Мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера “Призрак Оперы” стал одним из самых популярных в карьере этого композитора, и более сорока лет не покидал бродвейскую сцену. Роман французского писателя Гастона Леру, ставший литературной первоосновой для мюзикла, тоже в свое время наделал шуму, был переведен на многие европейские языки, а описанный в нем трагичный образ заглавного героя давно стал заметной частью мировой культуры. Но есть ли между этими произведениями что-то общее или они довольно далеко отошли друг от друга, став самостоятельными произведениями? Чем создателям мюзикла пришлось пожертвовать, а что изменить для постановки на сцене? Сегодня разберем основные сходства и различия между мюзиклом и романом “Призрак Оперы”.
Что объединяет мюзикл и литературный первоисточник
Начнем, пожалуй, с общего. И там, и там в основе лежит один и тот же сюжет о нелюдимом и таинственном Призраке Оперы, которого боятся и уважают в одном из самых известных парижских театров - Опера Гарнье. Собственно, не меняется и место действия, и связанная с ней тематика и атрибутика: и в романе, и в мюзикле действие происходит в парижском театре, а героями становятся артисты оперы и балета, а также их покровители и директора. Мюзикл повторяет основные сюжетные линии и повороты, заложенные в романе: триумф Кристины и ее похищение, падение люстры, сцена у подземного озера и т.д.
Главные герои тоже остались те же: Эрик (Призрак Оперы), начинающая певица Кристина Даэ и влюбленный в нее молодой виконт Рауль де Шаньи. На любовном треугольнике между главными персонажами и противостоянии между Призраком и Раулем и построен сюжет.
Так как роман Гастона Леру нередко называют готическим за обилие мистической и устрашающей атмосферы: подземелья, таинственные исчезновения, анонимные письма с угрозами - эти же элементы были перенесены и в мюзикл, став неотъемлемой его частью.
Сохранен и мотив маски, которую носит Эрик. По сюжету он вынужден носить ее, чтобы скрыть от людей свое уродство, из-за которого ему так и не суждено было познать любви и тепла. Но, как мы увидим далее, даже столь важная для сюжета деталь претерпела изменения.
Различия между романом и мюзиклом
1. Жанровая специфика
Роман Гастона Леру нередко определяют как готический детектив с мистическими элементами. История подаётся в форме журналистского расследования, причем настолько подробного и точного, с совпадающими с реальностью деталями, что читатель невольно начинает верить в реальность произошедшего. При этом сам автор подчеркнуто скептичен и старается объяснить все фантастические и невероятные происшествия в Опере логически и документально.
Мюзикл же — это эмоциональная романтическая драма, где акцент поставлен на чувствах героев и для того, чтобы зритель поверил актерам используется экспрессивная музыка, яркие костюмы и благозвучные арии. Логика и тем более правдоподобность событий отходит на второй план, уступая место психологизму и символизму. Если роман пытается убедить нас, что произошедшее реально и это не сказка и не театральная байка, то мюзикл не акцентируется на этом, а делает упор на историю, чувства и сложную судьбу героев.
2. Музыкальные решения
В романе Леру любое упоминание музыки или выступлений артистов подразумевает под собой непременно классическую оперу, так как в то время не было большого жанрового разнообразия. Уэббер же создавал свою версию “Призрака Оперы” в 1980-ые, когда неотъемлемой частью мировой культуры стали рок и поп-музыка, поэтому в мюзикле наравне с классическими оперными ариями присутствуют элементы рок-баллад и заимствованные из поп-музыки вокальные техники.
3. Образ главного героя
В романе Гастона Леру Призрак - фигура устрашающая. Если поначалу он просто пугает балерин, то по ходу повествования он шантажирует и угрожает, портит голос ведущей актрисе, крадет театральное имущество, а после убивает и пытает. Более того, со слов одного из героев мы узнаем, что ранее он уже неоднократно делал это, построив для своего прошлого заказчика целый дворец с пыточной камерой. Призрак в романе коварен и одержим сначала местью отвергнувшему его обществу, а потом жаждой любви от Кристины, свои таланты он готов использовать во зло. Даже в отношении любимой девушки, взаимности которой хочет добиться, он ведет себя как тиран, угрожая ей и ограничивая ее свободу, заставляя отказаться от того, к кому лежит ее сердце.
В мюзикле же образ Эрика решен иначе. Он не злобный гений, а страдающий композитор, жертва одиночества и отверженности. Он все еще совершает ужасные поступки и даже убивает, но уже не из злобы, а из страха перед разоблачением своей тайны. Призрак Оперы показан трагическим персонажем, который заслуживает сочувствие
4. Второстепенные герои и сюжет
В мюзикле действие развивается исключительно вокруг отношений трех главных героев: Эрика, Кристины и Рауля де Шаньи, линии второстепенных персонажей сильно сокращены, а их личные истории оставлены за кадром. Так, новые директора Оперы Андрэ и Фирман (в книге их зовут Ришар и Моншармен) нужны лишь для того, чтобы показать свою неспособность справиться с творящимися в Опере странностями, полностью отсутствует линия старшего брата Рауля - графа Филиппа де Шаньи - который несмотря на нежную любовь к брату чуть не отрекается от него из-за желания того жениться на певице, но в решающий момент в одиночку отправляется спасать брата и погибает в подземельях Призрака.
В мюзикле также отсутствует выведенный в книге персонаж Перса - единственного человека, который знает об Эрике все и который соглашается, рискуя жизнью, помочь Раулю спасти Кристину. Именно Перс рассказывает Раулю об уникальных способностях Призрака и его опасных уловках и помогает ему уберечься от них. Когда же это не помогает, Перс вместе с главным героем переносит пытки Призрака и едва не погибает. В конце концов именно Перс, по словам Гастона Леру, поведал ему основную часть истории Призрака Оперы. В книге этот не менее таинственный и неоднозначный персонаж становится главным союзником влюбленных, в мюзикле же эта функция частично переходит к консьержке Мадам Жири.
5. Какого цвета маска Призрака?
Маска Призрака Оперы стала не менее культовым символом, чем сама его история. Ее используют как часть образа на Хэллоуин и как реквизит во время выступлений, а на афишах зачастую рисуют одну лишь эту маску - и всем сразу понятно, о каком произведении речь. Благодаря мюзиклу в массовом сознании укоренился именно такой образ: чисто белая полумаска, скрывающая лишь часть лица Призрака. Однако в романе Эрик носит не белую, а черную маску и скрывает она все лицо полностью: "за маской не было видно его глаз… из-под таинственного лоскута нижнего края его маски из черного шелка, показались слезы".
Однако у подобных изменений есть весьма простое объяснение: в полностью закрывающей лицо маске актерам было неудобно петь, звук искажался и не доходил до зала, а на сцене важно хорошее звучание, поэтому маску пришлось обрезать. Белой же она стала для усиления визуального образа: на контрасте с полностью черным костюмом и плащом Эрика белая маска смотрится ярким акцентом, привлекающим внимание.
6. Эрик: невидимый призрак или осязаемый враг?
В книге персонаж Призрака Оперы недаром зовется Призраком - никто из сотрудников театра его не видел. Даже Кристина, которой он каждый день дает уроки музыки, лишь слышит его голос, а впервые видит вживую лишь в момент похищения. Остальные герои также до самой последней минуты не видят Призрака в человеческом обличье, из-за чего Леру и приходится неоднократно утверждать и напоминать читателю, что Призрак все-таки существовал и это был реальный человек из плоти и крови.
В мюзикле же Призрак не особо избегает общества: он попадается на глаза техническому работнику сцены, за что тому приходится расплатиться жизнью, ярко появляется во время маскарада, привлекает всеобщее внимание, подменив актёра прямо вот время спектакля, вступает в дуэль с Раулем на кладбище. И даже в последние минуты он окружен людьми: в логово Призрака врывается толпа, но самого его там уже нет.
7. Различия в концовке
Возможны спойлеры!
Есть существенные отличия и в концовках мюзикла и книги. Как мы уже упоминали выше, в книге Призрак показан гораздо более жестоким и отчаянным и эти черты полностью проявляются в решающей сцене.
И в книге, и в мюзикле Призрак ставит Кристину перед сложным выбором: либо она становится его навсегда и тогда он освобождает плененного Рауля, или же тот умирает. Но если в мюзикле в случае отказа пострадает лишь один человек, то в книге Призрак обещает Кристине, что “если “нет” - все погибнут и будут погребены здесь”, и позже герои узнают, что угроза была более чем реальна и в опасности были не только они сами, но и весь Париж.
Однако и в книге, и в мюзикле Кристина жертвует собой и соглашается остаться с Призраком, но тот, впервые почувствовав человеческие тепло и сострадание к себе, решает отпустить влюбленных. Финальная концовка совпадает: Кристина и Рауль свободны, а Призрак Оперы исчезает навсегда.
Итак, мы насчитали семь наиболее значительных различий между ставшим известным на весь мир мюзиклом и романом, послужившим для него литературной первоосновой. В основном эти различия касались интерпретации сюжета и образов героев, создателям мюзикла пришлось отказаться от сложных последовательностей и предысторий персонажей и сократить их количество, чтобы сосредоточить внимание зрителей на любовном и идеологическом конфликте между тремя главными героями.
Однако несмотря на эти различия, основные посыл и тема произведения остаются теме же: образ Призрака Оперы становится метафорой гениальности, отвергнутой обществом, а его злодеяния напоминают о том, что общество само создает чудовищ, отвергая и презирая тех, кто по каким-либо причинам не похож на них, а концовка заставляет задуматься о том, что лишь понимание и сочувствие может стать ключом к взаимопониманию и спасению...