Найти в Дзене

Хватит требовать справедливости у мира. Вы не в детском саду, а мир - не ваша мама.

Вот она, очередная «великая» боль современного человека. Несправедливость. Этот священный жупел, которым вы размахиваете на каждом углу, как дикарь - черепом своего врага. Вы видите ее везде - в политике, в зарплатах, в том, как нахальный сосед на джипе в очередной раз занял ваше парковочное место. И что вы делаете? Вы негодуете. Сжимаете кулаки. Пишете гневные посты во Вконтактике. И ждете. С упорством фанатика, ожидающего второго пришествия, вы ждете. Ждете, пока Мир - с большой буквы, как добрая, но строгая Мама - придет, увидит ваш праведный гнев, погрозит пальцем плохим парням и вернет вам вашу «конфетку». И вот в этом ожидании, в этом инфантильном, слюнявом требовании внешней компенсации и заключена вся мерзость, вся беспросветная трагедия современной психики.
Я, как психолог, говорю вам прямо: поиск вселенской справедливости - это костыль для ментальных инвалидов. Это дисфункциональное убеждение родом из вашей детской комнаты, где мама всегда делила яблоко поровну, а плохой маль

Вот она, очередная «великая» боль современного человека. Несправедливость. Этот священный жупел, которым вы размахиваете на каждом углу, как дикарь - черепом своего врага. Вы видите ее везде - в политике, в зарплатах, в том, как нахальный сосед на джипе в очередной раз занял ваше парковочное место. И что вы делаете? Вы негодуете. Сжимаете кулаки. Пишете гневные посты во Вконтактике. И ждете. С упорством фанатика, ожидающего второго пришествия, вы ждете. Ждете, пока Мир - с большой буквы, как добрая, но строгая Мама - придет, увидит ваш праведный гнев, погрозит пальцем плохим парням и вернет вам вашу «конфетку».

И вот в этом ожидании, в этом инфантильном, слюнявом требовании внешней компенсации и заключена вся мерзость, вся беспросветная трагедия современной психики.
Я, как психолог, говорю вам прямо:
поиск вселенской справедливости - это костыль для ментальных инвалидов. Это дисфункциональное убеждение родом из вашей детской комнаты, где мама всегда делила яблоко поровну, а плохой мальчик обязательно стоял в углу. Вы выросли. А ваша психика - нет. Она до сих пор верит в деда Мороза, только теперь его зовут «Справедливость». Эта «Вера в справедливый мир», как ее вежливо назвал психолог Мелвин Лернер, - не просто убеждение. Это мощнейшее когнитивное искажение. Яд, который парализует вашу волю и превращает вас в вечно обиженную, пассивную жертву.

И знаете, что самое подлое в этой «вере»? Когда реальность, эта грубая, безразличная с***а, в очередной раз плюет на ваши представления о «честности», вы не просто огорчаетесь. Вы катастрофизируете. Вы не можете принять простой, как оглобля, факт: Мир - не справедлив. Он хаотичен. Он безразличен. Ему плевать на вашу мораль. Он действует по законам физики и теории вероятности, а не по вашему личному уголовному кодексу. И чтобы не сойти с ума от этого осознания, ваш инфантильный мозг делает гениальный, но разрушительный финт: он начинает обвинять жертву. «Его уволили? Сам виноват, плохо старался». «Ее изнасиловали? Сама была в короткой юбке». Зачем вы это делаете? Чтобы сохранить свою хрупкую, детскую иллюзию контроля. Ведь если с ними случилось плохое просто так, по закону подлости, значит, и с вами, таким хорошим и правильным, это тоже может случиться. А это - экзистенциальный ужас. Это разрушение вашей картины мира, в которой «хорошее вознаграждается, а плохое наказывается».

И вот вы сидите, парализованные праведным гневом на неидеальный мир, и ваша автоматическая мысль кричит: «Это нечестно! Я это не заслужил! Они должны ответить!». И что дальше? А дальше - прокрастинация, апатия и бессилие. Вы тратите всю свою драгоценную жизненную энергию не на изменение своей жизни (на что вы реально можете влиять), а на ожидание внешнего воздаяния и суда над другими (на что вы не влияете вообще). Это - самосаботаж в чистом виде, прикрытый высоким знаменем борьбы за добро. Хватит! Пора стать взрослым и принять главное: справедливость - это не свойство Мира, это ваш личный, сугубо внутренний выбор действовать, несмотря на ее тотальное отсутствие вовне.

Давайте разберемся, откуда же растет этот сорняк инфантильности. Он - в вашей потребности в гарантиях. Ребенку нужны гарантии: если я буду вести себя хорошо, мама меня не бросит. Если я буду учить уроки, получу пятерку. Это - условная безопасность. И когда взрослый человек продолжает требовать эти же гарантии от Вселенной, это называется психологическая незрелость.
Ваше дисфункциональное убеждение звучит так: «Я хороший человек, я следовал правилам, следовательно, Мир ОБЯЗАН обеспечить мне благополучие». И когда Мир ведет себя «не по правилам», вы не меняете убеждение, вы начинаете войну с реальностью.

