёнок боится, что он «глупый» или «не справится».
🪄 Что может помочь:
1. Маленькие шаги. Вместо «садись делать всё» — «давай начнём с одного примера».
2. Право на ошибку. Скажите: «Ошибки — это способ научиться».
3. Поддержка вместо контроля. Вместо «Ты опять не сделал?» — «Хочешь, подумаем вместе?»
4. Двигательные паузы. Немного прыжков, растяжки, кружок вокруг стола — и мозгу снова легче думать.
✨ Иногда желание «ни

Если ваш ребёнок каждый вечер устраивает театральную постановку «Я забыл тетрадь», «Почерк — это не главное» и «Домашку делает кот», — поздравляю: вы познакомились с синдромом кончика карандаша.

Это неофициальный, но очень точный термин, которым психологи называют
сопротивление учебной деятельности. Оно не про лень и не про характер. Оно про внутренние процессы.

🧠 Что на самом деле стоит за «не хочу»:
• 📉 Усталость и эмоциональное выгорание (да, даже в 8 лет).
• 🧩 Перфекционизм — страх сделать «неправильно» парализует.
• 🫥 Недостаток уверенности в себе: ребёнок боится, что он «глупый» или «не справится».

🪄 Что может помочь:
1.
Маленькие шаги. Вместо «садись делать всё» — «давай начнём с одного примера».
2.
Право на ошибку. Скажите: «Ошибки — это способ научиться».
3.
Поддержка вместо контроля. Вместо «Ты опять не сделал?» — «Хочешь, подумаем вместе?»
4.
Двигательные паузы. Немного прыжков, растяжки, кружок вокруг стола — и мозгу снова легче думать.

Иногда желание «ничего не делать» — это способ сказать: «Я устал быть идеальным». Давайте учить детей быть не идеальными, а живыми.

-2