Следующему деятельному и многочисленному участнику никому ненужной эпопеи «Двухмоторные бомбардировщики 30-х на Дальнем Востоке», авторским коллективом было решено посвятить отдельную статью. Даже две. Многоликий Mitsubishi G3M, умело скрывавшийся за разными именами («Rikko», «Сhuko» и даже «Nell»), наверное этого заслуживает. Предыдущая часть, можно сказать захватывающий «приквел», посвящённая бомбардировщикам японского Флота, закончилась на позитивной (для всех прогрессивных японцев, а не только для «морячков») ноте, когда к середине 1934 года вместо двухмоторных «швейных машинок» и «гофрированных сундуков» удалось и построить нечто, вполне похожее на нормальный самолёт, а именно Mitsubishi Ka-9.
Заглавной картинкой с подачи читателей опять стал скриншот из анимационного фильма «Ветер Крепчает», хорошо описывающий ситуацию с Mitsubishi G3M «тип 96», главным героем статьи: немножко пожароопасный большой и красивый бомбардировщик. Да и не удостоились ранние модификации G3M «китайского этапа» любого другого художественного представления (т.н. картин-артов-«боковичков»). Только мульти-пульти.
«Мульти», оно конечно «Пульти», но Редактор-кот, который, как неожиданно выяснилось, ещё и эксперт в колористике IJN, заявил, что бомбардировщики Флота в таком «полосатом» камуфляже встречались и на самом деле это обычная «Кумогата», только балбесы-киношники с цветами напутали.
«Кумогата» (Kumogata – «форма облака») –двухцветная камуфляжная схема, используемая в Морской Авиации Японии, когда верхние и боковые поверхности ЛА окрашивались в зелено-коричневый камуфляж. Единого стандарта по форме и размеру пятен не было, окраска проводилась прямо в строевых подразделениях и найти два, абсолютно одинаково закамуфлированных самолёта было невозможно. Схема была официально введена летом 1937 года, перед началом японо-китайской войны и просуществовала до осени 1942 года. На фото, датируемом 1937 годом – G3M1 или G3M2 (по такой фотографии не разберешь) неизвестной авиачасти.
А немногим ранее, на техническом фронте, тучи ходили хмуро. Нет, с увлекательнейшей задачей по превращению одной «летающей цистерны бензина», чем по сути и был проект самолёта-разведчика Mitsubishi Ka-9, в примерно тоже самое, только вооружённое и способное летать с подвешенной торпедой, конструкторы успешно справились и уже в июле 1935 года, немногим более чем через год после полёта Ka-9, новинка, получившая заводское обозначение Ka-15, поднялась в воздух. Огорчало другое. Двигатели.
На четыре прототипа, в том числе первые два, за неимением ничего лучшего установили «трёхрядки», двигатели Hiro «Тип 91» по 620 «лошадок», с которыми и более легкий Ka-9 скоростью-то не блистал (максимум 260 км/ч), чего уж было ждать от «потолстевшего» Ka-15, у которого при сохранении компоновки и основных конструктивных решений предшественника, полностью перепроектировали хвостовое оперение и фюзеляж, заметно увеличив последний в диаметре, а так же усилили всё, что только можно, включая шасси. На фото как раз прототипы с легкоузнаваемыми движками «Тип 91». На «боковичке», машина переданная в Корпус Татеяма (Tateyama Kokutai), где новый тип проходил войсковые испытания. Видна еще «укороченная» единая кабина экипажа: на всех серийных машинах, кроме первых двадцати двух построенных экземплярах, был удлиненный «фонарь».
К счастью (для японцев) спецам фирмы «Митсубиси» удалось сравнительно быстро довести до ума линейку двигателей «A8», названных в серии Mitsubishi MK8 «Kinsei», разработка которых началась в 1934 году. Устройство представляло собой относительно компактную, двурядную «звезду», ведущую свою родословную от однорядного Pratt@Whitney R-1690 «Hornet», ставшую одним из и самых распространённых и надёжных японских двигателей Второй Мировой. Дела пошли на лад, на доводку потребовался ещё почти год и двадцать один построенный прототип, из которых разбили только один. В общем, в 1936 году новый ударный самолет был принят на вооружение как Mitsubishi G3M1 модель 11 или просто и со вкусом «Тип 96».
