Когда после финала хочется начать заново
Есть игры, которые достаточно пройти раз. Сюжет раскрылся, выбор сделан, возвращаться вроде бы не к чему. А есть другие — те, что каждый раз играются по-новому. Где хочется попробовать другой класс, иначе ответить в диалоге, встать на сторону фракции, с которой враждовал. Собрали подборку таких «реиграбельных» игр.
Disco Elysium
Disco Elysium — это, по сути, текстовая RPG. Вы — детектив, очнувшийся с амнезией. Предстоит распутать два клубка — раскрыть убийство и разобраться, кто вы такой и как дошли до такой жизни. Главная особенность игры — во внутреннем мире персонажа. У его личностных качеств — логики, воли, эмпатии и других — есть голоса. Они спорят между собой, вмешиваются в разговоры, помогают и мешают. В зависимости от прокачки то, как герой видит мир, меняется. Становится интересно опробовать разные комбинации и посмотреть на игру новыми глазами.
Ну и диалоги в игре очень ветвистые. Вы можете быть коммунистом и топить за права рабочего класса в каждом разговоре, а можете кричать об апокалипсисе и представлять себя суперзвездой. Игра на все будет реагировать и, вполне возможно, подтрунивать над вами. Так что пройти Disco Elysium можно за несколько вечеров, но чтобы увидеть все, потребуется не одно прохождение.
Dragon Age: Origins
Dragon Age: Origins — классика RPG от BioWare. В зависимости от того, кого вы выберете в самом начале — благородного человека, мага, эльфа или гнома, — у вас будет своя предыстория. Вступление, которое в корне повлияет на то, как к вам относятся другие персонажи, какие реплики доступны и какой конец будет у вашей истории.
Сама игра тоже гибкая. Сюжет глобально один, но выборы — кого взять в отряд, с кем завести роман, как поступить, с какой фракцией заключить союз — делают прохождение уникальным. Именно поэтому Origins до сих пор называют лучшей Dragon Age.
Vampire: The Masquerade – Bloodlines
Vampire: The Masquerade – Bloodlines — это эталонная RPG. Вы — новообращенный вампир, оказавшийся пешкой в чужой шахматной партии. Как и случае с Origins, один выбор при создании персонажа определит дальнейшее прохождение. Речь идет о кланах. Их восемь, и некоторые преобразят игру до неузнаваемости. Подробно рассказывала об этом в отдельном материале.
Сюжет формально один на всех, но ощущения от игры будут совершенно разные. Желание пройти историю снова возникнет само собой: попробовать другой клан, стиль общения, прокачку и так далее. Да и атмосфера в игре такая, что хочется возвращаться снова и снова.
Pathfinder: Wrath of the Righteous
Pathfinder: Wrath of the Righteous — это масштабная изометрическая RPG от Owlcat. Вы становитесь во главе крестового похода против демонов, и только вам решать, как именно он закончится.
Ваши выборы и поступки формируют облик персонажа. На каком-то этапе вы определите свой мифический путь — можно стать ангелом, демоном, трикстером, даже личем. Каждый вариант открывает уникальные умения, диалоги, квесты и концовки. Сюжет и восприятие героя другими персонажами кардинально меняются.
По теме:
Ну а система классов и прокачка тут — ящик Пандоры. Экспериментировать с комбинациями и пробовать новые можно очень долго. Реиграбельность — следствие масштаба: здесь слишком много всего, чтобы посмотреть все за один раз.
Baldur’s Gate 3
Baldur’s Gate 3 показала, что и в современных RPG есть место глубине и вариативности в духе старой школы. Игра построена на правилах классической Dungeons & Dragons, и это дает ей невероятную гибкость. Каждый класс, раса и даже происхождение героя открывает уникальные реплики. И это еще без «Темного соблазна» — персонажа со своей особой сюжетной линией.
В игре на каждом шагу ждут непростые выборы. Отдельная тема — отряд: спутники могут уйти, возненавидеть вас или, наоборот, стать опорой. Линию каждого можно прожить по-разному. Игра настолько масштабная, что и одно-то прохождение может даться с трудом. Но если Baldur's Gate 3 все-таки зацепила, ее можно проходить снова и снова.
The Age of Decadence
В The Age of Decadence можно погибнуть уже на первом квесте, и это не ошибка баланса, а принцип. Успех в игре зависит не от уровня, а от того, насколько продумано вы играете свою роль. Ошибаться и начинать заново здесь норма.
Сеттинг напоминает Древний Рим. Вы боретесь за выживание в обществе, где ложь, предательства и хитрость послужат вам лучше доблести. Вы не будете мастером на все руки и за одно прохождение сможете увидеть всего один вариант истории. А их много. Сама игра короткая, так что не заметите, как пройдете ее еще раз. А потом еще раз. И еще раз.
Sid Meier's Civilization 5
В Civilization 5 подкупает разнообразие правителей и подходов к победе. Одни покоряют мир силой, другие — культурой, третьи — наукой или дипломатией. Казалось бы, механика проста и из прохождения в прохождение не меняется: строишь города, развиваешь технологии, заключаешь союзы. Но дьявол, как всегда, в деталях.
Каждая партия — это история, и редко одинаковая. Карта случайна, соседи разные, а характер ИИ-соперников делает из каждой сессии миниатюрную драму. Ганди может вдруг объявить вам ядерную войну, а дружелюбный союзник — предать в самый решающий момент. Отсюда и реиграбельность. Аж захотелось сыграть партию…
Crusader Kings 3
В Crusader Kings 3 в принципе невозможно сыграть две одинаковые партии. Это нереально. Слишком многое определяется случаем. Изначальные параметры могут быть одни и те же — один правитель, одна страна, один год. Но в одной игре он доживет до старости и наплодит кучу детей, а в другой — умрет почти сразу, упав с коня.
Игра постоянно генерирует истории. Вы можете начать как правитель графства и можете через поколения дойти до империи или потерять все из-за одного неудачного брака. Благодаря этой непредсказуемости, буквально из ничего может получиться захватывающая сага. Одна такая как раз описана в этом материале.
Fallout: New Vegas
В Fallout: New Vegas у вас нет святой миссии. Нет отца или сына, которого надо спасти. Вы — курьер, которому в голову всадили пулю, и теперь вы ищете ответ на вопрос, кто и зачем это сделал. Все просто, да? Но волей судьбы простой курьер оказывается втянут в войну противоборствующих фракций. Каждая из сторон обещает навести порядок, но по-своему. Именно вы определите, кто из них возьмет верх.
Но ключ к реиграбельности New Vegas даже не в этом, а в том, как именно вы идете к концовке. Прокачка напрямую влияет на диалоги, отдельные характеристики могут полностью преобразить игру. Попробуйте, например, пройти ее с низким интеллектом. Игра очень чутко реагирует на действия игроков, и именно это делает каждое новое прохождение особенным.
Tyranny
Tyranny — ролевая игра от Obsidian, в которой зло уже победило. Мир покорен, а вы — не герой, а представитель власти, судья и палач в одном лице. Вам поручено привести в порядок оставшиеся земли, где еще тлеет сопротивление. Как именно? Решайте сами.
Tyranny интересна тем, что дает власть и заставляет чувствовать ее вес. Вы не боретесь против тирании — вы ее инструмент. Игра постоянно подкидывает сложные выборы: можно действовать по букве закона, а можно по совести, но за это придется платить. Каждое решение формирует вашего персонажа, его репутацию в глазах подчиненных и врагов.
Мир, опять же, очень чутко реагирует на каждое слово и действие. Есть несколько противоборствующих сторон — в зависимости от того, какую вы займете, игра будет разворачиваться совершенно по-разному. И из-за этого интересно перепробовать все варианты. Игра еще и довольно короткая, так что перепрохождение — отличный способ растянуть удовольствие.
А у вас есть игры, которые вы прошли не один раз? Делитесь в комментариях!