Призрак Оперы - один из главных злодеев мировой культуры. Как и в случае с Дракулой, Франкенштейновским монстром, Всадником без головы или Круэллой, мы сразу понимаем, о ком речь, как этот герой выглядит и чем он заслужил такую славу. Наше знание об этом строится на материалах книг, фильмов, мюзиклов и других продуктов массовой культуры. Но почему эти произведения и описанные в них герои становятся культовыми и узнаваемыми во всем мире, а какие-то не завоевывают такого интереса и внимания? Причиной ли этому удачный, берущий за душу сюжет, успешная экранизация или само время определяет, какие истории станут бессмертными, а какие затеряются в веках?.. Сегодня на примере одного из самых известных темных романов рассмотрим, как истории о злодеях становятся культовыми и благодаря чему “Призрак Оперы” знают и любят во всем мире.
История создания
“Призрак Оперы” - это роман французского писателя и журналиста Гастона Леру, изданный в 1910-ом году. По сюжету в Парижском оперном театре происходят странные явления, которые и труппа, и работники театра объясняют проделками Призрака Оперы. Но когда прямо во время спектакля пропадает недавно взошедшая звезда - Кристина Даэ, события принимают совсем другой оборот. На поиски Кристины, похищенной по слухам тем самым Призраком, отправляется давно влюбленный в нее виконт Рауль де Шаньи, и героям открываются все тайны и преступления того, кого зовут Призраком Оперы.
Жанр этого романа чаще всего определяют как готический детектив и в этом кроется первая из его особенностей. “Призрак Оперы” одновременно и похож, и не похож на детектив и на готический роман.
Детектив или готика?
В отличие от детектива, где личность преступника неизвестна до последних страниц, здесь практически сразу заявляется, что причина и автор всех ужасных и загадочных событий, происходящих в Опере - ее таинственный Призрак, и дальнейший рассказ по сути выступает лишь реконструкцией свершившихся событий.
Полиция в романе не то, что не играет главную роль в поимке преступника - произошедшее остается загадкой для нее самой, а “сыщик” (в данном случае журналист-расследователь, рассказывающий историю о Призраке) вообще не вступает с “преступником” ни в какие отношения, а “расследует” дело много после смерти всех участников романа.
Также в отличие от традиционных детективов, где богатые дома и поместья часто являются лишь фоном для разворачивающихся событий, в “Призраке Оперы” эта самая Опера - Гранд-Опера или Опера Гарнье, место с богатой и яркой историей - становится соучастником истории.
Что же объединяет роман с традиционными детективами? Как в наиболее известных произведениях этого жанра (истории про Шерлока Холмса или детективы Агаты Кристи) расследование в романе ведет не полиция, а главный злодей превосходит остальных героев в особых знаниях и умениях.
Как и в готических романах, первая популярность которых пришлась на первую треть 19-ого века (“Франкенштейн” Мэри Шелли (1818), “Фауст” Гёте (1808), “Сонная Лощина” Вашингтона Ирвинга (1820)), главный герой “Призрака Оперы” - непонятый обществом аутсайдер, отличающийся от всех (в данном случае своим уродством) и потому противопоставляющий себя ему. Но в отличие от готических героев прошлого, Призрак совершает свои злодейства не для того, чтобы выжить и не из чувства мести, а ради удовольствия и, отчасти, ради любви.
Секрет популярности
На начало 20-ого века, когда и был издан “Призрак Оперы” приходится пик популярности как готического романа, так и детективов. Напуганные быстрыми изменениями, вызванными научно-техническим прогрессом, люди увлекались мистицизмом и интересовались потусторонними мирами, верили в призраков, вампиров (недаром “Дракула” Брэма Стокера издан примерно в то же время) и чародеев. Так что роман, главный герой которого - призрак, живущий в одном из самых известных и помпезных зданий Парижа, не мог не привлечь внимания читателей. Это была эра второго пика популярности готического романа и “Призрак Оперы” пришелся ко времени.
С другой стороны, людей более прагматичных интересовала все более усложняющая структура общества. Почему какие-то люди становятся аутсайдерами? Почему кто-то решается на убийства, пытки и другие ужасные преступления? А главное: можно ли оправдать таких людей или хотя бы попытаться понять их?.. На эти вопросы старались отвечать детективы, которые не только описывали мотивы героев, но и становились для общества моральным камертоном, задавали темы для общественной дискуссии о том, что можно и нельзя прощать.
Таким образом, роман Гастона Леру попал одновременно в два важных нерва общества, объединив в себе детективную тайну и готическую мистику, заставив читателей одновременно и осуждать героя, и сочувствовать ему.
Главный герой или главный злодей?
