Продолжаю повествование об оздоровительных путешествиях на различные моря, которые позже побудили меня задуматься о покупке дачи на крымском побережье.
Когда к имеющимся кожным проблемам сына присоединился пренеприятный "аденоидит второй степени", который Карим "заработал" сразу же, как начал ходить в детский сад (известный, так сказать, "рассадник" вирусов), я решила свозить его на реабилитацию в профильный санаторий в Крыму. Ведь Таврида издавна признана природной лечебницей. Здесь поправляли своё здоровье августейшие члены царской семьи, знаменитые личности из числа творческой интеллигенции, представители верхушки политбюро и советские, а позже и постсоветские трудящиеся всех возрастов и профессий.
По понятным причинам путевку "Мать и дитя" и авиабилеты (тогда еще самолеты летали, а Керченского моста не было) приобретала сильно заранее: по раннему бронированию получается дешевле и минимизируется риск остаться без мест. Выбрала август как наиболее тёплый для купания и прогревания простуженного носика.
Но. Недаром говорят, хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Наверное, я сильно повеселила хохотушку-судьбу, раз она внесла очень интересные коррективы в мою тщательнейшую подготовку к путешествию. Через полтора месяца после покупки тура я с большой радостью и огромным волнением обнаружила, что... беременна (видимо, всё же начали сбываться абхазские пророчества – ссылку на публикацию об этом помещу в конце этой статьи).
Ну и как быть, не отменять же поездку, лететь мы должны были вдвоем, и никто, кроме меня, не мог уехать с сыном так надолго. Поэтому я спокойно продолжила сборы, делая поправку на интересное положение (проконсультироваться с врачом, сдать вовремя все анализы и пр.).
Воюя с переменным успехом с аденоидами и кожными проблемами, мы добрались-таки до августа и поездки, на которую возлагались большие надежды. После авиаперелета глубокой ночью прибыли на такси в санаторий, который располагался на горе в Гаспре, и, падая от усталости, заселились в номер с ремонтом и мебелью советских времен (это и немудрено — в те годы Крым еще только начинал восстанавливаться после многолетней разрухи).
Здравница эта оказалась знаковой для меня как филолога. Она находится на территории имения графини Паниной, в котором в 1901-1902 гг. останавливался Лев Толстой с женой и дочерьми. Там его навещал и мой глубокоуважаемый Антон Чехов с Максимом Горьким. В этом имении Толстой писал свою повесть «Хаджи Мурат», статьи о религии и веротерпимости.
А с 1922 г. здесь располагается санаторий (в 1947 г. получивший название «Ясная Поляна»), в котором отдыхали Анна Ахматова, белорусский поэт Янка Купала (написавший цикл стихов «Крым»), композитор Дмитрий Шостакович, ученый Отто Шмидт и др.
Несмотря на то что большая территория «Ясной Поляны» находилась в некотором запустении, мне очень нравилось прогуливаться по ее дорожкам, дыша хвойным воздухом и представляя, как здесь ходил уже немолодой знаменитый создатель «Войны и мира», размышляя над очередной своей философской статьей или беседуя со своими именитыми гостями…
Наш корпус, как, впрочем, и весь санаторий, располагался на большом возвышении от моря. У здравницы имелась собственная канатная дорога – воздушный трамвайчик – до пляжа, и, конечно же, ежедневное катание на нем туда и обратно было для сынишки целым захватывающим приключением.
Однако после пяти вечера канатка закрывалась, и, соответственно, кто не успел, поднимался в крутую гору пешком. А лечебный корпус санатория располагался еще выше спального, и туда никакого лифта не было предусмотрено, поэтому многоразовое восхождение на процедуры по многоярусной и многоступенчатой лестнице становилось отличной тренировкой и ног, и силы воли.
Для меня с шестимесячным пузом то ещё испытание. А Каримке очень нравились исследования окрестностей, он с удовольствием бегал по ступенькам. До сих пор вспоминаю, как потеряла его из виду, когда он играл со своим ровесником Макаром. Мы с бабушкой этого мальчика сбились с ног, разыскивая юных путешественников. А когда уже собрались бить тревогу, приятели, держась за руки, появились на дороге, которая вела с пляжа. Оказывается, их на полпути «перехватила» семья, проживавшая с нами в одном корпусе и возвращавшаяся на наше счастье с моря пешком.
Выяснилось, что дети уже успели спуститься довольно далеко и даже не думали поворачивать... Четырехлетний Карим, успокаивая меня, сказал: «Мама, не волнуйся, я же не малыш, чтобы заблудиться в таком месте! Нашел бы дорогу назад, ведь кругом столько примет. Например, вот эта сосна – под ней такой большой камень, как из сказки про богатырей…».
У санатория был небольшой галечный пляж, мы ходили (вернее, ездили поверху) туда два раза в день. Сынишка с удовольствием учился плавать, строил из камней крепости и наблюдал с волнореза шторм. Кожа его снова очень быстро становилась гладкой и здоровой, а также постепенно и носик ребенка перестал сопеть и хлюпать.
Этому, я думаю, способствовали не только морские и солнечные ванны в сочетании с физиолечением. Вся территория санатория утопает в зелени реликтовых сосен, туй, можжевельников и кипарисов, кроме того, рядом проходит Царская (Солнечная) тропа – легендарная тропа здоровья (терренкур), которая была проложена из Гаспры до Ливадийского дворца и использовалась Николаем II для пеших целебных прогулок.
Мы с Каримом и соседями по этажу, с которыми сдружились и ездили на все экскурсии, часто прогуливались по этой тропе, дыша полезными фитонцидами, любуясь потрясающими морскими видами и приобщаясь к царскому моциону. Однажды на одном из валунов, попадающихся вдоль тропы, сын увидел букву "З", которую кто-то вывел краской. Мальчик воскликнул: "Это камень моей сестренки, ее зовут Зиля", – и прижался к моему животу.
Я, если честно, до конца не была уверена, что ношу дочку, так как на всех трех УЗИ пол не получалось определить на 100 процентов: плод то поворачивался спиной, то закрывался коленками, то мешала пуповина. Поэтому на восклицание Карима я только улыбнулась: "А почему именно Зиля?". Ребенок ответил: "Потому что ее так зовут, я знаю, я же разговариваю с ней."
Что ж, Зиля, так Зиля. В переводе с персидского (Зилә – с ударением на последний слог) – "свет, сияние", а с арабского – "защитница, милосердная". Это имя мне нравилось, я частенько напевала татарскую песенку "Зиляйлюк", знакомую мне с детства, услышанную когда-то от папы. Да будет так, малыш, если уж у вас такая незримая связь... Мы с Каримкой решили обязательно вернуться сюда, к этой букве, как только Зилюша подрастет.
Стоит отметить, что загадочная Зи в животе мамы оказалась на удивление тренированным и стойким пузожителем. Я весь наш отдых, да и вообще всю беременность, чувствовала себя прекрасно, несмотря на уже далеко не юный возраст, немалую нагрузку здешних подъемов-спусков, длительных пеших прогулок и беготни за юным исследователем мира.
С большим удовольствием мы посетили Ялтинский зоопарк, где с Каримкой произошли два курьёза. Сначала его... "съел" пеликан. Дело в том, что при входе в зоопарк мы увидели, как по территории, прямо по дорожкам с посетителями, меж рядов с сувенирной продукцией, кормом для животных и фруктов свободно разгуливали пеликаны и хватали с прилавка апельсины. Один из них, приняв, видимо, моего мальчика в оранжевой кепке за большой цитрус, поместил его голову в свой огромный клюв... Все это произошло так быстро, в считанные секунды, пока мы с соседкой снимали зоопарк на видео, что Карим даже не успел испугаться. Освободив свою голову, он только и смог воскликнуть: "Ах ты, маленький воришка!" Позже, просматривая этот ролик, мы удивлялись и смеялись одновременно. Нарочно не придумаешь. Теперь в нашем архиве имеется и такое вот хайповое видео.
Затем мальчугана "обидели" наглые лебеди. Дойдя до пруда с черными лебедями, я присела отдохнуть у воды, а сынишка, пока вытирал перепачканные руки и лицо, дал мне своё мороженое – подержать. И когда он увидел, как подплывший ко мне лебедь выхватил из рук и утащил его обожаемое лакомство, расплакался от досады: "Еще один воришка. Как их здесь много!" Еле успокоила своего путешественника-первооткрывателя.
Также полной впечатлений для ребенка стала прогулка на электрокаре по восхитительному парку Воронцовского дворца. Не менее увлекательной была и теплоходная экскурсия вдоль побережья ЮБК, с катанием на катамаране к горе Аю-даг. Незабываемым получилось и восхождение на величественную Ай-Петри... Все события не уместить в одном рассказе. Скажу лишь, что все эти маршруты мы повторили потом и с дочуркой. Очень надеюсь, что когда-нибудь смогу познакомить с любимой Тавридой и своих внуков...
Полуостров настолько полюбился и так подошел сыну в дальнейшем (даже слова "Карим" и "Крым" – созвучны, не находите?), что мысль о покупке здесь дачи, посетившая меня в тот самый первый приезд, за десятилетие сформировалась в мечту, которую я хоть и со скрипом, но постаралась осуществить . Теперь буду прикладывать усилия к тому, чтобы наш кусочек Крыма стал для нас и наших гостей островком здоровья и радости. Пусть моя старенькая дача и близко не напоминает дворец княгини Паниной или Николая Второго, даже до дачи Чехова в Гурзуфе ей очень и очень далеко, но зато у нас есть к чему стремиться, а совершенству, как известно, нет предела...
Продолжение следует
Про абхазские пророчества – здесь:
Предыдущая глава – здесь:
Следующая – здесь: