Найти в Дзене
Да ладно?!

Как амазонки татарского царя о помощи просили

Оглавление

Продолжаем знакомиться с историей нашего народа. Узнаём, например, что легендарные воинственные женщины назывались маммазонки, а не амазонки; их первые королевы были Мартесия и Лампеду; а сестра их просила помощи у татарского царя Согелла, для того чтобы отомстить грекам.

"Скифская история", затерянная в архивах

В данной публикации продолжаем изучение "Скифской истории", несправедливо затерянной в архивах литературных артефактов. Её автор Андрей Иванович Лызлов, живший в конце 17 века, благодаря дворянскому происхождению имел доступ к получению хорошего образования в результате чего опубликовал первый в России учебник истории.

Дворянин Лызлов А.И.
Дворянин Лызлов А.И.

Дворянин Лызлов

При подаче документов для внесения рода Лвзловых в Бархатную книгу была предоставлена родословная роспись, согласно которой предком был указан Свеборт Лызовецкий (после крещения принявший имя Григорий), польский шляхтич.

В 1390 году он покинул пределы Великого княжества Литовского (входившего в состав Королевства Польского) и прибыл в Великое княжество Московское ко двору великого князя Василия I Дмитриевича в составе свиты, сопровождавшей Софью Витовтовну, будущую супругу князя.

Род Гедимина и Рюрика
Род Гедимина и Рюрика

Софья - внучка знаменитого князя Литовского Гедимина, чей род известен в России в том числе в виде потомков по фамилии Голицыны.

Как амазонки татарского царя о помощи просили

Чем примечательна "Скифская история" Лызлова? Тем что она указывает на определенную еще в те времена четкую преемственность народов, населяющих Россию. И преемственность эта выглядит следующим образом:

  • Скифы = татары
Плинос и Солопин - мужи амазонок
Плинос и Солопин - мужи амазонок

От единого татарско-скифского народа были изгнаны (по неустановленной причине) двое знатных юношей: Плинос и Солопин. Сии же представители татарского народа поселились на севере современной Турции:

И обиташа при границе каппадокийской над рекою Фермодонтою, и обладаша полями темискирийскими в пограничии греков, и оттуду воеваху прочия царства

Фермодонт (древне-греческое Θερμώδων) — река в Турции, впадающая в Чёрное море. Современное название — Терме

Долее указывается, что окрестные народы объединись против представителей этого рода и истребили их. Однако, оставшиеся в живых жены взяли на себя военные тяготы и взяв в руки оружие решили отомстить за своих "мужей".

Амазонки Турции

Ранее, в других публикациях я уже приводил сведения из исторической литературы, где указано, что амазонки обитали на севере Турции. Подробнее тут:

Данное же упоминание Лызлова о происхождении амазонок и их обитании вдоль реки Фермодонт подтверждает прежние находки и дополняет их значимым эпизодом о происхождении этих легендарных воинственных женщин.

Маммазонки, а не амазонки

Чем "Скифская история" отличается от других источников, так или иначе затрагивающих тему амазонок, так это то, что Лызлов называет их "маммазонки", а не амазонки. Ссылаясь на то, что так их именовали греки, так как "мамма" по-гречески - это грудь.

Не амазонки, а маммазонки, что значит "грудь"
Не амазонки, а маммазонки, что значит "грудь"

Если погрузится в археологию слова, то можно найти интересную параллель между словами: грудь, мама и... феминизм. С отсылкой на татарский язык, где есть такое слово как "има" (сосет).

О происхождении термина "грудь" и родственного с ним слова "мама" смотрите тут:

Вопрос лингвистам: чья мама всех вскормила?
Да ладно?!21 ноября 2024

К данному разбору можно еще и добавить устаревшее наименование груди, как "Перси"... что думаете о по данному поводу?

Помощь татарского царя Согелла

Следуя дальше по "Скифской истории", читаем что амазонки со временем стали независимы и властны. Первые их правительницы известны под именами Мартесия и Лампеду. Известно, что они были родными сёстрами и родиной их являлась Малая Азия. Туда и вернулась, судя по легендам, одна из правительниц амазонок - Лампеду. Другая же осталась править амазонией и вновь основанными на территории Греции городами.

Вскоре и Мартерию постигла участь предков-мужей амазонок (Плиноса и Солопина). На этот раз миссия возмездия легла на плечи Ортигии - еще одной сестры упомянутых цариц.

Помощь амазонкам татарского царя Согелла
Помощь амазонкам татарского царя Согелла

Лызлов указывает, что в этот момент:

Ортигия, узнавшая о поражении сестер своих, с великою жалостью послала к Согеллу - царю Татарскому, дабы воздать Грекам по заслугам их

При это прошение подкреплялась и своего рода угрозой:

аще того не учинишь, мы саблями своими греком путь во всю Асию отворим

Согелл выступил против греков, но избежал открытого столкновения из-за ранее заключенного союза.

Амазонки, тем не менее, вступили в битву и храбро сражались с греками. Однако без помощи татар они были вынуждены отступить. После этого они отправили посланников к царю Согеллу, спрашивая о причине его недружелюбного отношения. Он ответил, что решил отложить это до другого времени, так как сейчас для этого есть веская причина. Вскоре Ортигия, оставив после себя множество славных воинских дел, превышающих обычные женские возможности, скончалась.

Как амазонки татарского царя о помощи просили
Как амазонки татарского царя о помощи просили

Особое значение здесь приобретает тот факт, что амазонки, согласно Лызлову, обращались за помощью к татарскому царю Согеллу, что свидетельствует о сложных переплетениях политических и военных союзов в древнем мире. Это также подчёркивает ту самую преемственность, которую Лызлов пытался донести до своих читателей – преемственность между народами, населявшими земли, впоследствии ставшие Россией.

Заключение

Итак, "Скифской истории" Андрея Лызлова - это труд, долгое время пылившийся в архивах, который открывает нам новые грани восприятия прошлого, где скифы и татары предстают не как отдельные народы, но как звенья одной цепи, а амазонки — как их воинственные потомки, именуемые Лызловым "маммазонками".

Первая часть "Скифской истории":