Найти в Дзене

Как я сына на юге вымолила

Оглавление

Пока собираюсь на свою крымскую дачу, делаю необходимые чертежи, звонки, заказы, изучаю информацию по ремонту и насаждениям, расскажу в нескольких публикациях о своих южных приключениях в качестве лирического отступления от основной темы канала. Однако взаимосвязь этих моих жизненных историй с дачей в Крыму всё же тоже есть, ведь они в конечном итоге так или иначе привели меня к нынешнему приобретению...

Новоафонский монастырь
Новоафонский монастырь

Адское лето 2010-го

Я всегда хотела иметь большую семью. Скорее всего, меня очень вдохновлял пример моих обеих бабушек, живущих в деревне: у них было по 6 детей, и каждая поездка к ним это был настоящий праздник – родственники съезжались из разных регионов, полный дом народу, мы, внуки, ватагой носимся по деревенским лугам, на ходу придумывая веселые забавы, потом так же задорно все работаем в огороде, после – поедаем вкуснейшие бабушкины блины и пироги прямо из печки, а вечером отмокаем в душистой бане...

Вот и я представляла себе семью именно такой – чтоб в большом светлом доме не смолкал звонкий детский смех, чтобы все собирались после трудов праведных за одним большим круглым (непременно круглым почему-то) столом, чтобы дружной гурьбой ходили в совместные походы, чтобы меня было Семь Я (ну можно поменьше, главное, не один).

Однако после рождения первенца долгие 10 лет ожидания, походы по клиникам, лечение и даже единожды ЭКО по диагнозу "вторичное бесплодие" не принесли никаких результатов. Последняя рекомендация врача была дана, видимо, уже из жалости: съездите на море, отдохните, отпустите ситуацию. И я как очень ответственный и послушный пациент тут же стала собираться в путешествие. Решили мы поехать на автомобиле в Абхазию, поскольку там еще не были и давно хотели посетить.

Надо сказать, что лето в тот год выдалось аномально жарким, был побит рекорд прошедших десятилетий. В Казани стоял такой удушающий зной, что даже кондиционеры справлялись с большим трудом. А в нашей старой квартире его и вовсе не было за ненадобностью (по-настоящему жаркое лето в нашем регионе очень непродолжительное, длится от силы пару недель, на которые мы обычно уезжаем в отпуск, да и окна у нас выходили на северную сторону, поэтому мы никогда от жары не страдали).

Днем было такое продолжительное адское пекло, что даже спасительная, казалось бы, ночь не приносила ожидаемой прохлады. Немного поспать удавалась лишь под влажной простыней, через некоторое время становящейся абсолютно сухой. Причем и на природе (в деревне, на даче) не получалось спастись от духоты. Жители буквально изнывали, и такое обычно долгожданное в средней полосе лето вдруг превратилось в настоящую пытку и кошмар.

Перед поездкой моя коллега поделилась адресом "проверенного" гостевого дома в Гагре, где она отдохнула накануне и осталась очень довольна. Также эта приятельница меня предупредила, что хозяйка дома, которая оказалась нашей землячкой (переехавшей из Татарстана в Абхазию несколько лет назад), довольно своеобразная дама и у нее суровый характер (в прошлом была директором спортивной школы). К тому же эта женщина обладает... даром ясновидения. Проверено, мол: "Мне она всю правду сказала. Если сумеешь найти к ней подход – получишь ответ на терзающий тебя вопрос"... Я поблагодарила коллегу, но, конечно же, отнеслась скептически, потому как ни в каких магов-колдунов-прорицателей никогда не верила.

Гагра
Гагра

В таинственном Лыхненском храме

Дорога, если не брать во внимание весьма неприятный инцидент с адыгейскими сотрудниками ГИБДД, оштрафовавшими нас почем зря (просто разбираться уже не было сил, мы были измучены дорогой, поэтому просто отдали наличные, на что и был, собственно, расчет у южных блюстителей порядка), в целом выдалась сносной. Мужественно преодолев многочасовую пробку на сочинском серпантине в самое пекло, благополучно миновав паспортный контроль на границе, мы словно очутились в другом измерении. Настолько был разителен контраст не только с родным регионом, но и с Краснодарским краем!

