Найти в Дзене
Дом Римеоры

Пространства, потерянные языками

Карта языков мира отражает события мировой истории. Большие связные пространства, где говорят на одном или на близкородственных языках, указывают на экспансию, случившуюся в последние одну-две тысячи лет. Такую картину мы видим в чёрной Африке или на островах Тихого океана. И наоборот, долговременное существование без существенных потрясений, приводит к расщеплению языков на отдельные наречия, группы, семьи. Результаты можно было наблюдать в Австралии и многих регионах Америки до прихода туда европейцев. Расчленённый горный рельеф сам по себе лишь способствует разделению языков, но не оказывает определяющего воздействия. Он может создавать серьёзные препятствия завоевателям, и тогда мы получаем крайне пёструю языковую картину, сдобренную, к тому же, многочисленными реликтами. Такое мы видим на Кавказе или на Новой Гвинее. Однако перед действительно серьёзной силой, которая подкреплена политической волей, горы отступают. Самые высокие нагорья Земли — Тибет и Анды. Но там языковая карти

Карта языков мира отражает события мировой истории. Большие связные пространства, где говорят на одном или на близкородственных языках, указывают на экспансию, случившуюся в последние одну-две тысячи лет. Такую картину мы видим в чёрной Африке или на островах Тихого океана. И наоборот, долговременное существование без существенных потрясений, приводит к расщеплению языков на отдельные наречия, группы, семьи. Результаты можно было наблюдать в Австралии и многих регионах Америки до прихода туда европейцев.

Расчленённый горный рельеф сам по себе лишь способствует разделению языков, но не оказывает определяющего воздействия. Он может создавать серьёзные препятствия завоевателям, и тогда мы получаем крайне пёструю языковую картину, сдобренную, к тому же, многочисленными реликтами. Такое мы видим на Кавказе или на Новой Гвинее. Однако перед действительно серьёзной силой, которая подкреплена политической волей, горы отступают. Самые высокие нагорья Земли — Тибет и Анды. Но там языковая картина сравнительно единообразна — именно потому, что в этих регионаах недавно существовали мощные военные державы.

Самый известный пример экспансии являют индо-европейские языки. После Великих географических открытий и последующей колонизации на основных европейских языках стали говорить целые континенты. На обширных территориях они стали родными и единственными. Тем удивительнее тот факт, что в некоторых других регионах индо-европейские языки последнюю тысячу лет свои позиции теряли.

Это Великая степь. Во времена Античности она была населена кочевыми народами, по крайней мере некоторые из которых говорили на иранских языках. Древняя, ныне вымершая ветвь индоевропейских языков, которые сейчас называют тохарскими, была распространена восточном Туркестане (Синцзян-Уйгурский автономный район КНР) и оставила после себя богатое письменное наследие.

Это Средняя Азия. Прежде Согдиана также была ираноязычной. Тысячу с небольшим лет назад её захватили тюрки, язык которых стал признаком принадлежности к военной элите. Но языком городов и культуры оставался персидский. Двуязычие было подорвано уже в советское время, когда центральные власти решили провести национальное размежевание по признаку того, на каком языке говорит "простой народ", т.е. сельские жители. После этого основные городские и исторические центры региона оказались в тюркоязычном Узбекистане, тогда как ираноязычному Таджикистану остались горы и неудобья.

Это, наконец, Малая Азия. Регион из которого нам известен древнейший письменный индоевропейский язык — хеттскиий. Со временем анатолийские языки вышли из употребления, а употреблявшие их народы ассимилировались, став греками или армянами. Но в XI веке на полуостров вторглись тюрки. Они подчинили себе сначала внутренние горные области Анатолии, а потом её западную часть и побережья. Финал наступил в начале XX века. Большинство армян было вырезано. Греков — тех, кто не погиб от погромов, — переселили на Балканы. С тех пор Турция официально считает себя моноэтничной страной — хотя противники такого определения есть и весьма известны.

Во всех трёх случаях индо-европейцев сменили тюрки. Тюркизация центральной Азии стала, пожалуй, последней волной языковой экспансии на континенте, не считая заселения Сибири русскими. И это странно, потому что пик геополитического могущества тюрок пришёлся в на VI век. С тех пор в Великой степи много чего произошло.

В качестве контрпримера можно привести тунгусские народы. Самый известный из них, чжурчжэни, выйдя из под власти Тюркского каганата, захватил земли северного Китая и долины Амура и создал на них мощное государство — империю Цзинь. Эта держава была разрушена Чингисханом, причём значительную часть её населения уничтожили физически. Но чжурчжэни выжили. В XVII веке они, переименовавшись в маньчжуров, захватывают уже весь Китай и основывают империю Цин, простоявшую до 1910 года.

Для их языка эта фантастическая победа обернулась катастрофой. Родовые земли маньчжуров в Приамурье обезлюдели, а переселенцы в Китай свой язык забыли. Сейчас последними его носителями являются сибо — потомки маньчжуров, направленных в XVII веке в Синьцзян, на охрану западной границы.

Похожим образом развивались события в северной части тунгусского ареала. Эвенки играли заметную роль в монгольской орде. С ней же и сгинули, а их земли заняли тюркоязычные якуты. Сейчас тунгусо-маньчжурские языки являются вымирающими: на них говорит едва более 100 тысяч человек.

И это хотелось бы обсудить. Все народы Великой степи за последние 1,5 тысячи лет прошли через взлёты и падения. Почему же тюрки разнесли свою речь по странам и народам; монголы, при всей их славе и мощи, остались при своих; а тунгусы язык практически потеряли? Приглашаю высказываться в комментариях.

Updt: смотреть обсуждение статьи.