Возвращаясь к сентябрьскому разговору о мировых экранизациях великого русского романа "Война и жизнь", что был приурочен ко дню рождения Льва Николаевича Толстого, вспомним, пожалуй, и одну из самых прекрасных сюжетных линий. Историю любви Марьи Болконской и Николая Ростова.
Писатель сразу отрекся от домыслов, что за каждым из его героев стоит живой человек. Разве что допустил сходство образов Денисова и Марьи Дмитриевны Ахросимовой с реальностью. Но что бы классик ни говорил, пытливый читатель так и стремится усмотреть за литературным обликом настоящего современника прозаика.
В семейной истории графа Николая Ростова и княжны Болконской действительно очень много схожего с биографией родителей классика. Лев Николаевич рано потерял мать. Урожденная княжна Волконская ушла из жизни, когда маленькому Левушке едва исполнилось полтора года. Чуть позже не стало и отца. Оставшись без родительской любви, Толстой через всю жизнь пронес тепло сыновьего чувства.
Может, поэтому литератор был бесконечно благодарен Михаилу Башилову, первому иллюстратору "Войны и мира", как раз за создание художественного образа Болконской. Мастер работал над рисунками к роману еще при жизни писателя.
Княжна Марья стала графиней Ростовой осенью 1814-го, через два года после августовской случайной встречи с будущим мужем в Богучарове. Оказавшись в имении Болконских в поисках провианта для эскадронных лошадей, Николай Ильич стал свидетелем крестьянского бунта: - "Беззащитная, убитая горем девушка, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая-то странная судьба натолкнула меня сюда."
Богучаровские мужики, жившие большее время без барского присмотра, дикие, по определению старого князя, перед наступлением французов сами отказывались покидать дома и не выпускали молодую княжну. Ростов усмирил крестьян и вывез девушку из опасного места.
Симпатия возникла сразу. Последующая встреча случилась в Воронеже, где княжна остановилась у своей тетки, а Николай вновь прибыл по воинским делам.Тогда он и сообщил Марье, что князь Андрей ранен и находится под присмотром его сестры. Эта общая, практически семейная история, только сблизила влюбленных. Хотя ни слова признания не было сказано, оба чувствовали сильное сердечное влечение. И понимали, что оно взаимно.
Болконские и Ростовы едва не породнились перед войной. Старый граф, правда, противился браку сына. Все-таки фамилия владельцев Лысых Гор была родовитее. Да и состояние хозяина Отрадного заметно оскудело. Но духовные ценности в приоритете обеих семей были равные - честь, совесть, любовь к Отчизне.
И в отношениях между собой, несмотря на резкость старого князя, царила любовь. Что в одном доме, что во втором звучала большей частью русская речь. И друг к другу - это особенно подчеркивается в сериале - обращались ласково: - "Андрюша. Николушка." Никаких "Катишь" и прочих французских именных изысков.
Другое дело, что князь Андрей Николаевич и Наташа совсем далеки душевно. Недаром, наверное, молоденькая графиня призналась: - "Я его боюсь." А князь Андрей не нашел в своем сердце достаточно любви, чтобы простить девушку. Гордыня взяла верх. Вряд ли брак принес бы им счастье.
А вот Николай и Марья словно половинки одного целого, они чувствуют и понимают друг друга.
Марья во всем поддерживала мужа. В представлении Толстого это и есть идеал семьи. Пройдя многие испытания, в том числе войну и потерю родных, княжна и граф обрели свое счастье. И слова Пьера, обращенные к Наташе, в полной мере отражают и супругов Ростовых: -" Мы думаем, что как нас выкинет из привычной дорожки, все пропало: а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много."
Говоря сегодня о переносе на экран сюжетной линии княжны Болконской и молодого графа Ростова, вспомним картину Бондарчука и британскую киноверсию 2016 года, а также американский фильм с Одри Хепберн и сериал режиссера Роберта Дорнхельма.
По правде говоря, советская картина обошла стороной повествование о любви прекрасной пары. Важная семейная мысль, как еще со школы привычно называть идеи, заложенные классиком, практически ушла из экранизации. А кино Кинга Видора в идеализированной эстетике 50-х уже трудно воспринимать с точки зрения реальных жизненных ценностей.
Экранизация 2007 года, к сожалению, лишена художественной целостности. На мой взгляд, чрезмерное упрощение толстовского слога низводит диалоги до уровня латиноамериканской сериальной лексики. Пренебрежение авторским текстом при всем уважении к режиссерскому видению попросту сбивает с толку. Не совсем ясен оммаж "Унесенным ветром." Наташа не Скарлетт, а Болконский не Батлер, чтобы проводить такие откровенные параллели, как это прямолинейно сделано в сцене именин молоденькой Ростовой.
Но привлекательные моменты все ж таки можно найти. Вот как раз последовательность в отражении романтической истории Марьи Болконской и Николая Ростова. Молодой граф в исполнении Дмитрия Исаева показался узнаваемым образом. Да и собой хорош.