Так, в столице Татарстана во время нашего отъезда температура держалась в районе примерно 35 гр. по Цельсию (после зафиксировали и все 40). А в Абхазии (вот уж воистину благодатный край) весь наш отпуск не поднималась выше 27-ми. Ни тебе дикой духоты, ни невыносимого пекла, мы даже кондиционер на ночь не включали. Море – тёплое, солнышко – ласковое, а природа – очаровательна.

В поисках гостевого дома пришлось поплутать. А когда добрались, выяснилось, что хозяйка нас и не ждет, хотя я предварительно созванивалась с ней, устно договаривалась о брони. Естественно, все семейные номера были заняты, и она поселила нас в небольшой комнате на втором этаже с галереей, куда вела крутая железная лестница. Но мы и на это с радостью согласились с дороги. Тем более, что приходили в номер только переночевать, а дни напролет только и делали, что колесили по всей республике, исследуя ее самые интересные уголки и наслаждаясь чудесным климатом.

В один из дней, совершенно случайно оказавшись в Лыхны (планировали немного другой маршрут, но сбились и заехали в эту деревушку), мы набрели там на средневековый храм (конца Х в.), неподалеку от которого находятся развалины резиденции старинного княжеского рода Чачба. Узнали, что это действующая Церковь успения Пресвятой Богородицы – почитаемое в Абхазии и далеко за пределами республики место паломничества православных.

Двор храма утопает в буйной субтропической зелени, а внутри самой церкви имеется древняя роспись, датируемая аж VIII-IX веками! Вместе с нами вошла и группа туристов, приехавших на экскурсионном автобусе. Гид после небольшого рассказа об истории церкви подвел всех к старинной иконе "Знамение" и поведал о том, что икона Божией Матери – чудотворная и испросить у нее исцеления и благодати приезжают сюда люди разных национальностей и вероисповедания. Когда все покинули здание, я с трепетом поставила свечку перед древней святыней и робко попросила чудесного прибавления в нашей семье...

Лыхнинский храм
Лыхнинский храм

Источник 12 дев исцеляет страждущих

Позже на площади, расположенной у храма, я разговорилась с одной из пожилых женщин, торгующих сувенирами. Спросила ее, какие еще имеются достопримечательности в их прекрасном древнем селении. На что торговка, подозвав своих внуков, велела проводить нас. Наверное, мы чем-то приглянулись ей: то ли своей открытостью и доброжелательностью, то ли щедростью и неискушенностью. Потому что мальчики повели нас к еще одной местной святыне, но не очень-то легко доступной для массового посещения туристов.

Мы шли лишь одним им известными тропинками, продираясь по оврагам, пролезая через какие-то еле заметные лазы в заборах, по чьим-то садам и даже дворам. С интересом рассматривали по пути, как устроен быт у абхазов. Будто сошедшие с картинок дома с галереями, ухоженными виноградниками, и прямо во дворах, в саду – семейные кладбища. Старших членов семьи у них принято хоронить у дома – на родной земле...

И вскоре пришли к роднику, у которого, оказывается, имелось интересное происхождение и предназначение. Наши проводники объяснили, что этот ключ – "Источник двенадцати дев" – является священным. Здесь местные жители проводят обряды крещения, а чистейшая родниковая вода имеет целебные свойства, лечит многие недуги. На дне источника – камни красного цвета. Окрасились они, как гласит легенда, кровавыми слезами девушек, которые горько оплакивали свое изгнание из села вражескими захватчиками.

У источника на большом камне сидела женщина. Окинув меня взглядом, она сказала: "Вам обязательно нужно искупаться в роднике...". Не задавая лишних вопросов, я, наверное, проникнувшись благодатью этих мест, вошла в ледяную купель, окунулась и дотронулась руками до камней, показавшихся мне горячими. Один хотела даже забрать с собой – на память. Но мальчики, став вдруг не по-детски серьезными, запретили: "Нельзя, этого делать нельзя, у нас никому не разрешается доставать камни из источника". Что ж, справедливо, на то оно и священное место. Я извинилась и про себя порадовалась тому, что сюда не ходят толпой туристы, иначе камушки эти давно растащили бы такие же любители сувениров, как я.

