Образ легендарного борца с нечистью и недруга всех вампиров широко растиражирован массовой культурой. Думаю, вы без труда вспомните хотя бы пару фильмов, где есть персонаж с этим именем. Где-то он молод (и горяч), без труда исполняет акробатические трюки и умело обращается с оружием, а где-то он - мудрый старец, одерживающий победу способностями не тела, но разума. Так каким же все-таки был настоящий Ван Хельсинг (и был ли)?
В новой (специальной) статье #Сквозь_призму_истории ищем прототипы “грозы вампиров”
Великий борец с нечистью – Абрахам Ван Хельсинг – впервые появляется в мировой культуре на страницах легендарного романа Брэма Стокера «Дракула». История о противостоянии добра в лице юного врача и стареющего философа и зла в образе бессмертного вампира-аристократа запала в сердца читателям и вот уже второе столетие ни один Хэллоуин не обходится без Дракулы и его вечного врага - ван Хельсинга.
И если с историей вампира, чью личность часто видят воплощением великого румынского правителя Влада Цепеша, прозванного за свирепость Дракул (т.е. Дракон), все понятно, то вот откуда взялся его антагонист? Что за великий разум из фильма в фильм помогает героям победить нечисть?
Сейчас разберемся...
Роман Брэма Стокера до сих считается одной из наиболее популярных книг в жанре horror fiction. Изучением его сюжетов и персонажей даже сегодня занимаются лингвисты и историки из крупных университетов. И все они пытаются найти разгадки к тайнам ставших столь важными в мировой культуре образов.
По сюжету романа именно благодаря ван Хельсингу герои - бывший пленник вампира Джонатан Харкер, его невеста Мина и доктор Джон Сьюард - одерживают победу над Дракулой. Он, благодаря своим знаниям языков, оккультной медицины и способностям к гипнозу, помогает им не только выследить вампира, но и правильно поступить с его телом, чтобы тот не ожил вновь. Но откуда, простите, у обычного врача такие знания?
Вероятно, ответ кроется в истории жизни прототипа ван Хельсинга. И здесь, как всегда, есть несколько версий. Мы расскажем все, а вы уж решайте, какая ближе вам.
Версия первая - сам автор
Удивительно, но Брэм Стокер - имя, под которым мы знаем автора популярного романа - лишь сокращение. А полностью его зовут Абрахаам - прямо как ван Хельсинга. Да и на момент написания романа Стокеру было столько же лет, сколько и его герою - около шестидесяти. Некоторые отмечают и сходство во внешности автора и героя. Можете сравнить портретную карточку Стокера с образом ван Хельсинга в исполнении Энтони Хопкинса.
Увы, на этом совпадения заканчиваются. Возможно, писатель так вдохновился созданным героем, что решил дать ему свое имя? А может оно подходит для глубоко религиозного профессора гораздо лучше, чем банальное Джон или Джек...
Версия вторая - польский пастор из столетнего прошлого
В 2015 году польский ученый Адам Венгловский выпустил книгу “Польская история всего”, в которой попытался найти во всех событиях истории польский след. Нашелся такой след и в деле вампиров.
Ежи Хельвинг был пастором в небольшом польском местечке, но помимо религии увлекался также наукой: ботаникой, астрономией, литературой и этнографией. В 1772 году он публикует исследование, в котором описывает способы борьбы с вампирами - отсечение головы, использование света и орудий из серебра.
Любопытно, что все из перечисленных способов нашли отражение в фильме 2006-ого года “Ван Хельсинг”, но в самом романе (за исключением отсечения головы) их нет. Можно похвалить Венгловского за следование национальным интересам, но искать везде именно польские корни все-таки слишком самонадеянно. Да и вряд ли Стокер, не выезжавший за свою жизнь никуда дальше Англии, знал о польском пасторе. Хотя фамилии у героев явно схожие…
Версия третья - придворный врач австрийской короны
Герард ван Свитен родился в Голландии, но известен стал далеко за пределами своей родины. А именно - в Вене. Именно там он добился карьерных успехов и, будем честны, изменил облик великого города. Ван Свитен сделал очень многое для популяризации науки в то время, когда массами людей владели суеверия. Благодаря его стараниям были созданы Венский Ботанический сад, химическая лаборатория, налажено обучение врачей. Он много ездил по стране и расследовал дела об убийстве “вампиров”. Страх охватывал умы людей, и они по малейшему подозрению могли убить своего соседа прямо на улице или поджечь его дом, веря, что избавляются от вампира. Ван Свитен по личному поручению императрицы Марии Терезии ездил в Моравию, чтобы успокоить людей и найти объяснение нападениям “вампиров”. Он эксгумирует трупы, изучает местные особенности климата и приходит к выводу, что всему есть естественнонаучное объяснение. Высокую смертность вызывают не кровопийцы, а эпидемия, бледная кожа и струящаяся изо рта трупов кровь - следствие строения почв, в которую поступает мало кислорода.
Что объединяет ван Хельсинга и ван Свитена?
Во-первых, происхождение. Оба голландцы.
Во-вторых, борьба с “вампирами”. Только если книжный герой сражается с реальными чудовищами, то его прототип борется с чудовищами неведения в головах.
В-третьих, широкий кругозор, глубокое знание медицины и привилегированное положение, а, значит, и известность.
В-четвертых, географическая близость. Моравия - южная область современной Чехии, находится не так далеко от Трансильвании, где, по сюжету, и таится логово вампиров.
Но вот знал ли о ван Свитене Стокер? Этого мы, увы, не узнаем. Зато он хорошо знал четвертого претендента на роль профессора
Версия четвертая - шпион и венгерский профессор
Именно кандидатура Арминия Вамбери самая популярная для прототипа ван Хельсинга. Указание на него вы найдете даже в Википедии. В истории родной страны он остался выдающимся востоковедом, полиглотом и путешественником. Мир же помнит его как шпиона и вдохновителя романа “Дракула”.
Арминий Вамбери родился в бедной еврейской семье. Чтобы выжить, он ловил в озере пиявок и продавал аптекарям. Потом сбежал из школы и отправился искать работу. За время скитаний он выучил немецкий и словацкий языки, заинтересовался культурой Османской империи и в 20 лет отправился пешком в Стамбул. Там он стал близким другом и секретарем министра иностранных дел, изучал труды османских историков, создал турецко-немецкий словарь и стал членом Венгерской академии наук. Спустя десять лет Вамбери бросает все и, переодевшись в дервиша, под выдуманным именем отправляется в Иран. Несколько лет он ходит из города в город и собирает сведения для … британской разведки. Конец 19-ого века - время бурной экспансии Британской империи в Среднюю Азию. Была важна любая информация, любой контакт, а главное - быстрота, ведь на те же территории претендовала столь же стремительно растущая Российская империя. В 2005 году Британия рассекретила письма, где Вамбери отдаются указания, но самих его донесений в архиве не было. О том, насколько хорошим агентом был венгерец, можно спорить. Когда его услуги перестали быть нужными, он прибегнул к шантажу и выбил себе право на пожизненную пенсию. Но для нас важнее другое - в Англии Вамбери встречался с Брэмом Стокером и рассказывал тому истории о кровожадном графе Цепеще, о таинственной Трансильвании и, конечно же, вампирах. Писатель так проникся этими рассказами, что описал их в книге, а их автора, возможно, сделал главным героем.
Что говорит за эту теорию?
Вамбери - единственный современник Стокера, который встречался с ним лично и сильно повлиял на него. Его личность действительно уникальна и сочетает в себе не только глубокое знание истории и фольклора описанных Стокером мест, но и умение входить в доверие к людям и оставаться нераскрытым. Вамбери не просто знал о вампирах, но и мог лично рассказать о них Стокеру.
С кого бы ни был писан ван Хельсинг он - наравне с Дракулой - стал больше, чем образом. Больше чем героем. Он стал нашей культурой. Каждый год выпускаются фильмы, сериалы, книги и манги, посвященные ван Хельсингу. Для многих он стал кумиром и побудил к поискам и исследованиям хоть о вампирах, хоть о философском камне. Ну а мы в преддверии Хеллоуина напомнили вам о еще одном хорошем образе для подражания и его исторической природе. Оставайтесь со #Сквозь_призму_истории!