Найти в Дзене
Киновед в штатском

Лето не греет: Почему провалился "Трон: Арес"?

Оглавление

2025-й дается кинокомпании Disney очень непросто - сперва провалился новый "Капитан Америка", затем не оправдала надежд "Фантастическая четверка: Первые шаги", в теперь вот "Трон: Арес" принес 130 миллионов долларов убытков. Возвращение компьютерной легенды должно было привести к триумфу, но итоги оказались плачевными - не помогла ни мощная рекламная кампания, ни впечатляющая графика, ни участие в фильме кумира женщин всех возрастов Джареда Лето. Зрители просто отказались смотреть дорогой блокбастер, наполненный неоновыми огнями и электронной музыкой Nine Inch Nails. Указывать на ошибки и недочеты студии после того, как стал известен печальный итог - занятие сомнительное. Но для истории причины провала "Ареса" зафиксировать стоит.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Если бы кто-то знал сам или смог научить нейросети точно распознавать, какие фильмы сорвут куш, а какие ничего, кроме головной боли и убытков, не принесут - цены бы не было такому специалисту. Все ведущие компании мира работают сегодня над тем, чтобы минимизировать потери еще на этапе обсуждения идей, но пока такие наработки работают не намного эффективнее гадалок. Вот и "Трон 3" по всем параметрам выглядел весьма интригующе и перспективно - еще летом о фильме говорили, как о спасителе мирового проката, "Арес" должен был вернуть в кинотеатры зрителей нескольких поколений. Что же пошло не так? У меня есть несколько предположений.

-3

Пауза между фильмами затянулась

Когда речь идет о сиквелах, студии стараются не затягивать - чтобы успеть выдоить досуха успешного предшественника, продолжение обычно стараются запустить в производство как можно скорее. "Трон" упорно отказывается работать в этой парадигме - продолжение оригинального фильма 1982 года вышло через 28 лет, а третью часть пришлось подождать еще 15. Наверное, в кабинетах Disney кто-то подумал, что если один раз удалось собрать впечатляющую кассу ("Трон: Наследие" собрал 400 миллионов долларов в мировом прокате), то и триквел выступит столь же успешно - но это так не работает. Жизнь ускорилась, и полтора десятка лет - это целая эпоха. Disney откровенно опоздала с возвращением.

-4

"Арес" оказался не продолжением, а перезапуском

Когда к выходу на экраны был готов фильм "Трон: Наследие", студия была настолько уверена в его успехе, что поторопилась дать "зеленый свет" работе над третьим фильмом за два месяца до премьеры "Наследия", Гаррет Хедлунд и Оливия Уайлд были готовы вернуться к ролям Сэма и Куорры, а Джозеф Косински был не прочь снять еще один фильм из этой вселенной. Увы, в 2011-м проект забуксовал, а в 2015-м от продолжения и вовсе отказались после провала "Земли будущего". Возможно, последуй студия изначальным путем, результаты были бы гораздо лучшими - аудитория была готова к новым приключениям персонажей "Наследия". Но в Disney решили, что та страница закрыта, нужно писать новую. А новое - это всегда риск. В данном случае неоправданный.

-5

Джаред Лето не гарантирует успеха

Рискую навлечь на себя гнев фанаток (у самого таких дома двое), но имя Джареда Лето никогда не было в кино гарантией успеха. Единственная картина с его участием, которая в мировом прокате собрала более 300 миллионов долларов - это "Отряд самоубийц". Но там актер и музыкант был частью большого ансамбля, в котором солировали Уилл Смит и Марго Робби, а его роль была едва не эпизодической. И не то чтобы у Джареда не было шанса заявить о себе - он был важной частью "Дома Gucci", ему позволили красиво помолчать в "Бегущем по лезвию 2049", а в "Морбиусе" и вовсе отдали главную роль. Не в коня овес. Возможно, проклятие спадет, когда Лето сверкнет в грядущих "Властелинах вселенной", где Джареду дали роль Скелетора, но пока он откровенно не тянет на звание суперзвезды, вытягивающей любой фильм. Для успеха "Ареса" нужен был кто-то посолиднее.

-6

Ностальгические сиквелы стреляют через раз

Возвращающиеся спустя десятилетия продолжения - интересный ход, интригующий зрителя. Всегда интересно, как хорошо знакомые персонажи или среда будут работать в новом веке. Но кассовыми хитами из всего того числа возрожденных франшиз, с которыми зритель столкнулся в последние годы, только "Топ Ган: Мэверик" может похвастать воодушевляющими результатами (почти 1,5 миллиарда долларов в мировом прокате). Остальные, увы, испытания временем не выдерживают. Они, может, и не так плохи - скажем, обновленный "Я знаю, что вы сделали прошлым летом" вовсе не безнадежен - но свою аудиторию такие картины часто успевают растерять. Выход "Ареса" пришелся на период охлаждения к "ретро", Системе не повезло.

-7

Критики "придушили" фильм в зародыше

Успех среди критиков обычно не является залогом кассовых достижений - специалисты, воспринимающие кино не так, как массовый зритель, часто "сходят с ума" от картин, которые в итоге остаются на задворках мирового проката. А вот волна отрицательных откликов от киноведов нередко становится для очередного блокбастера "смертельным ранением". Текущая оценка "Ареса" критиками устаканилась на уровне 53% положительных реакций, и для части зрителей это стало тревожным значком. Поход в кино сегодня стал незаурядным делом, аудитория относится к выбору фильма для просмотра более взвешенно, так что обилие негатива вполне способно менять настроение аудитории. К сожалению, критически настроенные СМИ не дали "Аресу" шанса опереться на лояльную аудиторию - ее голос запоздал.

