Найти в Дзене
Chelouk Pavek

Велогараж. Ч.2. Новые педали и велотуфли. Давно столько не падал.

Продолжаю вести новую рубрику под названием "Велогараж", посвященную технической подготовке к моим велопутешествиям. В этом сезоне я много катался с Саней (кто такой Саня?), а он по большей части ездил на контактных педалях. Теоретически я прекрасно понимал, что они дают больший КПД при педалировании, но видел, что по началу неизбежны трудности привыкания к особенностям их использования. Как следствие, по первости райдер может падать, пока не привыкнет своевременно выстегивать ногу перед остановкой или перед угрозой падения на сложных участках дороги. Мозгу тяжело сразу привыкнуть к тому, что нужно сделать вовремя быстро и четко неестественное движение ногой (чтобы выстегнуть ногу из педали необходимо повернуть пятку вбок). Покатавшись с другими велосипедистами я заметил, что контактные педали используют не только на шоссейных велосипедах, как я раньше думал, но и на MTB они достаточно популярны. Очень быстро я пришел к выводу, что в будущем я обязательно тоже перейду "на контакты". Пр
Оглавление
Велогараж. Статьи | Chelouk Pavek | Дзен

Продолжаю вести новую рубрику под названием "Велогараж", посвященную технической подготовке к моим велопутешествиям.

Знакомство с контактными педалями

В этом сезоне я много катался с Саней (кто такой Саня?), а он по большей части ездил на контактных педалях. Теоретически я прекрасно понимал, что они дают больший КПД при педалировании, но видел, что по началу неизбежны трудности привыкания к особенностям их использования. Как следствие, по первости райдер может падать, пока не привыкнет своевременно выстегивать ногу перед остановкой или перед угрозой падения на сложных участках дороги. Мозгу тяжело сразу привыкнуть к тому, что нужно сделать вовремя быстро и четко неестественное движение ногой (чтобы выстегнуть ногу из педали необходимо повернуть пятку вбок).

Покатавшись с другими велосипедистами я заметил, что контактные педали используют не только на шоссейных велосипедах, как я раньше думал, но и на MTB они достаточно популярны. Очень быстро я пришел к выводу, что в будущем я обязательно тоже перейду "на контакты". При этом я понимал, что если осуществлять переход, то лучше сразу взять новые хорошие педали и велотуфли, чтобы потом не жалеть и не мучаться с бюджетными вариантами. Хорошие вещи и стоят хорошо, к тому же хотелок у меня было много и сразу, а денег столько в наличии не было, поэтому пришлось ждать и копить.

Выбор контактных педалей был долгим и последовательным

Ну а пока я копил деньги, было достаточно времени, чтобы определиться с моделью. Сначала я думал выбрать Shimano M520 SPD, т.к. о них отзывались как об очень надежных и неубиваемых педалях. Стоят они не так дорого, но весят 510 грамм.

Shimano M520 SPD.
Shimano M520 SPD.

Потом я решил, что мой велосипед должен быть максимально возможно облегченным и технологичным. По этой причине мой выбор пал на Shimano PD-M8100. Мне очень импонирует эта линейка велокомпонентов Shimano (M8100 Deore XT). Весили они уже интересных 339 грамм. Стоимость их была примерно в 2 раза выше, чем у Shimano M520 SPD.

Shimano PD-M8100.
Shimano PD-M8100.

Саня же катался на американских педалях Crankbrothers Eggbeater 3, но достать у нас в стране было проблематично, поэтому изначально я их даже не рассматривал. Визуально я заметил, что его педали выглядят более миниатюрными, чем Shimano PD-M8100, соответственно должны быть еще легче. Причем они выглядят так, что меньше педали и представь сложно. Вес их составляет соблазнительных 286 грамм. Стоимость их уже в полтора раза больше, чем у Shimano PD-M8100.

Crankbrothers Eggbeater 3.
Crankbrothers Eggbeater 3.

Тут я задался вопросом, что же может быть еще легче? Crankbrothers Eggbeater 11 весили невероятные 179 грамм! Выглядели они также, как и Crankbrothers Eggbeater 3, но изготовлены были в основном из титана. Но, как это и бывает у топовых профессиональных компонентов, ценник улетает неадекватно вверх по соотношению с предтоповыми моделями. Стоит 11 модель в несколько раз дороже 3. Сразу хочется задать вопрос, может стоит рассмотреть, например, не 11, а 10 модель? У Crankbrothers Eggbeater всего четыре варианта - это 1, 2, 3 и 11. 1 и 2, соответственно, гораздо хуже 3.

Crankbrothers Eggbeater 11.
Crankbrothers Eggbeater 11.

У внимательного читателя мог возникнуть вопрос, почему я не рассмотрел Shimano XTR, если гонюсь за весом и технологичностью? Эта линейка имеет две модели педалей, подходящих под мои нужды - Shimano XTR PD-M9100 MTB и Shimano XTR PD-M9200 MTB. Внешне они не сильно отличаются от Shimano PD-M8100 и разница в весе минимальная (310 и 320 грамм соответственно). Такое ощущение, что инженеры Шимано, разрабатывая компоненты XTR совсем забыли уделить внимание педалям.

Shimano XTR PD-M9100 MTB SPD.
Shimano XTR PD-M9100 MTB SPD.
Shimano XTR PD-M9200 MTB SPD.
Shimano XTR PD-M9200 MTB SPD.

Shimano XTR меня совсем разочаровали. Переплачивать огромную сумму денег за топовую модель Crankbrothers Eggbeater 11 я не видел смысла. Их стоимость начиналась в лучшем случае от 40 т.р. и выше, в то время как 3 модель стоила около 13 т.р. (это самый дешевый вариант, но ждать долго). Саня был доволен своими педалями и я решил, что есть смысл мне взять такие тоже (Crankbrothers Eggbeater 3). На радость мне на одном из маркетплейсов они появились в продаже (заказ через Узбекистан).

Выбор велотуфель был мгновенным

В велотуфлях я вообще не разбирался и полностью слепо доверил этот вопрос Сане. Он мне предложил вариант, который рассматривал для себя - итальянские Gaerne G.trail Wide. У них было одно крепление BOA, но мне больше и не нужно было. Внешне они мне понравились, в отзывах люди их хвалили. По поводу эксплуатационных характеристик я знаю, что Саня выбирал туфли такие, в которых по необходимости можно ходить по земле более-менее комфортно, ведь далеко не каждые велотуфли для этого подходят.

Gaerne G.trail Wide.
Gaerne G.trail Wide.

Покупка велотуфель. Повезло урвать последний размер

Пока нашел деньги, обувь успела подорожать. Но мне повезло, нашел в одном месте относительно дешево примерно за 12 т.р., "урвал" буквально последний размер, который мне оказался в самый раз. На мой российский 43 отлично подошел американский 45. Хорошо, что маркетплейс, на котором я оформлял заказ, позволял вернуть обувь в случае, если размер не подойдет. И ждать доставки требовалось всего несколько дней.

В примерочной маркетплейса.
В примерочной маркетплейса.
На ноге сидят удобно, размер подошел.
На ноге сидят удобно, размер подошел.
-10
-11
-12
-13

Контактные педали 3 недели добирались до меня из Узбекистана

Заказ был оплачен и через 3 недели курьер принес мне их домой.

-14

Первый опыт езды на новых педалях и велотуфлях не обошелся без падений

Снял с Merida свои педали "топталки" Panaride. Кстати, я вполне ими доволен - работают хорошо, легко пережили несколько достаточно жестких столкновений с бордюрами и падений на асфальте, а также много зацепов с глубокими земляными колеями. При установке новых педалей сразу столкнулся с тем, что требуется шестигранник 8мм, которого нет в стандартном мультитулсе. Пришлось сбегать до магазина, в наличии был только больших габаритов ключ, но качественный. Для путешествий придется приобрести на всякий случай покомпактнее.

Педали Panaride.
Педали Panaride.

Шипы в комплекте с педалями шли золотого цвета с флоатингом 6 и углом выстегивания 15 градусов. Установил я их в ближние к пальцам отверстия, но саму площадку сдвинул в максимальное положение к центру.

Смог найти свободных полтора часа в выходной день, чтобы прокатиться и затестировать обновки. Мой друг Алексей согласился мне составить компанию.

Я знал, что есть большая вероятность, что без падений не обойдется. На мою радость Лёха предложил проехаться по его маршруту, где было много лесных дорожек. Значит падать придется хотя бы не всегда на асфальт. Надел самые плотные свои велоштаны, которые однажды неплохо меня спасли во время моего полета через руль в асфальт на большой скорости. Травм я тогда получил чуть меньше, чем их было бы в тоненьких штанах. Также решил заодно впервые заснять свою поездку на новую камеру, которую установил на нагрудном креплении.

Первая трудность, с которой я сразу столкнулся - встегиваться в педали не так уж и просто поначалу, нужна определенная сноровка.

Подъезжая к дому Алексея, я начал ему звонить на мобильный телефон, но после увидел его вдалеке, начал убирать телефон и одновременно останавливаться. В этот момент я совсем забыл, что нужно заранее выстегиваться. Когда я это понял, было слишком поздно и я упал.

Второе мое падение произошло, когда в роще я подъезжал к остановившемуся товарищу и снова забыл выстегнуть ногу.

Первые два моих падения были достаточно мягкими и никаких травм я не получил, только испачкался.

По пути мы встретили большой пень, на котором устроили мини фотосессию. Перед остановкой я снова забыл выстегнуться, но рефлекторно нога в последний момент сделала сама нужное движение, я выстегнулся и успел поставить ногу.

-16

Покрытая мокрыми опавшими листьями влажная после дождей земля на холмистой местности была не самым надежным типом дорожного покрытия. На одном из спусков был боковой уклон дорожки, моё колесо потеряло сцепление и улетело вбок. Я смачно упал на скорости. На этот раз без травм не обошлось, но я отделался лишь ушибом и ссадиной. Возможно, я бы и на обычных педалях в этом месте также разложился. Только я пришел в себя и продолжил езду, как снова колесо соскользнуло в бок и велосипед опять упал, но я устоял на ногах, т.к. еще не успел встегнуться.

Встаю после очередного падения.
Встаю после очередного падения.

Ощущения и первые выводы

В целом, несмотря на не совсем удачный первый выезд, я остался вполне доволен.

  • Нужно набраться опыта, чтобы быстро встегивать ноги в педали, а также приучить себя своевременно заранее выстегиваться. Возможно, положение шипов не самое удачное я выбрал и можно будет в будущем попробовать разные варианты - может это поможет быстрее встегиваться. Надеюсь, что к тому моменту, как соберу новый велосипед, я уже научусь ездить без падений.
  • Педалирование совсем другое, более равномерно тратятся силы. Тяжело передать словами это чувство, но кажется, что стало лучше и сил тратиться меньше.
  • Флоатинг (свободный ход) 6 градусов мне совсем не нравится. Не вижу в нем смысла. Из-за него пристегнутая нога немного люфтит и сразу даже не понятно, выстегнулась ли при этом обувь или нет. Ну и в целом мне этот свободный ход неприятен - по ощущениям как будто стоишь на тоненькой скользкой жесткой палочке.
Выбор шипов по флоатингу.
Выбор шипов по флоатингу.
  • Угол выстегивания также хотелось бы уменьшить с 15 до 10 градусов, чтобы для выстегивания по необходимости можно было сделать меньшее движение ногой. Агрессивной езды по ухабистому бездорожью на новом велосипеде я не планирую осуществлять, а для спокойной размеренной езды по более-менее ровной дороге мне кажется 15 градусов слишком много.
Выбор шипов по углу выстегивания.
Выбор шипов по углу выстегивания.
  • Шипы думаю выбрать бронзового цвета с флоатингом 0 и углом выстегивания 10 градусов. Купить оригинал очень проблематично и дорого. Хорошо, что у нас в стране умельцы научились их изготавливать, сохраняя геометрию. Через интернет можно их купить с доставкой.
  • На улице было около 12 градусов. Обувь надевал на плотный носок. По началу казалось, что ботинки достаточно теплые и даже было чуть жарко. Но во время продолжительной езды (около 1,5 часов) я об этом забыл и ноги даже не вспотели. Видимо с вентиляцией у обуви все хорошо.
  • Как приятный бонус - я теперь могу полноценно прокатиться на Санином крутом двухподвесе, а он сможет кататься на моих велосипедах, т.к. педали у нас сейчас одинаковые.

А какие педали стоят на вашем велосипеде и пробовали ли вы использовать контактные педали? Поделитесь, пожалуйста, опытом в комментариях.

На этом моменте я прерву свое повествование.

В следующей статье расскажу об интересном средстве навигации, которое идеально подходит под мои задачи.

Если интересно, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новый выпуск!

Велогараж. Статьи | Chelouk Pavek | Дзен