Найти в Дзене
Доктор Утин

Социальные сети и когнитивные способности ребенка

Активное использование соц. сетей детьми коррелирует со сниженными когнитивными способностями. Сюрприз-сюрприз, конечно. Свежее исследование опубликованное JAMA (2025): регулярное и растущее использование соцсетей у детей 9–13 лет связано со снижением когнитивных (прежде всего памяти и языковых) способностей. 📊 В исследование вошли 6 554 детей, за которыми наблюдали несколько лет в рамках крупнейшего проекта ABCD. В нем выделили три группы: Именно последняя группа показала наихудшие результаты в тестах чтение вслух, словарного запаса и «оперативной» памяти. А дети, почти не пользующиеся соцсетями — наилучшие результаты. В отличие от пассивного просмотра видео, соц. сети постоянно требуют реакции, проверки уведомлений, выбора, импульсивных решений, не управляемых пользователем, а диктуемое алгоритмами. Средний подросток сегодня проводит 5,5 часов в день за смартфоном, вне учебы, — значительная часть этого времени уходит именно на соцсети. 💡 Исследование наблюдательное — оно не доказы

Активное использование соц. сетей детьми коррелирует со сниженными когнитивными способностями. Сюрприз-сюрприз, конечно. Свежее исследование опубликованное JAMA (2025): регулярное и растущее использование соцсетей у детей 9–13 лет связано со снижением когнитивных (прежде всего памяти и языковых) способностей.

📊 В исследование вошли 6 554 детей, за которыми наблюдали несколько лет в рамках крупнейшего проекта ABCD. В нем выделили три группы:

  • 57,6% — практически не используют соцсети;
  • 36,6% — используют немного, но время постепенно растет;
  • 5,8% — активное и постоянно растущее использование.

Именно последняя группа показала наихудшие результаты в тестах чтение вслух, словарного запаса и «оперативной» памяти. А дети, почти не пользующиеся соцсетями — наилучшие результаты.

В отличие от пассивного просмотра видео, соц. сети постоянно требуют реакции, проверки уведомлений, выбора, импульсивных решений, не управляемых пользователем, а диктуемое алгоритмами.

Средний подросток сегодня проводит 5,5 часов в день за смартфоном, вне учебы, — значительная часть этого времени уходит именно на соцсети.

💡 Исследование наблюдательное — оно не доказывает, что использование социальных сетей приводит к ухудшению показателей когнитивных функций. Возможно детям, которым не нравится читать, больше нравиться листать.

Тем не менее эти данные усиливают аргументы за ограничение и контроля времени в соцсетях. Особенно в младшем подростковом возрасте — до 13-14 лет, когда идет активное созревание зон мозга, отвечающих за обучение и речь.

Что вы думаете о влияние социальных сетей на когнитивные способности взрослых?

⚠️ Информация, представленная в этом материале, предназначена исключительно для ознакомления и не является заменой консультации врача. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. При наличии симптомов или вопросов по здоровью — обратитесь к квалифицированному специалисту.

#здоровье #медицина #дети #Доктор_Утин #гаджеты #мозг

Источник фото: unsplash
Источник фото: unsplash