-8

Оказалось, что Disney не умеет работать с подростками

В середине года на фоне успехов "Майнкрафта в кино" появилась информация о том, что студия Disney активно подбирает проекты, способные привлечь в кинозалы мужскую аудиторию из так называемых "поколения Зет" (13-28 лет) и "поколения Альфа" (1-15 лет). "Внезапно" обнаружилось, что огромной студии совершенно нечего предложить этой части зрителей - в то время как Warner Bros., экранизировав видеоигру оторвал подростков от компьютера и заставил пойти в кинотеатры. Инсайдеры сообщили, что диснеевское руководство бросило все силы на поиски перспективных экранных приключений, опасных путешествий и охоты за сокровищами. "Арес", в какой-то степени, рассчитан именно на юношей, но маркетинг просто утратил навыки общения с такой аудиторией.

-9

Октябрь - не самый удачный месяц для блокбастеров

Если бы в Disney по-настоящему верили в третий "Трон", полагаю, его не стали бы отправлять на экраны в октябре. Увы, второй осенний месяц давно зарекомендовал себя, как кладбище даже для самых перспективных релизов. В последние десять лет об октябрь сломали зубы "Убийцы цветочной луны" и "Черный Адам", "Веном 2" и "Вечные", "Гемини" и "Зомбиленд 2". Пожалуй, только "Джокер" да первая часть "Дюны" избежали разочарования. Не исключаю, что студия хотела переломить ситуацию - в свое время у нее получилось сделать прибыльным февраль - но в этот раз трюк не сработал. Может быть, "Арес" получил бы больше внимания в ноябре или декабре, когда аудитория становится более открытой для всего нового накануне праздников.

-10

"Трон" изначально не был рассчитан на массы

Не понимаю, почему для Disney это стало неожиданным открытием, но еще в 1980-х было понятно, что "Трон" - проект нишевый и не рассчитанный на массовую аудиторию. Сама конструкция соединения реальности и программ способна по-настоящему увлечь только ту часть публики, которая отличает баги от фичей. Много ли таких? Наверное, нет. Готовы ли эти зрители сломя голову бежать в кинотеатры? Нет, точно. Потому то оригинальный "Трон" и получил культовый статус тогда, когда вышел на домашнем видео. А "Наследие" смогло сыграть на том, что наступила цифровая эра и эпоха гаджетов - карманный компьютер появился в 2010-м на ладони у каждого. "Арес" тоже способен привлечь гиков, но сегодня их стало меньше. И еще меньше гики ходят в кино - у них есть онлайн-кинотеатры и стриминги. Этого в Disney не учли.

-11

История провала "Трона: Арес" - это не столько беда одного фильма, сколько симптом усталости зрителя от бездушных блокбастеров, которые забыли, зачем вообще были придуманы. Когда в 1982-м выходил первый "Трон", он был дерзким экспериментом - кино о цифровом мире, сделанное людьми, для которых компьютер был почти мистическим существом. Сегодня же у зрителя под рукой не просто компьютер, а целая вселенная. Поэтому удивить его неоновыми коридорами и электронным саундом уже невозможно: технология перестала быть чудом, а Disney - сказочником. "Арес" оказался не столько плохим фильмом, сколько неуместным - слишком поздним, слишком выверенным и, как ни парадоксально, слишком искусственным. В нем нет дыхания риска, нет наивного восторга перед экраном, который делал оригинал живым.

-12

Disney привыкла играть на проверенных струнах - ностальгии, визуальном блеске, узнаваемых мотивах. Но мир изменился, и теперь зрителю важнее эмоция, чем эффект. Он идет в кино не за пикселями, а за смыслом - даже в фантастике. И если "Арес" чему-то и должен научить Голливуд, так это простому правилу: никакая технология не заменит человеческий интерес. Возможно, когда-нибудь "Трон" вновь вернется - как идея, как миф, как цифровая притча о поиске себя в бесконечной сети. Но для этого Disney придется вспомнить, что даже в виртуальном мире зритель ищет не алгоритм, а искренность. А пока можно только констатировать: Система дала сбой. Exit. Halt.

-13
Хочу напомнить, что на канале действует Премиум-раздел с материалами, которые недоступны в общей ленте - сейчас там публикуются тексты об истории фильмов для взрослых и анализ мнения иностранцев о советских и российских картинах. А впереди большая жанровая подборка по итогам первой четверти XXI века! Кроме того, вы можете отблагодарить автора целевым донатом - с вашей помощью я смогу продлить подписки на различные ресурсы, которые позволяют писать на актуальные темы и нестандартно рассказывать о классике. Вместе здесь будет интереснее!

А что вы думаете о фильме и его успехах в прокате? Планируете пересматривать или забудете навсегда? Верите в появление продолжения, или на этой франшизе пора ставить крест? Делитесь впечатлениями и мыслями, ваши отклики вдохновляют меня на новые тексты - за очередной я уже сажусь прямо сейчас. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не поддавайтесь Системе, и...

-14

Увидимся в кино!

Дополнительные материалы: