“Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего с начала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен” (Лк. 1:1-4).
В Лк. 1:1-4 (которое служит введением не только к Евангелию от Луки, но и ко всей книге Деяний) указывается, что автор писал “по тщательном исследовании всего с начала”. Мы не знаем всех мест, где побывал Лука, и всех людей, с которыми он мог беседовать, и, тем не менее, вашему вниманию представляются некоторые источники, которые мог использовать Лука во время написания Деяний:
(1) Личный опыт. Лука много странствовал с Павлом (обратите внимание на слово “мы” в Деяниях). Подробное описание этих странствий дает возможность предположить, что во время этих совместных путешествий Лука, по всей видимости, вел дневник.
(2) Павел. Во время их путешествий Павел мог рассказать Луке о том, что произошло, когда Стефан стоял перед синедрионом (см. Деян. 7:58; 8:1), поведать о своем собственном обращении и первых деяниях, а также поделиться подробностями путешествий, совершенных еще до того, как Лука присоединился к нему. Павел также получал особые откровения от Господа (2 Кор. 12:1, 7), включая откровения о жизни Иисуса (1 Кор. 11:23-25).
(3) Указания апостолов из Иерусалима. Эти указания записывались и отправлялись в Антиохию Сирийскую (Деян. 15:22-29; см. также 21:25). Они, вероятно, хранились в Антиохии. Заметьте, что, по преданию, Лука был родом из Антиохии.
(4) Манаил (Деян. 13:1). Манаил, христианин из Антиохии, “совоспитанник Ирода четвертовластника”, мог многое рассказать Луке о семье Ирода.
(5) Благовестник Филипп. Придя в Кесарю, Лука остановился в доме Филиппа (Деян. 21:8), от которого он вполне мог узнать о назначении семерых (Деян. 6:1-6), а также об обращении самарян и эфиопского евнуха (Деян. 8).
(6) Мнасон кипрянин. Лука останавливался у Мнасона кипрянина (Деян. 21:16), от которого он, вероятно, узнал факты установления церкви на Кипре (Деян. 13:4-12).
(7) Руководители в Иерусалиме. Пребывая в Иерусалиме (Деян. 21:17), Лука мог сколько угодно встречаться с Иаковом, братом Господа, и с другими христианами, которые были там с начала установления церкви. Не исключено, что некоторые апостолы еще оставались в Иерусалиме. Возможно, что и Мария, мать Иисуса, все еще была там. Лука мог узнать не только о первых днях церкви, но также и об иерусалимском соборе (Деян. 15).
(8) Другие руководители ранней церкви. Заключительные слова Павла в некоторых его письмах указывают на то, что Сила, Тимофей и другие встречались с Павлом в присутствии Луки. От этих руководителей Лука мог узнать очень многое.
(9) Устные или письменные сообщения о местных общинах, подобных той, что была в Иерусалиме. Все, что происходило в одной общине, интересовало и заботило другие общины. (В своих письмах к церквам Павел часто упоминает о том, что другие общины знают о них). Так как все события имели большое значение, то возможно, и даже вполне вероятно, что велась их запись.
Этот список представляет собой возможные источники информации, использованные Лукой. Однако самым важным (и непременным) источником был Святой Дух.