Но первенство безупречной интерпретации все-таки опять за работой Тома Харпера. Вновь, как и в отражении других центральных героев, вперед выходит кинематографическая версия ВВС 2016 года. Классические персонажи Толстого перенесены на экран с большой любовью и полным пониманием авторской семейной мысли.
Это ни в коей мере не умаляет достоинств советской экранизации, где решались совсем другие задачи. Художественный труд русского романиста настолько глубок и объемен, что каждый режиссер волен раскрыть близкую его мироощущению мысль.
Общая идеология картины как раз и диктует условия осмысления каждого образа. В британском сериале с его основополагающей семейной концепцией сюжетная линия Николая Ростова и Марьи Болконской удалась особенно хорошо.
Ирландская актриса Джесси Бакли с присущей ей театральной тщательностью отразила любимый женский образ Толстого. "Что мне нравится в Марье,- признается исполнительница. - Она не старается быть, как все, у нее простые идеалы - семья, любовь, счастье,религия. Она всегда пытается найти в людях хорошее, старается увидеть в них доброту и порядочность."
Говоря о княжне, частенько преувеличивают ее непривлекательность. И Толстой, описывая девушку, упоминает глаза небесной красоты, словно сразу одергивает сам себя. Все его любимые героини излучают тепло, что сходу вызывает расположение окружающих. Та же губернаторша Воронежа призналась: - "Право, какая девушка прелесть."
И сама героиня ценит в людях прежде всего душевность: - "Прекрасное сердце. Это то качество, которое я более всего ценю в людях."
Девушка со свойственной ей чуткостью сразу распознала сердечность в Николае . Все семейство Ростовых - воплощение добра и света.По замыслу Толстого, молодой граф похож на своего отца. Как Илья Андреевич, он так же добродушен и слегка беспечен.
Можно упрекнуть, мол, жили одним днем, о будущем не думали. Но это не совсем справедливо. Война жестко прошлась по благополучию семьи. Да и глубоко порядочный Николушка не смог противостоять коварству Долохова, 43 проигранных тысячи нанесли существенный урон финансам Ростовых. Разорение отрезвило молодого графа.
В счастливо-беспечной семье Ростовых, наверное, трудно взрослеть по-настоящему. Иногда кажется, что живя своей безоблачной жизнью, они пребывают в абсолютной гармонии с миром. Но действительность как раз и не терпит беспечности.
Особенно заметно это на примере Николая. Восторженный и открытый - он готов по-детски обнять и любить весь мир. Отношения с Соней тоже продолжение детской игры в любовь. Его взросление началось резко. После смерти отца он почувствовал ответственность за семью. И любовь его к Марье была чувством взрослого мужчины. И такой Николай существует только в экранизации ВВС, что совершенно согласно и с мыслью Толстого.
И этот путь личностного становления показан Толстым предельно честно. Так же последовательно показана история его отношений с Марьей и в сериале. В экранизации правдиво показаны события в Богучарове. В таких сложных условиях беспечный старший сын Ростовых проявил себя по-настоящему ответственным мужчиной.
Хотя разорение семьи едва не отвернуло Ростова от любви Марьи. И было бы бесконечно жаль добрую девушку. Но сила душевного влечения не стала спорить с житейской мудростью. Встретил своего человека - держи его крепче: - "Несколько секунд они молча смотрели в глаза друг другу, и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным."
" И какое мне дело, что подумают другие, "- сердцем рассудит сериальная Марья, увидев смятение любимого. Сомневался Ростов не в себе, его тревожило, как отнесутся другие к тому, что обедневший граф ищет руки богатой невесты. Толстой при всех его духовных помыслах все-таки всегда восхищает мудростью жизненных решений.
Молодых соединило вспыхнувшее чувство. И самым благодатным образом разрешило материальные трудности. Господь, что называется, управил. Вконец разоренная семья Ростовых обрела новое дыхание. Поселившись после свадьбы в Лысых Горах, Николай грамотно и ловко повел хозяйство. В три года приумножил доходы имений и закрыл отцовские долги. И поставил цель - выкупить родовое поместье Отрадное.
Кабы сериал ВВС оказался слабым, можно было быть благодарным ему только за сюжетную линию Марьи и Ростова. Но в картине все органично и славно, все соответствует одной из главных толстовских мыслей - семейной. Человек с его любовью, семья и дети - вот основа мироздания. Война историческое производное этой сложной жизни. Трагичное, страшное, больное, но преходящее.
Вечны только человеческие ценности. Нравственность, духовность, милосердие, патриотизм - все, что олицетворяют собой как раз светлые образы княжны Марьи и графа Ростова.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал, возможно. найдете что-то полезное для себя. Приятных знакомств с хорошими экранизациями классики.
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на другие публикации здесь: