Найти в Дзене

В-А Моцарт – Дон Жуан или наказанный развратник, реж. Б. Покровский, Большой театр, Камерная сцена

"Дон Жуан или наказанный развратник". Сцена из спектакля. Командор (А. Маркеев), Дон Жуан ( А. Полковников, фото с официального сайта Большого театра
"Дон Жуан или наказанный развратник". Сцена из спектакля. Командор (А. Маркеев), Дон Жуан ( А. Полковников, фото с официального сайта Большого театра

Обычно я на одну и ту же оперу иду в редких случаях: либо она моя любимая, либо посмотрела какую-то постановку, которая мне не особо понравилась - иду в поисках лучшего варианта.

С «Дон Жуаном или наказанным развратником» случилось второе. В прошлом году постановка МАМТ произвела удручающее впечатление

а поскольку я очень люблю Камерную сцену Большого, то обнаружив, что ДЖ там все-таки иногда бывает, решила сходить.

И знаете, это был такой праздник, такие яркие эмоции вызвал спектакль, что опера переместилась уже в разряд любимых, в следующий раз захочется ее послушать именно ради удовольствия.

Что этому способствует? Во-первых, конечно, хорошие музыканты и исполнители главных партии. Если дирижирует Алексей Верещагин – все с музыкой отлично!

Дон Жуан все же должен считываться, как харизматичный, страстный, видный мужчина, обладающий не подлежащими сомнениям навыками обольщения – Александр Полковников продемонстрировал именно такого героя.

К тому же его голос в этой опере звучит особенно ярко, объемно, красиво - как будто бы лучшая партия, в которой доводилось мне его слышать. Попадание в образ 100%!

Дон Жуан Полковникова жизнерадостный, дерзкий, уверенный в себе и очень смелый.

А каков Лепорелло у Алексея Прокопьева! Тоже не раз слышала этого артиста на Камерной сцене и как будто бы именно в этой партии он идеален и вокально, и артистически.

Лепорелло ( А. Прокопьев) и Дон Жуан ( А. Полковников), фото с официального сайта Большого театра
Лепорелло ( А. Прокопьев) и Дон Жуан ( А. Полковников), фото с официального сайта Большого театра

Очень понравилась Анна Бауман (донна Эльвира) – хороший голос и точный портрет созависимой женщины. Интересными красками заиграла партия дона Оттавио в исполнении Руслана Бабаева (в МАМТе этот персонаж вообще показался незаметным). Татьяна Федотова (донна Анна) сперва вызвала какую-то антипатию, только потом я поняла, антипатию, благодаря выбранным интонациям и сценическому поведению вызывает ее героиня (смесь страдания и ханжества). Чертовка Церлина ( Екатерина Ферзба) и простоватый Мазетто ( Кирилл Филин) - да. вроде прекрасно знаю этих артистов, слышала их в самых разных операх, но здесь они воспринимаются неотделимо от своих партий! Каст очень-очень впечатляющий.

Донна Анна ( Т. Федотова), дон Оттавио ( Р. Бабаев), фото с официального сайта Большого театра.
Донна Анна ( Т. Федотова), дон Оттавио ( Р. Бабаев), фото с официального сайта Большого театра.

И конечно очень важна режиссура, чтобы проникнуться оперой и начать думать не только об исполнительской стороне, но и поразмышлять об актуальности, о том, как все соотносится с днем сегодняшним.

Почитала, что писал Покровский, знаете, очень любопытно:

«Автор определил жанр оперы dramma giocoso и заключил во второй половине названия оперы — «наказанный развратник» — зерно, суть, квинтэссенцию произведения. Его-то и постарались «забыть» в ХIX и XX веках. Вычеркнули даже из афиш. Как же, это компрометировало «смелого и решительного» героя, сокрушающего лицемерные устои общества, утверждающего «мятежный дух человеческой личности». Так стали трактовать образ тогдашние ниспровергатели театральной морали. Такому смельчаку, как Дон Жуан, все дозволено. Тем более что он — богатый и знатный ДОН, то есть имеет феодальное право наказывать и подчинять, покупать и продавать. Дон Жуан не только личность. Это ещё и явление, олицетворяющее общественное зло, предельный и циничный эгоизм, «радости жизни» за счет других. Он — сеятель страданий, обид, несправедливости и порока. Он — развратник, который должен быть наказан. И он наказан у Моцарта. Наказан, но не покорён.»

Постановке более 30 лет и как бы не хотел великий БП, чтобы все пороки ДЖ были наказаны, сейчас, видимо, пришло такое время, что персонаж снова воспринимается иначе.

Мало того, что Жуан не покорен, так и его неуемная энергия не кажется такой уж темной.

Все происходящее в опере выглядит не так ужасно с точки зрения отношения к женщинам: в нынешние времена всевозможные пикаперы ведут себя куда более цинично, подло и жестко. Обманутые, обольщенные дамы и девушки из либретто словно сами обманываться рады. Феодальное право наказывать и подчинять, покупать и продавать – посмотрите на Лепорелло, он страдает от унижений, но стоит добавить ему звонких монет – готов поддержать любой проступок и даже преступление своего работодателя (в наше время, увы, тоже очень распространенная практика).

Как будто мы уже попривыкли к несправедливости и не хватает нам четкого деления на белое и черное.

Неизменно актуальным выглядит наказание Дон Жуана в первую очередь за убийство, шаги Командора (А. Маркеев) вызывают реальный ужас, жизнь не должна отниматься так легко и играючи.

Когда на Камерной сцене играют «Дон Жуана», то часть действия переносится в зал. Задние ряды приподнимают, а в основном пространстве убирают кресла справа, слева ряды ставят по диагонали. У меня был пятый ряд, в целом все видно, но обладателям мест на первых рядах будет особенно увлекательно.

Теперь после такого режиссерского решения Покровского мне кажется, что «Дон Жуан» просто создан для камерного пространства. Сосредоточение эмоций и страстей максимальное, опере не требуется никакая массовка (пирующие крестьяне очень даже весело пировали и танцевали на небольшом пятачке), ничего не надо придумывать для заполнения пустых мест. А как здорово поместили оркестр – на сцену за декорацией ворот! Подсвеченные партитуры у музыкантов на подставках – как сотни свечей добавляли таинственности. Не совсем поняла. где располагался клавесин, но расположение это - максимально удачное, обычно звук этого инструмента « убирается» оркестром. Тут же клавесин звучил, как инструмент ангелов. Да, Борис Александрович слышал и понимал музыку, это определенно.

Не раз вспоминалась тоскливая версия в МАМТе, в которой Моцарт воспринимался как-то отдельно от творящегося на сцене нуара.

Поэтому за «Дон Жуаном» - только на Камерную сцену ( и на состав, который был у меня)

Дон Жуан, поклоны
Дон Жуан, поклоны