В 325 году на Первом Вселенском соборе Иисус был провозглашён Богом, хотя он таковым себя считал, но спустя 300 лет священники-фарисеи вместе с императором Константином так решили. Ну а дальше стали спорить и выяснять – сколько природ было у Иисуса – две (божественная и человеческая) или одна божественная, или одна человеческая.
А сколько у него было разумов – один или два? А сколько у него было воль – одна или две. Например, представление о том, что у Иисуса была только одна воля, называется монотелизмом.
Все эти споры назывались христологическими.
Папа Лев I в 449 году в письме Флавиану, Константинопольскому патриарху, утверждал, что Иисус Христос — это одна личность божественной Троицы с двумя различными природами, которые неразрывно соединены. Александрийские богословы поддерживали эту концепцию, однако антиохийские возражали.
Письмо папы Льва было принято Халкидонским собором в 451 году, на котором было осуждено монофизитство (единая божественная природа Христа) и провозглашено, что Иисус имеет две природы в одном лице и ипостаси. При этом согласно халкидонскому оросу две природы во Христе соединялись — «НЕслитно, НЕизменно, НЕраздельно, НЕразлучно».
Объяснение значений слов формулы:
«Неслитно» — потому что крайние монофизиты вливали воду плоти в огонь Божества, и она пропадала, оставалась только огненная стихия природы Божественной, то есть «одна природа».
«Неизменно» — потому что для всех лукавых, как бы умеренных монофизитов человечество теряло свою реальность, становясь только кажущейся оболочкой.
«Нераздельно» — потому что у несториан две природы рядом предположены лишь в иллюзорном объединении.
«Неразлучно» — потому что у маркелиан в день последнего суда богочеловек отлучит от себя, покинет отслужившую Ему роль человеческую природу.
Эта формула указывает на непостижимость тайны боговоплощения, и в то же время она отвергает как несторианскую (нераздельно, неразлучно), так и монофизитскую (неслитно, неизменно) интерпретацию.
Как вы понимаете простому человеку совершенно невозможно было такое понять, это даже сложнее, чем догмат о Троице, рассуждать на эту тему тоже было нельзя, воспринималось как богохульство или впадение в ересь, однако несогласных с решением халкидонитов было много
Противоположные точки зрения
По поводу двух природ Иисуса возникли многочисленные споры
Аполлинарианство
Аполлинарии утверждали, что когда Иисус воплотился, то он принял человеческую природу, но не человеческую душу. Место души заняла его божественная природа. Эта точка зрения была осуждена на Константинопольском соборе в 381 году.
Несторианство
Несториане считали, что у Иисуса две природы и две личности: божественная и человеческая и они их разделяли. Их взгляды были признаны ересью и осуждены Халкидонским собором.
Однако несторианство распространилось за пределами Восточной Римской империи — на Ближнем и Дальнем Востоке, а также в Центральной Азии.
В настоящее время существуют Ассирийская церковь Востока — с центром в Мортон-Гров (штат Иллинойс, США) и Древняя церковь Востока — с центром в Багдаде (Ирак).
Современные несториане в большинстве своём живут в Иране, Ираке, Сирии, Индии, США, Израиле, Палестине.
Евтихианство
Евтихиане объединяли две природы Иисуса в одну. Основателем этой теории был константинопольский архимандрит Евтихий (около 378–454). Который учил, что при воплощении Иисуса божественная природа поглотила человеческую природу. Евтихианство было осуждено как ересь на Халкидонском соборе.
Монофизитство
Монофизиты считали, что Иисус Христос не обладал человеческой природой, а только Божественной. Евтихианство было крайней формой монофизитства.
При этом часть церквей откололись от халкидонитов и стали исповедовать монофизитство. К ним относятся Армянская апостольская, Коптская, Эфиопская, Сиро-яковитская, Маланкарская сирийская, Малабарская сирийская и Эритрейская церкви.
Миафизитство
Христологическая доктрина, которая утверждала единство природы Богочеловека Иисуса Христа без смешения и разделения в нём божественной и человеческой природ. Миафизиты признавали в Иисусе только одну «волю» и одно «действие», то есть «одно богомужное действие».
В заключение
Таким образом, все эти христологические доктрины вызывали споры, вражду, отделение церквей и в результате христианство дробилось и дробилось на многочисленные осколки, и этот процесс продолжается и в настоящее время. А ведь всё началось с того, что Иисуса объявили Богом.