Розалия Петровна подлила чай в чашки и напомнила:
- Печенье берите, угощайтесь. Что-то я смотрю, вы совсем его не попробовали. Сама пекла, не магазинная безвкусная дрянь. Песочное печенье с арахисом. Мы его так любим!
Начало здесь. Предыдущая глава 👇
Скорее из вежливости, чем от большого желания, Олег и Соня взяли по одной печеньке. А Валерий Кириллович, довольный то ли новым знакомством, то ли новыми слушателями, начал:
- Самая главная байка Демьяновича – это про то, что здесь жило какое-то древнее племя. Именно на этой земле, где позже было основано Тураево.
- А почему это байка? Много лет прошло, всякое могло было. Мне кажется, на планете уже давно не найдётся места, где раньше, в лохматые века и годы не ступала нога человека, – пожала плечами Соня.
Розалия Петровна рассмеялась и пояснила:
- Валера большую часть своей жизни отдал краеведческому музею. А он не только об истории города рассказывает, но и об окружающей местности. Обо всём районе. Не было здесь никаких поселений. И уж тем более, таких фантастических! Впрочем, послушаем Валеру. Он интереснее расскажет.
- А разве можно так точно знать? Ну, что здесь раньше никто не жил? – спросил Олег.
- Конечно! Но вы слушайте, чем нас Герман пугал. История сама по себе довольно любопытная, похожая на легенду. Сочинить такое – это какую же фантазию нужно иметь!
Валерий Кириллович откашлялся и принялся рассказывать.
- В древние времена в местных лесах обитали люди. Это были не пещерные или первобытные люди, а некто сродни племенам майя, инков или шумеров. Не буду брюзжать, что все они больше окутаны ореолом таинственности, легендами и домыслами, и, конечно, и рядом не стояли с развитием современного человека. Но если эту историю вы услышите от Германа, то готовьтесь к тому, чтобы узнать: в этих местах жили люди, на голову выше современных людей. Он так и считает!
Но, что интересно, по легенде они строили свои дома на деревьях, и именно на деревьях жили. В Новой Гвинее до сих пор живёт первобытное племя, которое строит дома на высоте до пятидесяти метров! И строят их в том числе из веток. Если не ошибаюсь, зовутся они короваи. Речь сейчас не о них, а о том, как местные строили жилища на наших деревьях? Здесь сейчас преобладает хвойный лес. Правда, тысячу, а то и две тысячи лет назад здесь могли расти другие деревья… Ладно, я отвлёкся. Это же просто вымысел! А в сказках бывает всякое, даже невозможное. По классике жанра у местных обитателей был свой пантеон богов, изображения которых высекались на определённых деревьях, украшались ожерельями из бусин, костей животных и… золота.
- Золота? – удивилась Соня. – Где же они его брали?
- А это дар богов, которым они поклонялись. Они вымывали его из местной реки. Из любопытства мы ещё в девяностые пробовали отыскать золото. Сами понимаете, времена были смутные, тяжёлые. Но как бы мы ни старались, ничего не нашли. Мне кажется, это просто невозможно! И как мы могли хотя бы на секунду поверить, что хоть что-то в этих россказнях может быть правдой? Это всё Герман! Он показывал нам кривую бусину и правда похожую на золото. Утверждает, что нашёл её в лесу. Так вот…
Валерий Кириллович задумался.
- Люди жили на деревьях, деревьям поклонялись и были очень развиты интеллектуально. Ну и были богаты. Хотя звучит уже неправдоподобно, да? Люди жили здесь не одно поколение, а сотни лет, становясь всё богаче, изобретая новые и новые приспособления. Они могли летать, быстро передвигаться по земле и воде.
- И куда же они, такие развитые, делись? – подняла бровь Соня. Да, история и правда была больше похожа на вымысел, но интересный! Почти как сказка.
- Девушка, вы зрите в самый корень! Вот сейчас будет элемент ужастика. Согласно легенде, они продолжают жить в местных лесах.
- На деревья смотреть, пока за грибами ходишь? А то вдруг там кто-то из аборигенов летает! – произнёс Олег, с трудом сдержав смешок.
- Нет же! – всплеснула руками Розалия Петровна. – Если бы всё было так просто! Их бы давно обнаружили, здесь бы собралось множество учёных. Этих людей изучали бы буквально под микроскопом! Они теперь не на деревьях живут, а под землёй. Точнее, в холмах.
- Тураево располагается на равнине, но эта равнина – вершина большого холма. Вы это поймёте, когда прогуляетесь по местности. Из деревни можно только спуститься. А гуляя по округе, местным лесам и полям, вы всё время будете или подниматься, или спускаться. Так вот, считается, что все эти холмы – это дома тех людей, что жили здесь на деревьях. Просто в один момент, чем-то или кем-то гонимые, они оставили свои жилища и ушли в специально подготовленные подземные убежища. Согласно устному преданию местного старожилы, там они организовали своё государство и продолжают жить в своём мирке. И они иногда выходят из своих убежищ, оставляя следы своего присутствия.
- Которые никто, кроме Германа, никогда не видел, – улыбнулась Розалия Петровна.
В дверь постучали, а Олег с Соней вздрогнули. Странно было в таком глухом месте услышать стук в дверь!
- Войдите! – громко разрешил Валерий Кириллович.
Без промедления в дом юркнула сухонькая старушка с весьма равнодушным лицом. Она смотрела вниз, себе под ноги. Одета бедно: Олега и Соню поразило количество заплат на её длинном с рукавами платье. А старый, протёртый местами до дыр фартук. Такое ощущение, что она в этом платье ходит уже очень много лет.
- Наталья Романовна! – воскликнула Розалия Петровна. – Неужели Герман тебя одну к нам отпустил? Проходи чай пить! С печеньем. Мы тут новосёлам рассказываем о местной легенде про людей, живших на деревьях!
Женщина остановилась и очень медленно подняла глаза. А какие глаза! Ясные, голубые. Казалось, они смотрят куда-то в глубь души.
- Новосёлы? – очень тихо переспросила она, и быстро их оглядев, вновь опустила глаза. – Которые в дом Ефросиньи заселились?
- Да, – ответил Олег, не сводя взгляда со странной гостьи. – Дом после смерти бабушки перешёл ко мне. Я её внук. А вы жена Германа Демьяновича?
Женщина молча едва заметно кивнула.
- Ой, давайте я вас всех перезнакомлю! – как-то уж излишне активно вскочила со своего места Розалия Петровна. – Молодёжь, это Наталья Романовна. А это Олег и Соня. Очень милая пара! Да ты садись, Романовна, не стой столбом! Чаю попьём. С печеньем! Ты же его так любишь!
Но пожилая женщина как застыла, так и стояла, опустив вполглаза, ни на кого не глядя и шевеля губами. Будто молилась. Розалия Петровна растерянно посмотрела на мужа, но тот пожал плечами.
- Внук, – негромко произнесла Наталья Романовна, ни к кому конкретно не обращаясь и по-прежнему ни на кого не глядя. – Старший? Или младший?
- Младший, – ответил ей Олег.
- О, как! – негромко удивилась женщина. – Приехал. Приехал всё же…
И она развернулась к двери, явно собираясь уйти.
- Приехал… всё равно приехал. Надо рассказать. Скорее рассказать!
Потом она остановилась и снова замерла. Теперь присутствующие могли видеть только её спину. Никто её не окликнул, не попросил вернуться за стол. Все молча следили за странным поведением старушки.
- Вечереет, – чётко произнесла она. – Меня Герман послал спросить: остаётесь али заночевать решили?
- А сколько времени? – спросила Розалия Петровна и тут же посмотрела на висящие на стену старинные часы с кукушкой. – Батюшки! Валера! Так восемь уже! Ты ступай, Романовна, скажи, не останемся. Поедем сейчас же. Завтра заходи, если свободна будешь.
И старушка тихо выскользнула за дверь.
- Какая-то она странная, – проговорил Олег.
- С таким-то мужем немудрено, – вздохнула Розалия Петровна. – Он же и шагу не даёт ей ступить без его разрешения! Он ей помыкает как хочет. Всё же счастье женщины часто от мужчины зависит, а Наталья… В шестнадцать замуж вышла, нынче ей восемьдесят четыре. Вот и считайте, сколько лет она с Демьяновичем прожила! Думаю, и поколачивал он её по молодости. Да только нас здесь не было, а сейчас спросить не у кого. Да и стали бы местные сор из избы выносить? Не думаю.
- Ладно, мы пойдём. И так вас задержали, – сказала Соня вставая. – А почему вы здесь не ночуете никогда?