Вот вам типичный случай из моей работы. Андрей, 45 лет, талантливый инженер. Его обошел по карьерной лестнице менее способный, но более пронырливый коллега-жо***из (со слов Андрея). Автоматическая мысль Андрея: «Это несправедливо! Мой труд и компетентность ДОЛЖНЫ быть вознаграждены. Я не буду "лизоблюдствовать" - это нечестно!». И что в итоге? Андрей сгорел в обиде, застрял на старой должности и начал бухать по вечерам, как не в себя. Его поведенческая реакция на несправедливость - уход в жертву и саморазрушение. Он предпочел сохранить свое убеждение о том, что «Честность всегда побеждает», ценой собственной карьеры и здоровья. Заметьте, он выбрал страдание, чтобы не реструктурировать мысль о том, что для успеха в этом мире иногда нужен еще и социальный интеллект (который он презрительно назвал «лизать з*д»). Его справедливость стала его тюрьмой.

Когда мы с ним начали работать, я задал ему несколько простых, как удар под дых, вопросов: «Андрей, а как выглядит справедливый мир? Кто его установил? Есть ли у вас письменный договор со Вселенной, где прописаны условия вознаграждения за честность?». Это не провокация. Это - прямая атака на его когнитивные искажения: «Иллюзию контроля» и «Долженствование».

Вы не контролируете Мир. Вы не контролируете других людей. Вы контролируете только свою реакцию и свои действия. И вот тут-то наконец и приходит зрелость.
Инфантил, столкнувшись с несправедливостью, ищет виновника и требует компенсацию.
Зрелый человек спрашивает себя: «Ну ладно, это случилось. Неприятно. Несправедливо. Но факт. Что я могу сделать теперь, в этих новых обстоятельствах, чтобы защитить свои интересы и приблизиться к своей цели?».
Инфантил говорит: "Мир должен!". Зрелый говорит: "Я могу".

Иногда я сам ловлю себя на этой первобытной ярости: «Ну как так-то, бл***ъ? Почему этот ур**д на коне, а этот гений в нищете?». И тут же одергиваю себя. Это - эхо моей собственной инфантильности. Потому что вера в заслуженное воздаяние - это фундаментальный человеческий инстинкт. Но во взрослой, индивидуальной жизни он становится ядом. Когда человек отказывается от иллюзии справедливого мира, он впервые сталкивается с экзистенциальным одиночеством. Он понимает, что нет внешнего судьи. Нет гаранта. И всё, что у него есть, - это он сам и его выбор. И вот этот момент - это точка невыносимого ужаса и, одновременно, точка безграничной свободы. Я вижу, как глаза клиента наполняются страхом, когда я говорю: «Хорошо. Мир несправедлив. Что вы теперь будете делать?». И нет ответа. Потому что все его прежние стратегии строились на ожидании и обиде. Моя задача - развернуть эту энергию вовнутрь. Хватит ныть. Начинай делать.

Как ампутировать свою инфантильность и встать на ноги.

  1. Назовите врага по имени. Признайте, что ваша «Вера в справедливый мир» - это не достоинство, а когнитивное искажение. Заведите дневник. «Моя автоматическая мысль: "Это несправедливо!". Моё КИ: Вера в справедливый мир. Альтернативная мысль: "Мир таков, каков он есть. Он не хороший и не плохой. Что я могу сделать в этой ситуации?"».
  2. Перестаньте требовать воздаяния. Если вы сделали добро, и вам плюнули в душу, - это не повод перестать делать добро. Ваша добродетель - это ваш выбор, а не товар на рынке. Делайте правильно, потому что это соответствует вашим ценностям (честность, достоинство), а не потому, что ждете за это плюшку. Выбирайте быть честным, даже если это не гарантирует успеха. Это и есть взрослое достоинство.
  3. Сфокусируйтесь на зоне контроля. «Что именно в этой ситуации находится в моей зоне влияния?». Вы не можете заставить начальника быть честным, но вы можете найти другую работу. Вы не можете отменить хамство соседа, но вы можете поставить видеорегистратор. Это АСТ-принятие во всей его красе: прими то, что не можешь изменить, и измени то, что можешь.
  4. Проведите поведенческий эксперимент с "нечестностью". Намеренно примите факт, что где-то вас обошли, и не реагируйте обидой. Вместо этого направьте высвободившуюся энергию на позитивное действие. Например, вместо нытья о коллеге - пройдите курс повышения квалификации. Вы увидите: успех приходит не к тому, кто ждет справедливости, а к тому, кто действует.

Зрелость - это когда вы понимаете, что не будет никакого волшебника в голубом вертолете. Есть только сегодня и вы. Откажитесь от поиска справедливости как от инфантильного наркотика. Обретите силу действовать, даже когда всё вокруг несправедливо. Это и есть настоящая, взрослая, выстраданная свобода зрелой личности.

Вопросы для самопроверки:

Какое ваше дисфункциональное убеждение о том, как «должен» быть устроен мир, заставляет вас больше всего страдать от несправедливости?

Опишите одну ситуацию, когда вы обвинили жертву (себя или другого), чтобы сохранить свою Веру в справедливый мир.

Какую единственную вещь, находящуюся в вашей зоне контроля, вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию, которую считаете несправедливой, вместо того, чтобы просто негодовать?

Если бы вы приняли факт, что мир никогда не будет справедлив, какую новую цель вы бы поставили себе, чтобы обеспечить себе достойную жизнь, не требуя ничего от внешнего мира?

Здесь вы можете ознакомится с полным путеводителем по моим статьям, разбитым для удобства по категориям

Будьте счастливы друзья!

Мой телеграмм--канал: https://t.me/mir_kpt где я лично отвечаю на ваши вопросы, провожу бесплатные консультации и делюсь своими мыслями.