Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

Арсенал охотника тайги: XIX век против современности

Что в XIX веке, что в наши дни, главными требованиями к одежде охотника были мягкость и скрытность, маскировка. А ещё одежда таёжных добытчиков должна была долгое время сохранять тепло и не стеснять движения, не цепляться пряжками или хлястиками за ветки, быть предельно простой. На ноги охотники надевали специальную мягкую обувь – опочи или ичиги, которые позволяли бесшумно передвигаться по любой местности, чутко контролируя опору ступней. А вот для маскировки северяне использовали шкуры зверей, траву, ветви деревьев. У тундровиков, охотящихся за северным оленем и песцом, существовали даже специальные костюмы и щиты с прорезями для стрельбы из ружья. Эти конструкции охотники толкали перед собой, потихоньку подбираясь к зверю на открытом месте. «Все открытые участки кожи тщательно прикрывались одеждой. Это нужно было не только для маскировки, но и для того, чтобы надоедливая мошка не объела кожу охотника, терпеливо скрадывающего дичь. Даже глаза охотники прикрывали специальными очками и
Оглавление

Что в XIX веке, что в наши дни, главными требованиями к одежде охотника были мягкость и скрытность, маскировка. А ещё одежда таёжных добытчиков должна была долгое время сохранять тепло и не стеснять движения, не цепляться пряжками или хлястиками за ветки, быть предельно простой.

На ноги охотники надевали специальную мягкую обувь – опочи или ичиги, которые позволяли бесшумно передвигаться по любой местности, чутко контролируя опору ступней. А вот для маскировки северяне использовали шкуры зверей, траву, ветви деревьев. У тундровиков, охотящихся за северным оленем и песцом, существовали даже специальные костюмы и щиты с прорезями для стрельбы из ружья. Эти конструкции охотники толкали перед собой, потихоньку подбираясь к зверю на открытом месте.

Иллюстрация к статье создана при помощи ИИ
Иллюстрация к статье создана при помощи ИИ

Как охотники отбивали запах

«Все открытые участки кожи тщательно прикрывались одеждой. Это нужно было не только для маскировки, но и для того, чтобы надоедливая мошка не объела кожу охотника, терпеливо скрадывающего дичь. Даже глаза охотники прикрывали специальными очками из бересты. «Боевую раскраску» лиц снайперы тоже переняли у охотников – те покрывали узорами лица не только для маскировки, но и в ритуальных целях», – пишет историк Дмитрий Коровушкин в работе «Знания и опыт сибирских охотников-промысловиков в подготовке снайперов».

Не менее важным моментом, чем визуальная маскировка, было отсутствие запаха: чуткий зверь всегда учует и железо, и немытое тело. Чтобы этого не произошло, с ружей тщательно удаляли смазку, а амуницию и одежду долго проветривали подальше от стойбища, пока запах не выветрится.

Чтобы окончательно отбить запах человека и металла, амуницию натирали различными выварками – экстрактами трав, листьев и коры. Или животным жиром, который надёжно запечатывал все «ароматы». Двигались охотники очень медленно, так как многие животные замечают только движущийся объект и не видят неподвижного человека.

От чего зависит качество охоты

Но главным из всей охотничьей экипировки северян позапрошлого века было, безусловно, ружьё. Кстати, с руки в то время стреляли редко, предпочитая ставить оружие на сошки: такой упор обеспечивал меткое попадание в цель. Были они двух видов: высокие и низкие, первые предназначались для дальней стрельбы, а вторые – для близкой.

Качество ружейной охоты зависело во многом от умения охотника определить меру пороха и дроби для своего ружья. Его пристреливают, увеличивая дозы пороха до тех пор, пока звук выстрела не будет полон, густ и крепок, а ружьё не толкнёт, не отдаст сильно… как бы прижмётся к плечу и щеке охотника.

Есть другое правило определения меры для ружья. Для этого ствол ружья затыкают полой пробкой на глубину диаметра ствола. В получившуюся ёмкость насыпают порох до краев дула. Дроби насыпают в такую мерку с верхом. Мелкой дроби кладут меньше, чем крупной, так как первая тяжелее.

Советы бывалых охотников

В наши дни, как и в XIX веке, на ружье, предназначенном для тяжёлой работы в суровых таёжных условиях, не ставятся сложные приспособления. Оптические прицелы трудно будет сохранить, не сбив настройку: ружью достаётся немало, и о дерево им ударяешься часто, и случается, что оно падает на землю и цепляется за сучья.

Осенью всё это усугубляется погодными условиями: затяжные дожди, позднее обледенение, перепады температур и влажности. Оптика, коллиматоры и диоптры явно рано или поздно будут сбиты с наводки. Не говоря уж о том, что в чащобе при выстреле по мелькнувшему в прогале зверю дополнения могут помешать: поймать в них зверя в движении на малом расстоянии немыслимо. Так что если и брать оптический прицел с собой, то носить его нужно до поры до времени снятым с ружья в отдельном футляре.

Таёжные охотники советуют приобретать недорого оружие. Сроки эксплуатации в тяжёлых условиях тайги раньше были таковы: малокалиберка – 6 лет, гладкостволка – 8 лет, карабин (7,62х9мм) – 10 лет. Отдавать за очередное ружьё большие деньги накладно.

«Охотнику, отправляющемуся в глухие углы наших угодий, надо брать привычную простую и надёжную двустволку, – делятся бывалые охотники на форуме. – Надежды на новый карабин с оптикой, который ещё не освоен толком, могут не реализоваться. Понимать, что в кульминационный момент привычная двустволка может оказаться сподручнее, результаты стрельбы с неё будут вернее, она принесёт больше пользы, чем дополнительные новые технические возможности непривычного ружья».

Друзья, а что думаете вы? Делитесь в комментариях и не забудьте подписаться на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы много говорим о рыбалке и охоте, а также ежедневно публикуем интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только.

Читайте также: