Найти в Дзене
Воздух Писателя

#Райтобер. День 22: Идеальное первое предложение

Сегодня очень простое задание. Нужно написать всего одно предложение. Что может быть проще? Не вступление. Не описание. Не "было раннее утро". Первая фраза должна бить — интриговать, удивлять, пугать, цеплять. Читатель должен подумать: "Что? Как? Почему?" — и читать дальше. Зачем это нужно? Первое предложение — это крючок. В коротких формах, в соцсетях, в современной литературе у вас нет времени на разгон. Или цепляете сразу — или теряете читателя. А ещё первые строчки — то, в чём соревнуются великие писатели. Кафка, "Превращение": "Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое" Оруэлл, "1984": "Был холодный ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать" Маркес, "Сто лет одиночества": "Много лет спустя, стоя перед расстрельной командой, полковник Аурелиано Буэндиа вспоминал тот далёкий вечер, когда отец привёл его посмотреть на лёд" Набоков, "Лолита": "Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел" --
Оглавление

Сегодня очень простое задание. Нужно написать всего одно предложение. Что может быть проще?

Приём дня: Написать первое предложение, после которого невозможно не читать дальше

Не вступление. Не описание. Не "было раннее утро". Первая фраза должна бить — интриговать, удивлять, пугать, цеплять. Читатель должен подумать: "Что? Как? Почему?" — и читать дальше.

Зачем это нужно? Первое предложение — это крючок. В коротких формах, в соцсетях, в современной литературе у вас нет времени на разгон. Или цепляете сразу — или теряете читателя.

А ещё первые строчки — то, в чём соревнуются великие писатели.

Кафка, "Превращение": "Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое"

Оруэлл, "1984": "Был холодный ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать"

Маркес, "Сто лет одиночества": "Много лет спустя, стоя перед расстрельной командой, полковник Аурелиано Буэндиа вспоминал тот далёкий вечер, когда отец привёл его посмотреть на лёд"

Набоков, "Лолита": "Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел"

--

На самом-то деле, ответственности никакой на вас сейчас не лежит. Попробуйте написать такое предложение, из-за которого ваш целевой читатель (то есть человек, которому вам бы хотелось рассказать эту историю) возжелает прочитать, что там дальше.

Попробуйте представить, что пишете это предложение для одного конкретного человека, которого знаете.

Какие бывают типы зацепок:

  1. Временной парадокс (начать с конца, с середины, с будущего)
  2. Противоречие (соединить несовместимое)
  3. Шокирующее заявление (что-то, что требует объяснения)
  4. Конкретная странность (обычная ситуация + один странный элемент)
  5. Вопрос-загадка (не прямой вопрос, а ситуация, которая ставит вопрос)

По теме у меня есть вот эта статья:

Мои примеры:

Шок: Мама позвонила в три часа ночи и сказала, что отец жив.

Противоречие: Я не убивал свою жену, но похоронил её дважды.

Вопрос: Если бы я знал, что эта фотография убьёт трёх человек, я бы никогда её не сделал.

Неожиданное: В день, когда я решил покончить со всем, мне наконец-то позвонили из издательства.

Атмосфера: Дождь шёл третью неделю, и город начал забывать, что такое сухая земля.

Конкретика + странность: Письмо пришло через двадцать лет после того, как я его отправил.

Наше задание

Пишем ОДНО первое предложение. Только одно. После которого хочется узнать, что дальше.

Типы зацепок на выбор:

Временной парадокс / Противоречие / Шок / Странная деталь / Неожиданное открытие / Атмосфера с напряжением

Правила:

❌ Комментарии только для заданий и поддержки написавших

✅ Одно предложение — не больше

✅ После него должен возникнуть вопрос: "А что дальше?"

✅ Можно писать несколько вариантов

Поехали!

--

Все задания в подборке "Райтобер 2025"

---

Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.

❤️‍🔥 Понравилась статья? Лайк и подписка с вас!

Читайте мою книгу «Супермаг» на Author.today →

Супермаг - Макс Ридд