Начать можно с того, что, вообще-то, – смогла. В прошлом веке собственное производство пассажирских самолётов в Японии было налажено. Но почти сразу после выпуска крошечной серии прекратилось. Любопытно в этой истории то, что японский авиапром рухнул на взлёте именно во времена бурного развития страны, когда Япония считалась лидером технологического прогресса, а Голливуд громко паниковал, описывая, как узкоглазые (тогда именно японцы, а не китайцы) вслед за Австралией, на корню скупают и Америку… Олдфаги вспомнят серию «Робокоп», – там об этом.
Между тем, Япония выпускает истребители для собственных ВВС.
Как и Швеция. Шведы тоже выпускают истребители, и пытались наладить выпуск лайнеров. Но с лайнерами – не получилось и у них.
Список стран где производятся только военные самолёты, кстати, получится длинным. Так что можно, не тратя времени, переходить к делу. Если же по делу, то моя заметка о посреднической торговле предсказуемо вызвала сильную ненависть. Многим стало обидно за производителей.
Правда же именно в том, что производство – дело нехитрое. Тут заведомо нет ничего, с чем можно не справиться. Производство чего угодно в любом количестве можно где угодно наладить, – даже не обязательно в Китае. Можно и в Антарктиде. Все проблемы решаемы. Просто цеха и дороги нужно построить, сырье, комплектующие и оборудование купить, технологии разработать, специалистов нанять, рабочих обучить. Это будет стоить денег, но, – как правильно говорят евреи (которые редко говорят неправильно) – если проблему можно решить за деньги, это не проблема, а траты.
Вот, производство, как таковое, это не проблема, а траты.
Но траты может взять на себя государство. И тогда это не проблема тем более. У государства много денег. А если не хватит, оно ещё напечатает.
По этой причине, страны желающие производить на своей территории военную технику для своих армий, – авиатехнику в том числе, – обычно это и делают. Всего-лишь вопрос затрат.
Однако, с лайнерами так не получается. В отличие от истребителей, производство которых государство оплачивает, и само же их забирает, лайнеры надо продавать. Это производство рассчитанное на прибыль.
Продать же что-то, это уже не «траты», а именно грандиозная, запредельной сложности проблема. Поскольку желающих что-то производить в мире отбою нет, продать есть какой-то шанс только то, что лучше или дешевле, чем у других.
Вот, японцы не сумели сделать лайнер лучше американского. Какой-то сделали, он даже летал, но – ничем не лучше и не дешевле. Делать же что-то не лучше всех, занятие пустое, и объективно вредное, ибо разорительное.