Семиместный первенец с взлетным весом около восьми тонн оснащался парой двигателей «Кинсей 3» (800 л.с.) и мог разогнаться до 348 км/ч, отличался хорошей управляемостью и приличной для таких габаритов маневренностью, а главное, 3800 литров топлива обеспечивали дальность полёта примерно в 4000 км. Оборонительное вооружение состояло из трёх 7.7-мм пулемётов «Тип 92» (читай, «Льюисов»), размещённых в полностью убираемых в полёте в фюзеляж стрелковых установках: двух «башенках» сверху и «скворечнике» снизу. Машину на фото из неуказанного подразделения относят к G3M1, которых было построено всего-то 34 экземпляра, что, в частности, определяют по плоским крышам стрелковых башен. Фото в подобной маркировке привязывают к южному Китаю лета 1938 года.
Как «готовность к бою» примерно выглядела на практике, можно посмотреть на многочисленных «боковичках» в статье, а учитывая, что выпуск-уборка башен проводилась вручную, то понятно, что в «зоне риска» все «стрелялки» были наружу и скоростные показатели в боевой конфигурации никоим образом не улучшались. С законами аэродинамики посильно боролось и наступательное вооружение: бомбоотсека, как и на «прародителе» Ка-9, не было и вся бомбовая нагрузка, превышавшая 800 кг, располагалась на внешней подвеске. «Главным калибром» была безусловно 450-мм торпеда «Тип 91» весом немногим более 800 кг, вокруг которой во многом и строился проект самолёта: по хитрому замыслу (всё валят в очередной раз на Ямамото), в приоритетных задачах стояло выбивание в открытом море-океане боевых кораблей потенциального противника (читай, США и Великобритании).
Отсюда же (даешь торпедоносец!) растут ножки отсутствия на серийных самолётах застеклённой носовой части для бомбардира и его друга-прицела, как у всех человеческих бомбардировщиков. «Тип 96» на фотографии с явными следами ретуши несёт маркировку Корпуса Кисаразу (Kisarazu Kokutai) – одной из первых авиачастей, получивших на вооружение новый самолёт в начале 1937 года. Редактор, которого постигло жестокое разочарование в путанной японской кулинарии (его суп Мисо, сваренный по эксклюзивному рецепту из макарон, «Вискаса» и селёдки, был весьма прохладно принят домочадцами) вернулся на «экспертную стезю» и выдал вечное: красный цвет хвостовой части, включая руль направления, присутствующий на многих фотографиях, это т.н. «Цвет безопасности» («Hoantosho»). Всё ради того, чтобы аварийно приводнившуюся машину было легче обнаружить. Ввели такую окраску летом 1933 года, а официально отменили весной 42-го.
Справедливости ради, вопросом «бомбардировочного варианта» озаботились ещё на этапе разработки: было предусмотрено создание версии Ka-15 с застеклённой носовой частью и потенциальной возможностью размещения носовой стрелковой точки (обычный G3M, с «твёрдым носом», был практически безоружным при атаках истребителей из передней полусферы). Работы велись с размахом, было построено-перестроено пятнадцать прототипов, но до серии дело не дошло: сущности плодить не стали, просто выделив рабочее место бомбардиру и его другу, прицелу «Тип 92», в общей, длинной кабине.
Судя по камуфляжу, «застеклённые» машины вполне себе дожили до середины 1937 года, правда подтверждений об использовании «стекляшек» в боевых условиях не найдено.
Хотя никакого конкурса на создание т.н. «Сhuko» ( Сhugata Kogeki-Ki – «средний бомбардировщик») в природе не было и будущий «Тип 96» был заказан по целевому ТЗ у конкретной фирмы («Мицубиси»), без зловещего конкурента всё-таки не обошлось. Весной 1936 года, когда прототипы Ka-15 уже во всю летали и были в двух шагах от принятия на вооружение, фирма «Nakajima» предложила Флоту свой бомбардировщик с заводским обозначение LB-2, разработанный в инициативном порядке. Машина создавалась не с «нуля», а была адаптацией лицензионного Douglas DС-2.
