Найти в Дзене
Фёдор Борисов

Tiger Moth - вековой мотылёк

DH.82 "Тигровый мотылёк" - английский вариант нашего По-2, хотя и сильно не дотянул до объёмов выпуска "кукурузника", но так же был очень массовым (около 9.000 машин) многоцелевым самолётом, главной работой которого, конечно, оказалась подготовка будущих пилотов. Простой в пилотировании и обхождении - он идеально подошёл для этой цели, а при должном обслуживании многие из этих машин дожили до наших дней.

На этой неделе самолёту исполняется 94 года и скоро он будет праздновать свой вековой юбилей. Десять с небольшим лет мне довелось полетать на Мотыльках в Голландии - две машины 1943 года выпуска содержатся на аэродроме в Хильверсуме в хорошем состоянии, хотя и требуют довольно внимательного и недешёвого ухода.

Сегодня мы как обычно совершим полёт на нашем герое, а заодно полюбуемся живописными видами и даже сделаем кружок над аэропортом Схипхол (да, так можно). Надобно так же сказать, что полёты на самолёте с открытой кабиной - на Мотыльке или на По-2 (они к счастью так же есть летающие) - ощущение совершенно удивительное - ты можешь потрогать небо своими руками и немного приподнявшись над защитным стеклом почувствовать, как ветер бьёт тебе в лицо. Впрочем, прелюдия затянулась - в полёт.

Мотылёк очень лёгкий (вес пустой машины - 500 кг), вытолкать его к месту запуска не представляет никакой сложности даже одному человеку.

1.
1.

Заправка. Заполняется верхний бак.

2.
2.

Вид биплана сзади.

3.
3.

Обсуждается план полёта.

4.
4.

Запускаемся.

5.
5.
6.
6.

Полетели.

7.
7.

Нехитрое оборудование кабины. Для начальной подготовки приборов вполне достаточно. Обивка впереди призвана защитить голову лётчика на случай, если учёба пойдёт не по плану.

8.
8.

Указатель воздушной скорости есть не только на кабине, но и на подкосе. То есть самая-самая воздушная скорость прямо от набегающего потока. Идём на крейсерской скорости.

9.
9.

Сзади добрый товарищ, в обычной жизни пилот В747, но там небо руками не потрогать. А хочется. А когда потрогал - то и настроение сразу хорошее ))

10.
10.

Один Мотылёк жёлтый, другой покрасили с цвета ВВС Голландии времён войны.

11.
11.

Летим парой в плотном строю.

12.
12.
13.
13.

Мы снимаем - нас снимают. ))

14.
14.

Ну и автопортрет можно тоже сделать.

15.
15.
16.
16.

Приподнимемся - что бы подышать ветром.

17.
17.

Полюбуемся немного видами Голландии.

18.
18.
19.
19.
20.
20.
21.
21.

А вот и аэропорт Амстердама - Схипхол. Вышка в оранжевом - нам случилось лететь в день коронации короля.

22.
22.
23.
23.
24.
24.
25.
25.

Большее видится на расстоянии меньше малого ))

26.
26.

Долетели до берега Северного моря.

27.
27.
28.
28.

Внизу бурлит курортная жизнь.

29.
29.

Потянулись цветочные поля. Пролетаем гиацинты.

30.
30.

А тут уже тюльпаны.

31.
31.

Какой-то замок внизу.

32.
32.

Phare de Paard van Marken (как это точно произнести по-голландски я опять ошибусь...) - старый маяк в Маркенмеере. Вообще фотографий Голландии сверху много у меня - можно сделать небольшой очерк, хотя сюжеты с самолётами обычно выигрывают в популярности )).

33.
33.

Заходим на посадку.

34.
34.

Садимся.

35.
35.
36.
36.

Мотылёк заруливает на стоянку.

37.
37.

Ну и немного меня самого - друзья сняли на мою же камеру. ))

38.
38.
39.
39.

Экипажи после совместного полёта.

40.
40.

Вот такой вот самолёт - живая история авиации.

А история не заканчивается - будут ещё сюжеты. ))