Найти в Дзене

Резной образ Николая Чудотворца в Покровской церкви Волоколамска и село Черленково

В Волоколамске издавна почитался старинный резной образ Николая Чудотворца, который также называли "Николой Волоколамским". Он хранился до революции в Воскресенском городском соборе, а в советские годы был перенесен в церковь села Спирово Волоколамского района. Там он находится и сегодня. Однако в Покровской церкви г. Волоколамска находится еще одна старинная деревянная статуя Николая Чудотворца, выполненная в полный человеческий рост. Резной образ из Покровской церкви изначально находился в церкви села Черленково Шаховского района. В 1930-е годы Никольский храм в Черленково закрыли, и тогда, видимо, местную копию волоколамского "Николы" перенесли в г. Волоколамск в Покровский храм, который никогда не закрывался. Село Черленково стоит примерно в 35 километрах от Волоколамска, и до революции оно относилось к Волоколамскому уезду. Храм в селе сохранился, однако до сих пор стоит в руинах. Быт и религиозные обычаи села Черленкова описал в свих воспоминаниях известный народный писатель-само
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

В Волоколамске издавна почитался старинный резной образ Николая Чудотворца, который также называли "Николой Волоколамским". Он хранился до революции в Воскресенском городском соборе, а в советские годы был перенесен в церковь села Спирово Волоколамского района. Там он находится и сегодня.

Однако в Покровской церкви г. Волоколамска находится еще одна старинная деревянная статуя Николая Чудотворца, выполненная в полный человеческий рост. Резной образ из Покровской церкви изначально находился в церкви села Черленково Шаховского района. В 1930-е годы Никольский храм в Черленково закрыли, и тогда, видимо, местную копию волоколамского "Николы" перенесли в г. Волоколамск в Покровский храм, который никогда не закрывался.

Село Черленково стоит примерно в 35 километрах от Волоколамска, и до революции оно относилось к Волоколамскому уезду. Храм в селе сохранился, однако до сих пор стоит в руинах. Быт и религиозные обычаи села Черленкова описал в свих воспоминаниях известный народный писатель-самоучка Сергей Терентьевич Семёнов. Его родная деревня Андреевская находилась недалеко от села Черленкова.

Николай Чудотворец в Покровской церкви Волоколамска. Перенесен из села Черленково
Николай Чудотворец в Покровской церкви Волоколамска. Перенесен из села Черленково

Надо учитывать, что Семёнов по убеждениям был толстовец, и даже друг Толстого Владимир Чертков в 1904-1905 годы пригласил крестьянского писателя к себе в Англию. Разделяя критические взгляды Толстого и Черткова на православие, Семенов описывал многие религиозные обычаи Волоколамского уезда довольно предвзято. Тем не менее, его записи все же являются ценным источником.

Семёнов свидетельствовал о большом почитании в Черленкове и округе "Николы Волоколамского". Подлинную деревянную скульптуру приносили ежегодно из волоколамского собора в Андреевское и соседние деревни. Семенов писал:

Дело в том, что по округу носили деревянную статую Николая Чудотворца, или "Угодника", как называют у нас, находящуюся в нашем городском соборе и носимую каждое лето по деревням. Сопровождавшее ее духовенство прислало предложить принести его нам. Стали советоваться, многим было желательно устроить богомолье, но и время-то было упущено, значит, еще день или два не работать.
Сергей Терентьевич Семенов, крестьянский писатель. Убит в 1922 году. Источник: Музей им. А. С. Пушкина
Сергей Терентьевич Семенов, крестьянский писатель. Убит в 1922 году. Источник: Музей им. А. С. Пушкина

Семёнов, будучи толстовцем, всегда сопротивлялся обычаю крестьян своей деревни не работать по церковным праздникам, которых, как он считал, было слишком много. Во время принесения в Андреевское резного образа Николая Чудотворца Семенов был единственным из них, кто продолжил работать. В тот день он не вернулся домой, пока не вспахал и не засеял свою полосу в поле. Односельчане очень рассердились и даже постановили оштрафовать "вольнодумца" на 5 рублей. Они еще долго припоминали Семенову этот случай:

Ты весь мир баламутишь. Ты в праздники работаешь, а в будни гуляешь. Ты вот, когда к нам Угодник приходил, и то пахал!

Семёнов записал также и другой любопытный случай. На кладбище в селе Черленково появилась некая пожилая женщина из деревни Холмец, которая утверждала, что нашла могилу богоугодного человека. Она рассказала, будто во сне ей явился старец, который был убит "при господах". Человек этот был из духовного звания, звали его Филиппом.

На весеннего Николу, когда в Черленкове была ярмарка, прошел слух о чудесах, совершавшихся на могиле Филиппа на кладбище.

Стоит приложить ухо к могиле, и услышишь, как Филипп с Богом беседует. Бог спрашивает, кому и что сделать: кого наказать, кого наградить, и Филипп Ему докладывает.
Никольская церковь в селе Черленково Волоколамского уезда. Дореволюционное фото. Источник: Музей им. Щусева.
Никольская церковь в селе Черленково Волоколамского уезда. Дореволюционное фото. Источник: Музей им. Щусева.

На могилке Филиппа стали служить панихиды. Затем стали брать с могилки землю, которая, как верили, исцеляла любую немощь. К могилке началось настоящее паломничество за целебной землей, причем богомольцы приходили издалека, иногда из других губерний. Через какое-то время у могилки образовалась яма, в которой мог поместиться человек. Священники засыпали яму песком, но и привозной песок скоро разобрали богомольцы. Все ожидали скорого приезда митрополита из Москвы, обретения мощей... Однако этого не произошло. Власти, наоборот, запретили паломничество в Черленково, хотя местные жители продолжали почитать эту могилку.

Смерть писателя Сергея Семёнова оказалась связана с именем священномученика протодиакона Волоколамского собора Николая Цветкова. 3 декабря 1922 года Семенов был застрелен в лесу между деревнями Андреевское и Бурцево. В убийстве писателя обвинили 8 человек, будто бы состоявших в сговоре. Их назвали "кулацкой бандой", а вдохновителем преступления объявили протодиакона Цветкова. На деле это были соседи Семёнова Малютины и их родственники. С этой семьей Семёнов имел какую-то давнюю вражду. Еще задолго до убийства сосед поджег сарай Семёнова. Возможно, мотивом была и ревность Малютина. Он подозревал в неверности жену, которая будто бы была влюблена в писателя-самоучку.

К запутанному делу об убийстве Семёнова суд привлек религиозный мотив. Дьякон Цветков, который всегда сопровождал резной образ Николая Чудотворца из Волоколамска в деревни уезда, действительно был знаком с семейством Малютиных. Знал он и Семёнова, которого укорял за его "толстовство". Но обвинение утверждало, что Цветков в беседе с Малютиной сказал ей, что надо "устранить врага", что Семёнов "чернокнижник", наводит порчу. Таким образом, он будто бы навел ее на мысль об убийстве соседа.

Протодиакон Цветков, конечно, отрицал все эти странные обвинения. Даже в тексте дела, составленном очень предвзято, есть такое указание: в другой раз Цветков заявил Малютиным в беседе, что нужно простить Семёнова и молиться за него. Как видно, священнослужитель не был услышан. Суд признал Николая Цветкова виновным в "подстрекательстве к убийству". Он был приговорен к 10 годам тюрьмы. В 1929 году о. Николай Цветков освободился по амнистии и вернулся в Волоколамский район. Через два года его вновь арестовали, и уже совсем по другому обвинению. В 1937 году последовал последний третий арест и смертный приговор. В лике священномучеников протодиакон Николай Цветков был прославлен в 2000 году.