- Из-за меня, – сказала Розалия Петровна, бросив быстрый виноватый взгляд на мужа. – Валерка бы здесь и жил, а я спать могу только в своей комнате, на своей кровати. Раньше со мной такого не случалось. Помоложе были, ездили в отпуск в санатории, гостиницы. А как здесь дачу устроили, со мной прямо случилось что-то. Мы пытались. Провели две ночи в Тураево. Но я не уснула. А ночью здесь мне беспокойно. Слишком тихо, что ли?
- И теперь мой крест – колесить туда-сюда! – ворчливо произнёс Валера, тяжело вставая с места.
- Ой, а печенье возьмите домой! Попозже ещё чаю попьёте.
Олег и Соня отказываться не стали. Они взяли пакет с печеньем и медленно побрели обратно к дому.
- Слушай, – вдруг встрепенулся Олег. – Мы были в гостях, а наш дом… Мы же его не закрыли!
- Так нет же никого.
- А Герман? Вдруг он побывал в нашем доме в наше отсутствие? И что-то свистнул! Эх, нужно было дверь на замок закрыть! – посетовал Олег и прибавил шагу.
- Ну закрыл бы, а ключ под крыльцо спрятал? – спросила Соня. Она после чая совсем разомлела. Недолгая бодрость от любопытства к местным байкам, её полностью оставила, и теперь ей хотелось скорее доползти до кровати, рухнуть на неё и уснуть.
Она не боялась, что Герман Демьянович к ним заглянет. Может даже пороется в их вещах. Ну и что с того? Вряд ли он что-то возьмёт.
- Мне вот Наталью Романовну жалко, – сказала она, широко зевая. – Такая старушечка запуганная, потерянная… Помочь ей хочется, а как?
- Хочешь помочь, не лезь! – резко произнёс Олег и остановился. Он посмотрел на Соню и нахмурился. – Знаю я тебя, теперь думать будешь, полезешь к ней с разговорами!
- А что такого?
- Разве ты не понимаешь? Мы здесь люди новые. Более того, мы временные. Захочет, сама к тебе придёт. Поговорить там, чаю попить. А ты не лезь! Подробностей их жизни мы тоже не знаем. Может, жалеть Германа нужно? Почти семьдесят лет женат!
- И что? Они же муж и жена! Какая разница, сколько лет они вместе? Или ты на мне жениться только на какой-то определённый срок собираешься?
Соня даже проснулась от возмущения.
- Успокойся, мне уже за тридцать. Шансов дожить до ста у меня не так уж и много! – шутливо произнёс Олег. – Но всё равно, я тебя прошу…
- Да поняла я, поняла! Не лезу. Да и времени нет. Ты видел, сколько дел в доме? Нужно душ сделать, а может, воду можно как-то добыть? И в дом провести?
- Подумаю, – кивнул Олег.
Они вошли в дом, и Соня сразу рухнула на кровать. Она почти уснула, а может, и правда задремала, но вдруг сквозь сон услышала голос Олега:
- Да ну… Может, я не заметил? Да заметил бы!
- Что ты там бормочешь? – проворчала Соня.
- Ничего, – ответил Олег. – Ты спи, а я выйду ненадолго, ладно?
Прежде чем Соня сообразила, что ответить, хлопнула дверь. Ушёл. Соня повернулась на другой бок и тут очнулась. Куда он пошёл? Резко сев на кровати, Соня нахмурилась. Она подошла к окну, открыла его и выглянула во двор. Стояла такая тишина! Заходящее солнце окрасило всё вокруг золотистым светом… А запахи! Какие-то пряные, одурманивающие.
А вот Олега видно не было.
Он вернулся только минут через десять. Увидев, что Соня не спит, хмуро сказал:
- Они уехали.
- Кто? Герман и Наталья?
- Нет! Валерий и Розалия!
- Так они и собирались уехать…
- А как они уехали, если мимо нашего дома они не проезжали? Точно тебе говорю, в этой тишине они бы незаметно никак не проскочили! А дорога в город одна! Так куда они уехали?
И Олег посмотрел на Соню озадаченно.
Не забывайте подписываться на канал, сообщество VK, ставить лайки и писать комментарии! Больше рассказов и повестей вы найдёте в навигации по каналу.
Продолжение 👇