С 2025 года поступление на внебюджетные места перестало быть запасным вариантом, планом Б, страховкой. Делимся наблюдениями о том, как вузы и абитуриенты отреагировали на такой поворот.
Синдром собаки на сене
В феврале, рассказывая о нововведениях в приеме на платное обучение, мы предположили, что наибольшие разброд и шатания вызовет именно это условие поступления. Но масштабы бедствия превзошли ожидания.
Ограниченное количество мест, зачисление по конкурсу, рамки сроков – все это сеяло панические настроения среди абитуриентов. Масло в огонь подливали вузы. Одни, например РУДН и МФЮА, активно зазывали заключать предварительные договоры до получения результатов ЕГЭ, чтобы «зарезервировать» и «гарантировать себе» место:
Другие всяческими способами, которые зачастую шли в вразрез с Порядком приема в вузы, пытались проредить поток платников.
Ажиотаж подталкивал поступающих к тому, чтобы подстелить соломку по всему периметру и завиться на максимально приемлемое количество конкурсов. Притчей во языцех стал абитуриент, который только в ВШЭ заключил договоры на 12 программ.
Так как зачисление на платку, в отличие от бюджета, возможно в соответствии с несколькими приоритетами, вузы были вынуждены включать «многостаночников» в приказы по нескольким конкурсным группам. Затем перестраховщики определялись с желанным вариантом, отказывались от лишних, а освобожденные ими места пропадали, потому что донабор на внебюджет санкционирован только для обладателей иностранных документов об образовании.
Синдром собаки на сене привел к тому, что не всем платникам удалось поступить туда, куда они метили и, в принципе, могли бы пройти, не будь ажиотажа. А для вузов нововведения обернулись недобором коммерческих студентов и, как следствие, потерей дополнительных доходов.
Кстати, по информации издания «БИЗНЕС Online», ранее вклад обучающихся за деньги в бюджет учебных заведений был весьма существенным: в КФУ он составлял 45 - 50 %, в КГАУ — 50 %, в НГПУ — 34 – 40 %, в КНИТУ-КАИ — около 33 %.
И хочется, и колется, и Минобрнауки не велит
Неразбериха в платном приеме стала питательной средой для различных нарушений со стороны вузов. Мы собрали самые распространенные из них.
1. Удержание части предоплаты по договору
Предоплата определенного периода обучения уже давно воспринимается как норма, хотя, согласно разъяснениям Минобрнауки, вузы не вправе ставить ее условием зачисления на внебюджет.
В этом году желание насадить абитуриентов на финансовый крючок вышло на новый уровень. Некоторые учебные заведения прописали в договоре удержание части внесенных денег в том случае, если поступающий расторгнет его по собственной инициативе.
Пункт совершенно неправомерный. Пока вуз не приступил к оказанию образовательных услуг, он должен вернуть абитуриенту полную сумму за вычетом банковской комиссии.
2. Прием не по конкурсу, зачисление не в единые сроки
Не все вузы смогли отказаться от принципа «кто первый встал, того и тапки». Смоленский ГМУ даже умудрился закрепить его в своих правилах, установив, что зачисление проводится в несколько этапов до тех пор, пока есть вакантные места:
На «Лечебном деле» и «Педиатрии» никто из абитуриентов от этого нарушения не пострадал, так как на этих специальностях платников в итоге оказалось меньше, чем планировалось. А вот на «Стоматологии» коммерческие места закончились уже 3 августа, на «Клинической психологии» - 12-го, на «Фармации» - 19-го. Между тем срок приема документов на внебюджет, установленный вузом в правилах, истекал лишь 28 августа.
Порциями зачисляли контрактников и другие вузы. Например, Чувашский ГУ имени И. Н. Ульянова растянул процесс на два месяца и на девять этапов: первый приказ вышел 3 августа, последний - 30 сентября.
3. Установление критериев заключения договора
Многие вузы заключали договоры на платное обучение при условии преодоления пороговой суммы баллов. А кое-кто по ходу кампании даже передвигал эту планку, причем не только в сторону снижения, но и в сторону повышения.
Это откровенное нарушение Порядка приема в вузы, согласно которому пороги устанавливаются не по сумме баллов, а по каждому вступительному испытанию, и все перешагнувшие их абитуриенты должны включаться в конкурсные списки.
4. Отказ в заключении договоров
В этом году больше всего претензий к организации платного приема собрал РЭУ имени Г. В. Плеханова. Апогея недовольство абитуриентов достигло 28 июля, когда за месяц до завершения приема документов на внебюджет, факультет бизнеса «Капитаны» объявил о приостановлении заключения договоров:
5. Превышение плана приема на внебюджет
В том же Смоленском ГМУ на «Стоматологию» зачислили 215 платников вместо объявленных 165.
Не вписалось в установленные цифры и количество зачисленных по договорам на две программы в Новосибирском ГУ. При этом на профиль «Прикладной искусственный интеллект» вуз находчиво установил обтекаемый план приема – «не менее 150 мест»:
И не обманул - включил в приказы более 170 абитуриентов.
Если взять статистику внебюджетного приема-2025 в целом по стране, то выходит, что никто из абитуриентов не остался за бортом. По данным Минобрнауки, из 1,9 млн платных мест нашли хозяев 673300 или 34,3 % от плана. Однако профицит сложился главным образом за счет частных и региональных учебных заведений. К примеру, на «Педиатрию» в Амурскую ГМА по договорам поступили всего два человека. Зато большинство престижных вузов, в том числе медицинских, впервые столкнулись с реальным конкурсом и необходимостью отказывать желающим учиться за деньги.
О том, какие перемены ждут платный прием в 2026 году, мы расскажем в следующий раз.