У бывшего «Пассажира» взлётный вес достигал десяти тонн, около половины из которых приходилось на топливо. С двигателями #ПочтиСобственной разработки Nakajima «Hikari» 2 (без сочинения на тему Wright «Cyclone» не обошлось) декларировалась скорость в 328 км/ч и бешеная перегоночная дальность полёта в 6000 км. Бомбовая нагрузка (до 800 кг) размещалась во внутреннем бомбоотсеке (торпеда вообще не упоминается), а отстреливаться от вражин собирались из пары 7.7-мм пулемётов (один сверху, один снизу).
На что рассчитывали боссы «Накадзимы» со своей основательно припозднившейся инициативой, не очень понятно, ибо никто бы уже не стал закрывать программу «G3M», проект LB-2 предсказуемо послали в японский сад, а единственный прототип продали авиакомпании «Манчжурские авиалинии». Тем более, что и инженеры «Мицубиси» не сидели сложа руки. К началу 1937 года двигателистам фирмы удалось довести до вменяемого состояния новую версию «Кинсея», «Модель 41» с мощностью, доходящей до 1000 л.с., которая немедленно прописалась на бомбардировщике. Так появилась модификация Mitsubishi G3M2 «модель 21».
Кроме двигателей, у «модели 21» были и другие приятные изменения. Максимальная скорость выросла до 376 км/ч, на 70 литров увеличили объем топливных баков, размещённых в крыльях, а впоследствии на новые машины стали устанавливаться выпуклые крыши пулемётных башен, улучшавших аэродинамику, коки винтов и такую полезную в дальних полётах штуку, как радиополукомпас (РПК). Самолет на фотографии относят к Корпусу Оминато (Ominato Kokutai) из ещё довоенной половины 1937 года. *** Редактор, которому сорвали самовыражение через творчество, не дав порезать белую рубашку Автора на Хатимаки, жестоко отомстил, занявшись разоблачением горе-писателя. Тут тебе и самолёт не обсуждаемой модификации, а G3M1 (ГлавВред не нашёл характерный заборник карбюратора на капоте) и, судя по буквенному коду на хвосте (литера «J») совсем не из Оминато, а что-то испытательно-экспериментальное. В общем, чтобы не усугублять, рубашкой пришлось пожертвовать. Как и банкой красной краски «Mr.Hobby».
Бомбардировщик G3M2 «модель 21» уже стал массовым самолётом, будучи произведённым в 1937-39 годах в количестве 343 экземпляра, из которых около ста тридцати пришлось на знаменательный 37-ой, в который ожидаемо разразилась Вторая Японо-Китайская Война. Всё началось 27 июля 1937 года и было неизбежно, учитывая вектор политики Японской Империи на расширение «Сопроцветания» и небезосновательно записано китайцами в начало Второй Мировой. Дальнобойную бомбардировочную компоненту Флоту удалось организовать только через две недели после начала действа: первый боевой вылет новоявленного образования «Первого объединённого Корпуса» (1st Rengo Kokutai) пришёлся на середину августа. У Армии, на тот момент, подобных структур на фронте не было в принципе.
Соединение дальних бомбардировщиков включало два Корпуса, оснащённых новейшими G3M моделей 11 и 21: Канойю (Kanoya Kokutai) на острове Формоза (ныне Тайвань) и Кисаразу (Kisarazu Kokutai) на авиабазе Омура с последующим базированием на острове Чеджу-До. В штате каждой из авиачастей числилось по 18-20 бомбардировщиков, поэтому в данном случае применение к штатной единице «Кокутай» (Кокутай) определения «Корпус» звучит некой разновидностью издевательства, всё это ближе к эскадрилье.
Основными точками приложения усилий Соединения были районы Шанхая и тогдашней столицы Китая, Нанкина, захват которых наивно рассматривался в качестве ключа к победе в войне. А приоритетной целью – вражеские аэродромы. Итак, первый боевой вылет состоялся 14 августа 1937 года, наряд сил включал две группы по девять G3M из Корпуса Канойя, своей целью имел аэродромы в районе Шанхая и закончился полным провалом.
По трём аэродромам-то отбомбились, правда с нулевым эффектом, чему никак не способствовал ни наряд сил, ни бомбовая нагрузка из пары пятисот фунтовых бомб (в японском исполнении это 220 кг), но на обратном пути одна из формаций севернее Шанхая была атакована несколькими Curtiss «Hawk» II и III из 4-ой группы ВВС Китая (ROCAF). Два бомбардировщика были сбиты, ещё один (на фото) дотянул до Формозы, плюхнулся и был списан, став впоследствии выставочным экспонатом в Токио. Во второй девятке тоже не обошлось без потерь: у одного из «Тип 96» огнём с земли были повреждены топливные баки, машина стала терять топливо и по дороге домой затонула в море. На картинке борт, приписываемый к корпусу Канойя.
На следующий день на орехи досталось Корпусу Кисаразу. Атака всеми наличными силами (двадцать бортов) аэродромного узла Нанкина закончилась близким знакомством с истребителями 3-ой и 5-ой истребительных Групп ROCAF. «Комитет по встрече» включал двадцать шесть разнотипных истребителей ( Куртисс «Хоков» , «Боингов-281» и «Фиатов» CR-32) и заявил 14 «побед» при четырёх реально сбитых G3M. 16 августа 37-го матч-реванш Корпуса Канойя над Нанкином опять закончился со счётом 3:0 в пользу китайцев. В общем, за две недели боёв, к 31-му августа, когда над Кантоном был потерян последний «летний Рикко», «Объединённый корпус» оказался фактически обескровлен, потеряв шестнадцать машин из тридцати восьми. Это не считая повреждённых и нуждающихся в ремонте. И это при более чем скромных успехах на стезе бомбовых ударов по аэродромам.
Нельзя сказать, что японцы никак не пытались поправить унылую ситуацию с потерями и эффективностью налётов. Для начала подняли высоту сброса бомб с пятисот метров до двух-трёх километров. Вместо малоэффективного против площадных целей 220-кг «чугуния» стали использовать бомбы калибром 60 кг, которых «Рикко» мог забирать по восемь штук на вылет. И в конце августа перешли на ночные вылеты. На фото G3M1 Корпуса Кисаразу лета 1937 года.
В конце концов, проблему назойливой и явно недооценённой китайской авиации сначала над Шанхаем, а позднее и над Нанкином решили танки на аэродроме подразделения палубной авиации, прилежно и настойчиво выбивавшие китайских коллег. Дело пошло куда веселее с появлением на фронте новых Mitsubishi A5M «тип 96», дебютировавших 22 августа 37-го, в день (вернее ночь), когда в районе Шанхая был захвачен плацдарм с аэродромом Кунда, куда срочным порядком перебросили флотские истребители. В общем, уже с сентября «дальнобойные» авиачасти, восполнившие потери, летали на задания в сопровождении машин-охранников: радиус действия A5M2 с ПТБ достигал 600 км. В случае наличия эскорта, потери от вражеских истребителей стремились к нулю, а атакам стали подвергаться цели в глубине территории Китая, например в районе Ханькоу и Наньчаня.
Кроме уже традиционных аэродромов и всем, что с ними связано, в законные цели попали всевозможные склады и железнодорожные узлы (обороняющихся вполне резонно лишали снабжения и логистики) , а так же …населённые пункты (города). На фото борт, скорее модификации G3M2, принадлежащий Корпусу Канойя. На картинке – он же, но уже G3M1 со стандартной бомбовой нагрузкой для работы «по площадям»: восемь 60-кг бомб.
Первой крупной гражданской целью стал Шанхай с окрестностями, куда с конца октября и в начале ноября 37-го только G3M «Первого объединённого Корпуса» совершили более 320 боевых вылетов. Причём ничего нового японцы не изобретали. Площадные бомбёжки городов, т.н. «подрыв боевого духа с подавлением воли к сопротивлению», широко практиковались и в Первую Мировую, а в апреле 37-го на другом конце света загремело слово «Герника», на которое «прогрессивное человечество» фактически закрыло глаза. Ну и… К тому же, «приятным бонусом процесса» было огромное количество беженцев с вселенским хаосом на путях снабжения. В общем, 10 ноября 1937 года пал Шанхай, а 13 декабря японская армия вошла столицу, Нанкин.
Развитая система подвески вооружения, применённая на G3M, позволяла использовать бомбовую нагрузку смешанных калибров. Постепенно, стандартом для Китайской компании стало использование одной-двух бомб калибром 220 кг и трёх по 60 кг. На верхней фотографии G3M1, вероятный рекордсмен: отличающийся зоркостью слепой редактор-кот насчитал две «пятисотфунтовки» и четыре «плюхи» калибром 60 кг. Итого - 680 кг. Заодно в кадр попало однозначное «родовое отличие» G3M1 - верхняя часть капота двигателя. Для сравнения, на нижнем фото хорошо виден этот же узел G3M2 с характерным заборником карбюратора.
С захватом населённых пунктов, назначенных ключевыми (Шанхая с Нанкином) война отнюдь не закончилась (какой сюрприз), логично перейдя в затяжную фазу. Чан Кайши сдаваться и не собирался, а уже было почти помноженная на «ноль» китайская авиация восстала как феникс из пепла, спасибо поставкам СССР и отечественным «ихтамнетам». Японцы тоже не сидели сложа руки. Самолёты Корпуса Кисаразу перебазировались на аэродромы вокруг Шанхая, а в декабре, в район Нанкина прибыли подразделения свежей авиачасти, имевшей на вооружении бомбардировщики «Тип 96»: 13-ый Корпус ( 13th Kokutai).
Истребительное сопровождение никуда не делось, а только расширялось и углублялось, тем более, что 13-ый Кокутай имел в составе собственную истребительную компоненту из A5M. Основными целями по прежнему были аэродромы и всё, связанное с ж/д транспортом. Особое внимание уделялось городам центрального Китая, Уханю, Ханькоу и Наньчаню. В последнем, кроме всего прочего был и сборочный авиа-завод.
Японцы, наученные горьким опытом, в 1938 году прилагали максиму усилий, чтобы обеспечить надёжное истребительное сопровождение и, в большинстве случае, дело сводилось к выяснению отношений между истребителями: до бомбардировщиков противник, представленный уже преимущественно советской матчастью, как правило не добирался. Были и исключения, как например налёт 29 апреля 38-го на Вухань, в котором участвовало 18 G3M 13-го Кокутая и «охрана» из 27 A5M. Противная сторона была представлена более чем шестьюдесятью истребителями И-16 и И-15бис, в том числе под управлением Советских добровольцев. Японцы записывают в собственные потери по паре бомбардировщиков и истребителей, а китайцы – двенадцать своих машин. Хотя, как уверяет Редактор, там есть и другие расклады, в том числе и совсем уж духзахватывающие: японо-китайская воздушная война просто переполнена «чудесатыми историями».
Правда, как и прежде, бомбардировщики, идущие без прикрытия, получали по полной программе. 16 июня 1938 года девятке Gloster «Gladiator» из 5-ой истребительной Группы ROCAF ценой потери двух машин удалось сбить три из шести G3M недальновидно фланирующих без сопровождения в районе современного Сяоганя. На фото, не имеющий никакого отношения к описанному событию G3M2 из 13-го Корпуса. Фото датируется 1940 годом и хорошо видно состояние ЛКП повидавшей виды машины: камуфляж наносился в полевых условиях на «голый металл» без какой-либо предварительной подготовки (читай, грунтования поверхности) и со временем превращался в «мечту моделиста».