Кем же был главный герой романа, о мотивах и личности которого до сих пор спорят читатели в разных странах?.. Несмотря на то, что в романе большинство героев считает его и правда призраком, автор, как и главные персонажи его романа, уверен, что Призрак Оперы - реальный человек, живший и наводивший ужас на работников театра в 1880-ых годах. Вот как его описывает один из героев:
“Это удивительно худой человек, и его фрак болтается на костях как на вешалке. Глаза посажены так глубоко, что зрачки с трудом различимы. В сущности, видны только две большие черные глазницы, как у мертвецов. Кожа, которая натянута на костяк как на барабан, вовсе не белая, а какая-то отвратно желтая, вместо носа - еле заметных бугорок… Шевелюру заменяют несколько темных длинны прядей, свисающих на лоб и за уши”.
Другой герой упоминает горящие золотом зрачки глаз, которые можно различить лишь в темноте. А все дело в том, что Призрак настолько уродлив, что носит, не снимая, черную маску, полностью скрывающую его лицо.
Похищенной им Кристине он признается, что уродлив с рождения, а потому не знал от людей ни тепла, ни ласки. Увидев ее, он решил, что, открыв в ней вокальный дар и продвинув на первые позиции в Опере, он заставит ее проникнуться к нему сочувствием, а в дальнейшем и полюбить его.
Однако несмотря на отреченность Эрика (таково настоящее имя Призрака) от общества, он по-настоящему талантлив, причем в разных сферах. Он прекрасный певец и композитор (раскрывает голос Кристины и учит с ней сложнейшие партии, сочиняет собственную арию “Торжествующего Дон Жуана”), одаренный архитектор и инженер (знает все тайные лазы и подземелья Оперы, умеет внезапно исчезать и проходить сквозь стены), помимо этого по ходу романа мы узнаем, что он уверенный чревовещатель и иллюзионист, а также саунддизайнер (умело создает самые невероятные и реалистичные звуки). Но при этом он не поставил свои таланты на службу обществу, а наоборот, творит зло. Он обманывает, пытает и убивает. Вот как описывает его характер Перс, персонаж, пожалуй, лучше всего знавший Эрика:
"Поставив себя вне общества, он не особенно церемонился с людьми и постоянно пользовался необычайной ловкостью и изобретательностью, которыми одарила его природа в качестве компенсации за ужасное уродство; пользовался ими для того, чтобы эксплуатировать людей, причем делал это с неподражаемым артистическим блеском, тем более то эта артистичность всегда окупалась.."
Но при этом автор сочувствует своему герою:
"Бедный, несчастный Эрик! Стоит ли жалеть его? Надо ли его проклинать? Он хотели лишь одного - жить, как все люди. Но он был слишком безобразен. Ему приходилось скрывать свой дар или пускаться на различные трюки, а ведь родись он с обычным лицом, он мог бы стать одним из самых благородных представителей рода человеческого! Его сердце было способно объять целую империю, а в итоге довольствовалось подвальным склепом. Конечно же, Призрак Оперы достоин жалости"
- завершает Леру свое произведение.
Таким образом, Гастон Леру создал поистине сложного и многогранного героя, который вызывает одновременно и страх, и жалость. И читатель, и автор восхищаются талантами Призрака, но и ужасаются тем, как он использует эти таланты во зло...
Не роман, а хроника
Но не только уникальный жанр и неоднозначный герой привлекают читателя к роману Леру. Дело в том, что произведение написано в жанре журналистского расследования. Автор то и дело упоминает полицейские отчеты, дневники, результаты собственных изысканий и впечатления от встреч и интервью с участниками событий, что невольно начинаешь верить, что все это было на самом деле. Тем более, что роман полон отсылками на известные факты и реально происходившие события.
Так, Гранд Опера это реальный театр в центре Парижа, у которого есть своя сложная и полная событий история. Он действительно долго строился, в нем есть подземные этажи и даже настоящее озеро, около которого по сюжету построил свой дом Призрак. Театр был захвачен во времена Парижской коммуны и упоминаемый в романе склеп коммунаров действительно мог существовать. Венчает здание оперы статуя Аполлона, рядом с которой Кристина признается Раулю в любви. Совпадают и некоторые реально произошедшие события.
Так, в романе есть эпизод падения люстры, из-за которого погибла консьержка - и в реальности такое падение произошло в 1896-ом году и в результате погибла женщина. Останки Призрака по сюжету романа были обнаружены во время захоронения пластинок с записанными на них голосами выдающихся артистов того времени - и такое событие тоже имело место быть в 1907 году, до сих пор в архивах хранятся эти записи, распечатанные спустя сто лет.
