22 октября отмечает 55-летний юбилей один из создателей «Квартета И» Александр Демидов. О своём возрасте артист рассуждает с долей грусти.
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала.
– Я до сих пор не могу привыкнуть к тому, что мне исполнилось пятьдесят, а тут надо привыкать к новой цифре, - грустно улыбается Александр. - Безусловно, момент кризисный, не очень приятный и не очень позитивный. После пятидесяти лет часто возникает ощущение, что ты уже практически всё сделал. То есть такое подведение итогов без какой-либо перспективы. Без иллюзий, что дальше будет только лучше и интересней. Это можно считать своего рода депрессией, кризисом. К тому же стали умирать знакомые, близкие люди, артисты, с которыми я работал. Это тоже давит и подчёркивает твой возраст. И создаётся ощущение быстротечности времени, когда что-либо загадывать можно только на ближайший вечер или в лучшем случае на завтрашний день.
Но всё-таки я стараюсь всячески бежать от этого «дыхания смерти» и от подведения итогов. Заменяю их положительными моментами. Например, один из таких моментов – роль в спектакле нашего театра «Пассажиры отложенных рейсов». Мы выпустили его в декабре прошлого года, но и сейчас кое-что переделываем, дополняем. Ещё радуюсь своей даче: что-то достраиваю, стараюсь создать уют, можно попариться в бане, половить рыбу. А есть и бытовые радости – побыть с женой, погулять с собакой, погладить кота. На этом сейчас пытаюсь сконцентрироваться. А ещё в голове рождаются всякие мелодии и стихи.
– Вы по-прежнему записываете собственные песни и выступаете с ними?
– Для всего этого требуется энергия, а после пятидесяти я ощущаю снижение энергетического потенциала. Я говорю не о творческой, а именно о жизненной энергии. Всё стало тяжелее. Тяжело просыпаться и вставать, тяжело ходить… Но, замечу, не из-за диагноза, как понаписали эти гады! А просто лёгкость потихоньку ушла. Я ведь не веду здоровый образ жизни. Наверное, если бы ходил в спортзал, обливался холодной водой и так далее, у меня было бы больше энергии, задора и радости. А так… То коленка заболела, то плечо. То ли бурная молодость, то ли просто паспортный возраст сказывается.
Заметил, что раньше собирались с друзьями и говорили больше о женщинах, о сексе, кто на какой вечеринке побывал, что смешного произошло у кого-нибудь на дне рождения. А сейчас на дни рождения уже не особенно хочется идти. Хочется побыть в тишине в уединённом месте. И то не получается, потому что здесь гавкает соседская собака, там кто-то проснулся в субботу с утра пораньше и уже долбит перфоратором.
Но недавно собрал свой новый коллектив «ДемидоBand» с молодыми талантливыми музыкантами, и мы выступили на фестивале радиостанции «Наше радио». Например, вместе с Нонной Гришаевой спели мою новую песню «Звёзды». Получил огромное удовольствие от того, что вернулся в океан музыки. На 1 ноября уже запланирован мой концерт к 55-летию в баре «Гнездо глухаря».
– Не так давно в интернете прочитал о вас странную заметку: дескать, с вашим здоровьем всё очень плохо, осталось жить чуть ли не считаные дни. Что случилось?
– (Смеётся.) Видимо, писать уже не о чем. Просто состоялась премьера нашего фильма «Один день в Стамбуле», меня там сфотографировали – в костюме, очках. И кто-то отметил, что я очень поправился, а значит, у меня проблемы со здоровьем и я нахожусь на краю. Даже не обратили внимания, что я пришёл на премьеру всё-таки на своих ногах! (Смеётся.) Начали писать всякую дрянь. Телефон мой разрывался, пришлось всех успокаивать. Вот такая у нас журналистика, в плохом смысле этого слова. И даже если бы со мной действительно что-нибудь случилось, наоборот, надо иметь такт и не трогать человека. Нет, они муссируют и разносят.
Прошлым летом я давал интервью видеопорталу, и корреспондентка пытала меня на тему алкоголя: сколько я выпивал в молодости, как сейчас отношусь к спиртному. Я отвечал честно, но в какой-то момент попросил: давайте уже переведём наш разговор в другое русло, почему мы об одном и том же? Потом писали: кого вы пригласили на интервью, до чего он себя довёл? Пришёл в какой-то разодранной майке и шлёпках. Хотя на мне были стильные сабо, а кроме майки – модный чёрный кардиган. Я давно заметил: подавляющее число комментаторов пышут какой-то злобой, завистью, страдают неадекватностью. Не понимаю, откуда в них это. Не хочу проводить параллели и сравнивать себя с ушедшим поколением великих людей, но… Представьте, например, Ролану Быкову пишут: «Ролан Антонович, вы за последнее время поправились». Или Юрию Никулину: «Юрий Владимирович, как вам не стыдно, вы совсем раздобрели! Вспомните себя худенького в комедиях Гайдая, а теперь вы ещё и седенький…»
– Прочитал отзывы о фильме «Один день в Стамбуле». Среди прочих встречается мнение, что этот проект – «смерть «Квартета И». А ещё фильм называют «заказухой» банкира Вадима Беляева, о котором идёт речь в картине. Вы читали эту критику?