Приближался поворотный для этой бренной планеты 1939 год. В конце октября 38-го пали Кантон, Ухань и Ханькоу. Фактически весь центральный Китай оказался в японской «Сфере Сопроцветания». Китайская авиация в очередной раз «покинула чат» (к концу 1938 года в ROCAF числилось менее восьмидесяти самолётов всех типов против семисот «японцев»). А китайское правительство в очередной раз сменило столицу, которой стал Чунцин, жители которого даже не представляли, что их ожидает, учитывая что в налётах стали принимать участие более сотни японских бомбардировщиков единовременно. Героя статьи, бомбардировщик Mitsubishi G3M «тип 96», ждали новые модификации, новые «подвиги», а потом и новая война с новыми-старыми задачами, неслыханными победами и невиданными потерями.
На счёт Китографии-72, редактор решил, что всё будет предельно кратко. Что неудивительно: с «ранними G3M» действительно растекаться мыслью по древу банально негде.
Только хардкор, только «Micro Ace» (ARII) с невероятно длинной, но скучной историей.
Модель была выпущена уже несуществующей японской фирмой «LS» в далеком 1966 году и переиздавалась бессчётное количество раз.
C 1971 года обленились и даже «боксарт» перестали менять. Все лихие девяностые прессформа годы находилась в алчных руках организации «ARII» (лейбл компании до сих пор присутствует на коробке).
В советские времена модель на МКСМ встречалась крайне редко и стоила неприлично много: Редактор предположил, что редкие «продаваны» этого добра исходили из абсолютно верного предположения, что подавляющее большинство равнодушно пройдёт мимо, а Ценитель купит за любые деньги. Главное - найти последнего.
Фото «проработки поверхностей» на фотографии: встречайте огуречный клёп, причём внутренний. Расшивки, как таковой, нет. Деталировка, скажем прямо, так себе. «А что ты хотел от модели, почти тебе ровеснице?» резюмировал Редактор.
Все стрелковые точки даются в убранном положении, правда высота «выпуклых» крышек верхних башен скорее соответствует положению «ни нашим ни вашим». К тому же, маловероятно, что нижняя стрелковая установка внушит кому-либо какой-либо оптимизм. Если что, плоские «крышки» верхних башен тоже в наличии. Справедливости ради, если есть хорошее фото прототипа, надо смотреть на реальную машину: в боевых условиях нижний «скворечник» зачастую снимали. Пулемётов нет. Вообще. Из подвески - торпеда и восемь плохо узнаваемых в трезвом виде 60-кг бомб.
Качественно отлитые прозрачные детали детектед (если конечно закрыть глазоньки на следы толкателей). И даже какая-никакая имитация полотняных поверхностей в наличии.
В последнем доступном выпуске имелось три варианта оформления. Пара G3M1 корпуса Канойя (краснохвосто-серебристый б/н «302», камуфлированный б/н «308» из Китая, подтверждения на которые у автора нет) и G3M2 Корпуса Михоро, родом из 1940 года.
Вот он. И ракурс удачный, только авторский коллектив в полном составе так и не понял, есть ли на данном конкретном «Рикко» нижняя «стрелялка» или нет.
Кстати, «старик-стариком», но разницу в капотах модификаций производитель отработал накладными деталями. Как и наличие коков на втулки винтов и разные антенны РПК. Конверсионных наборов для превращения «Хасегавы» из следующей, несуществующей статьи, нет и видимо не будет. Как и отдельных, кастомных декалей.
Выводов по всему вышеизложенному тоже не будет. Ибо ответственный за процесс Редактор ещё находится в тяжёлых раздумьях, чего бы такого брякнуть. Хотя постойте...
* Любой серийный бомбардировщик-примерный ровесник G3M из любой страны, оказавшись в подобных условиях второй половины тридцатых ничем бы не отличался в лучшую сторону от героя статьи: протекторов на топливные баки не было ни у кого, а дальний перелёт по определению подразумевал наличие над целью большого объема топлива на борту (еще же надо домой возвращаться).
** Далеко не любой (никакой) серийный бомбардировщик-примерный ровесник G3M из любой страны мог во второй половине тридцатых атаковать цели, удалённые на без малого тысячу километров.
*** Любой серийный бомбардировщик, и не только из второй половины тридцатых, направленный при свете дня на атаку цели без истребительного прикрытия - мишень в кубе.
**** Всем добра.
****** Использована информация из открытых источников.