Совпадают даже детали: приму театра, которую сменила Кристина, в романе звали Карлотта - и в реальной Гранд Опера была ведущая солистка по имени Карлотта Гризи.
Схожести можно встретить даже в описании самой атмосферы театра и принятых там нормах. Так, в Гранд Опера было принято, что владельцы абонементов, элита того времени, богачи и аристократы, имели доступ в Танцевальное фойе, где они могли лично общаться с артистками. Описывается такое общение и в романе, именно так Рауль, много лет не видевший Кристину, снова заговаривает с ней.
Все эти совпадения не только показывают, что автор хорошо знаком с историей и современностью описываемого им театра, но заставляют читателя верить, что и все остальное, описанное в романе, настоящая правда. До сих пор во время экскурсий по Опере главный вопрос, на который отвечают гиды: а правда ли здесь живет Призрак Оперы?
Мюзикл Уэббера
Итак, мы разобрали, как и почему роман “Призрак Оперы” стал популярным. Сразу после издания его перевели на множество языков, в том числе в 1911-ом и на русский, так что европейская публика начала 20-ого века была знакома с Призраком. Но нередко какая книга популярна в момент выхода, а спустя пять, десять, а тем более семьдесят лет о ней мало кто вспомнит. Так было бы и с “Призраком Оперы”, если бы не Эндрю Ллойд Уэббер...
Известный британский композитор, создавший прогремевшие на весь мир мюзиклы “Кошки” и “Иисус Христос - суперзвезда” обратился к французскому роману в 1984-ом году и спустя два года на свет появился одноименный мюзикл, которому было суждено покорить мир и стать самым долгоиграющим мюзиклом в истории.
Премьера мюзикла “Призрак Оперы” состоялась 9 октября 1986 года в Her Majesty’s Theatre в Лондоне. Роли Призрака и Кристины исполнили Майкл Кроуфорд и Сара Брайтман (в то время супруга Уэббера). Яркая запоминающаяся музыка, проникновенные стихи и трагическая история сразу же захватили внимание зрителей. Постановка имела неописуемый успех. И уже через два года мюзикл дебютировал на Бродвее, а позже распространился по всему миру. От Америки до Японии и Кореи зрители были заворожены историей Призрака Оперы, а самые известные мелодии и арии, такие как «The Phantom of the Opera», «Think of Me», «Music of the Night» и «All I Ask of You» стали классикой и попали в репертуар многих ведущих исполнителей во многих странах.
Успех в цифрах
- Мюзикл «Призрак Оперы» стал самым долгоиграющим спектаклем в истории Бродвея, пройдя более 13 000 показов.
- Он поставлен в 151 городе в 30 странах и переведён на 15 языков.
- Более 150 миллионов зрителей по всему миру увидели этот спектакль, а кассовые сборы превысили 6 миллиардов долларов.
- Последнее представление "Призрака Оперы” на Бродвее состоялось 16 апреля 2023 года
Культурное влияние
Вместе роман Гастона Леру и сверхуспешных мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера оказали огромное влияние на мировую культуру. По сюжету романа поставлено множество театральных постановок и снято несколько фильмов, один из которых увидел свет в 1925-ом году, спустя всего 15 лет после выхода книги. Этот черно-белый немой фильм похож больше на фильм ужасов, чем на любовную драму и детектив, однако и он в свою очередь оказал огромное влияние на индустрию кинематографа.
Вокруг романа и мюзикла ложилась целая фан-культура, образ Эрика в ставшей культовой маске неоднократно использовался на сцене и в косплее. Арии и музыкальные темы мюзикла вошли в репертуар известных артистов и выступающих оркестров и исполняются до сих пор. Известные писатели признавали, что вдохновлялись сюжетами “Призрака Оперы” при создании своих работ. Так, Рэй Брэдбери признавал, что идею рассказа «Вельд» ему подкинула камера пыток Эрика. А роман «Маскарад» Терри Пратчета также во многом обыгрывает книгу Леру.
Итак, “Призрак Оперы” стал по-настоящему легендарной вещью, пережившей свое время и ставшей вечным, актуальным во все времена сюжетом. Благодаря уникальным стилистическим и жанровым особенностям, сложному, противоречивому герою, который противопоставляет себя обществу и совершает ужасные преступления, но при этом вызывает у читателей и зрителей сочувствие, а также гениальной музыке Уэббера “Призрак Оперы” смог покорить мир и найти поклонников во всех странах от Америки и Европы до Японии. Он собрал огромные кассовые сборы, подарил известность многим певцам и актерам, а также поставил рекорд, более сорока лет, не покидая сцену. Но главное - Призрак Оперы покорил наши сердца, и заставил поверить, что
The Phantom of the Opera is there
Inside our minds...