– Вообще стараюсь такое не читать, ведь всегда находятся какие-нибудь недовольные люди. Причём высказываются они в уничижительной форме. Да, наш фильм снят по реальным событиям, в которых действительно участвовали некоторые артисты «Квартета И». По сюжету, герои приехали на похороны и вспоминают близкого человека. Некоторые возмущаются: как они смеют шутить над трагедией? В ответ предлагаю этим критикам вспомнить поминки ваших друзей, близких (не дай бог). Что обычно происходит? Начинаются разговоры, все вспоминают о человеке хорошее, в том числе смешное. И это показатель того, что ушедший был разноплановой, многогранной личностью, в которой всё намешано.
У нас есть спектакль «Квартетник», где в монологе я рассказываю о нашем однокурснике в ГИТИСе, которого отчислили за профнепригодность. Показываю примеры того, как он делал домашние задания, как хорошо был подготовлен. И вывод такой – комиссия иногда ошибается, оценивая способности и таланты студентов. И вот одна женщина написала – как вы можете так плохо говорить об однокурснике? Ведь вы даже больше не встречались с ним, не интересовались его судьбой! Моя жена была на нашем спектакле, а рядом сидела женщина, которая весь вечер причитала: «Господи, зачем я сюда пришла!» Ну, если вам не нравится, как мы рассказываем о своём приятеле, как вспоминаем наши весёлые вечеринки и прожитый отрезок жизни, – тогда идите в ресторан есть омаров.
И потом, какие нам сейчас нужны фильмы и спектакли? Неужели исключительно добрые, позитивные, с положительными героями, не имеющими недостатков? А где же тогда реальная жизнь, которая соткана из противоречий, боли, несправедливости и так далее? Конечно, многим нравятся наши ранние «фильмы-разговоры» (картины «О чём говорят мужчины» и «О чём ещё говорят мужчины». – О,П.), где четверо молодых, ещё не поправившихся мужчин едут развлекаться. Однако мы как авторы и как артисты становимся мудрее, развиваемся, задумываемся о вечном, о разных аспектах жизни. Мы уже сняли много лёгких фильмов – «День радио», «День выборов», «Быстрее, чем кролики». Но меняется время, меняются люди, меняемся мы, меняется обстановка вокруг нас. Юмор не исчез, просто он перешёл в другую стадию развития. Мне не нравятся эти разговоры, что мы исписались, что нам уже нечего сказать… Нет. Просто появились более серьёзные проекты – например, «Громкая связь», «Обратная связь», «Один день в Стамбуле». Недавно мы написали новую пьесу «Пассажиры отложенных рейсов», где четыре человека встречаются в аэропорту и тоже разговаривают. Кто-нибудь наверняка скажет – ну сколько можно говорить? А я отвечу: почему бы и нет, если им есть что рассказать? У каждого персонажа имеется личная проблема, и в аэропорту он откровенничает с собеседником, которого больше никогда не встретит. Такое часто случается в самолётах, поездах, такси…
– То есть критику в адрес «Квартета И» вы не принимаете?
– Почему же? Я не против критики, но она должна быть как минимум конструктивной. Что не нравится, почему?.. А не просто – ой, надоели, ой, задолбали, ой, сколько можно!.. Хочется, чтобы эти псевдокритики сами себе ответили на вопрос: а что вы сделали в этой жизни? Вот у нас за спиной десятки спектаклей и фильмов. У нас есть поклонники, нас хорошо знают – притом что мы практически не участвуем ни в каких телешоу, конкурсах, развлекательных передачах. Мы спокойно занимаемся своим делом: пишем тексты, ставим спектакли по собственным пьесам, играем, снимаем фильмы. В последнее время исполняем ещё и музыкальный спектакль с Леонидом Агутиным, собираем залы по пять-восемь тысяч зрителей. Нам радуются, нам аплодируют за то, что мы на какое-то время отвлекли людей от негатива.
– Прочитал, что до семи лет вы жили в Свердловске, потом переехали к отцу в Рязань, где пришлось привыкать к новой семье.
– Понимаете, мои родители развелись, когда мне не было и четырёх лет. Потом переезд в другой город… Меня привезли в новую семью, значит, надо как-то ассимилироваться, подстроиться под незнакомую женщину, научиться называть её мамой, привыкнуть к ней. Потом появились две сестры-близняшки, это тоже внесло в моё детство… отсутствие детства. Мне было восемь лет, когда они родились, а мы жили в комнате двенадцать квадратных метров, без горячей воды. И потом, в семье всегда существовали табу – например, нельзя было говорить о моей родной маме. Я рос стеснительным и ранимым мальчиком… Потом отыскал родную маму, прошёл долгий путь сближения с ней. К сожалению, родители, которые меня воспитывали, уже умерли. А мама жива, ей 77 лет, и мы с ней давно нашли общий язык.
– А о чём в детстве мечталось? Сцена, успех?
– Не помню, чтобы мечталось о чём-то особенном, но я очень любил устраивать вечера, где читал стихи, танцевал и пел. Потом сестрички стали принимать участие в программе, мы даже продавали билеты на наши выступления… Ну какие мечты? Просто беззаботное детство. Как сказал Януш Корчак, который был сожжён в немецком концлагере вместе со своими воспитанниками, – даже в концлагере ребёнок остаётся ребёнком.
Я очень любил ходить в кино. Помню, нравился фильм «Случай в квадрате 36-80», где показывали десантников. Любил фильмы про красноармейцев, которые мчались на тачанках, стреляли, догоняли. Ходил на фильм «Карнавал» с Ириной Муравьёвой. И мне всё это нравилось, всё впитывал как губка. Был любознательным ребёнком. А благодаря папе я более-менее знаком с живописью, это тоже повлияло на меня как на личность.
– Папа же писал иконы?
– Иконы и картины. У меня вся квартира в его полотнах, от невероятных пейзажей до изображения разных церквушек. Он был атеистом, работал в органах внутренних дел, однако являлся творческим человеком. Я даже организовал в Рязани выставку его работ и посадил липовую аллею в честь отца.
– Как вас встретила Москва, когда после школы вы поступили в ГИТИС?
– Тут меня сшибло. (Смеётся.) В полной мере я начал жить, только когда оказался в Москве, в театральном институте. Меня захватил вихрь, я ошалел от того, что поступил и наконец-то стал взрослым. Общежитие, стипендия, и ты уже можешь выпивать, гулять. Вот мы с вами говорили об одиночестве… Мне всегда хотелось иметь рядом близкого человека противоположного пола, и чтобы меня окружали талантливые коллеги. С этим не получалось долгие годы. Был не очень удачный опыт в этом смысле, но это всё равно опыт. И только к сорока двум годам я нашёл свою Маргариту, с которой надеюсь жить дальше, вместе стареть и созерцать мир.
Но это случилось позже, а тогда, будучи студентами, мы на четвёртом курсе создали наш весёлый «Квартет И». Нам нравилось быть смешными. Казалось, в любой компании именно мы отвечаем за уровень юмора. Баловались, дурачились, смешили друг друга. Всё это выносили на сцену. А сейчас уже не хочется быть только смешным, хочется чего-нибудь более серьёзного. И хотя сегодня я по-прежнему остаюсь клоуном, рассматриваю себя как артиста трагикомического амплуа.
– Кстати, чуть-чуть о личной жизни. Как-то раз вы сказали, что в предыдущем браке вам мешала узнаваемость. Мол, вы нужны были только как популярный объект, который является источником денег.
– Если я так говорил, возможно, так оно и было. Союз распался, а значит, в нём отсутствовало более глубокое содержание. Но всё это уже в прошлом.
– Ещё прочитал, что само название «Квартет И» придумали именно вы. Это правда?
– Да, это я придумал. Сначала пришла мысль о квартете, ведь нас четверо. А потом возникла буква «И» – соединительный союз. «Квартет» и кто-то ещё.
– Со стороны кажется, что главные сочинители в вашей труппе – это Ростислав Хаит и Леонид Барац, поскольку они чаще выступают в главных ролях.
– Понимаете, тут происходит совместное творчество. Что-то придумывают они, а мы с Камилем Лариным потом обрабатываем материал, предлагаем, досочиняем. В процессе репетиций происходит импровизация. Поэтому мы все, безусловно, являемся соавторами наших проектов.
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку "поддержать". Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Календарь канала "Пераново перо":
22 октября 1926 года родился народный артист России Спартак Мишулин:
22 октября 1965 года родился актер, режиссер, исполнитель роли Буратино в известной киносказке Дмитрий Иосифов:
22 октября 1987 года писатели Иосифу Бродскому присвоили Нобелевскую премию по литературе:
22 октября 1990 года скончался народный артист России Николай Рыбников:
22 октября 2001 года ушел из жизни народный артист СССР Георгий Вицин:
Олег Перанов