Но наполнить святой водой имеющиеся у нас с собой фляжки дети милостиво позволили. Затем они проводили нас до машины, мы щедро отблагодарили своих неутомимых гидов и покинули легендарное село. Всю обратную дорогу я размышляла над неожиданным знакомством с этими загадочными местами. Будто знамение какое-то, будто провидение не зря привело меня сюда...

По возвращении поздним вечером в Гагру я побежала на пляж. Мне вдруг так захотелось поделиться всем пережитым с морем – моим самым благодарным собеседником. Отвечающим шумом прибоя, разделяющим эмоции криком чаек, обнимающим волной в знак поддержки... Выходя из воды, наплававшись вдоволь, на берегу я заметила нашу хозяйку, которая стояла у пирса и смотрела вдаль. Я села рядом, чтобы обтереться и отдохнуть, а она вдруг стала рассказывать мне, что каждую ночь приходит к морю, чтобы поговорить с ним и звездами. Это помогает ей снять всю дневную усталость и набраться сил у самой природы.

Летний вечер в Гагре
Летний вечер в Гагре

Абхазия – край, где живет чудо

Затем, разоткровенничавшись, пожилая женщина поведала мне историю своего переезда. После смерти мужа она, оставшись совсем одна, продала жилье на родине и, навсегда уехав в Абхазию, купила здесь за бесценок небольшой дом, который отремонтировала и пристроила двухэтажный флигель с номерами, чтобы сдавать их отдыхающим. Всё это происходило в непростые девяностые, после военных событий, когда в республике процветали бандитизм и мародёрство. Хозяйка рассказала, как ей пришлось сталкиваться с местными рекетирами, которые требовали мзду и угрожали расправой. Как она выстояла, окрепла, приобрела единомышленников...

Я в ответ поделилась с ней причинами нашего приезда сюда. Потом мы, сидя на камнях, в тишине любовались звёздами, каждая из нас молча беседовала с морем. И я, вдруг набравшись смелости, почти шепотом задала тяготивший меня вопрос: "Как Вы думаете, будет ли у нас ещё ребенок?". Женщина просто и уверенно произнесла: "Будет. Уже скоро. И не один". Мне оставалось лишь счастливо рассмеяться. Не один. Эх, если бы это было возможно... А землячка продолжила. "Вы не зря здесь оказались, – твердо сказала она. – Абхазия – это Место Силы. Энергетика этого древнего края – живительная, чудесная. Дыши. Вбирай в себя эту священную природу".

Несомненно, наша хозяйка обладала несгибаемым характером и сильной волей. А ее требовательность и прямолинейность не всегда встречали понимание и поддержку у приезжающих сюда на расслабленный отдых туристов. Так, во время нашего проживания там одна семья, громко возмущаясь отсутствием должного качества услуг, съехала раньше времени. Благо, в то время недорогого жилья в Абхазии было пруд пруди. Ведь отдых в этой практически "пиратской" республике приравнивался чуть ли не к экстремальному: удобства предлагались минимальные и сервис оставлял желать лучшего. Но мы были нетребовательными туристами, всё, за чем ехали – море, природа, благоприятный климат – мы получили. И, как оказалось, даже больше...

Через год у нас родился удивительный мальчик. Он большой знаток древнего мира, истории цивилизаций и империй, географических открытий. Спокойный, рассудительный и немного "летящий". Когда через 10 лет после его рождения мы посетили с ним Абхазию, сын с поразительной точностью ориентировался на местности и радостно делился с нами своими знаниями об этом неоднозначном и загадочном крае…

В горах Абхазии
В горах Абхазии

Продолжение следует…

Здесь – о «магической» силе вышивки:

Предыдущая публикация – здесь:

Следующая – здесь: