Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

«Тихий дом свой нашёл»: как я побывала в болоте между сном и явью (19.10.2025)

Оглавление

Афиша из Телеграм-канала ЦСИ «Огонь»
Афиша из Телеграм-канала ЦСИ «Огонь»

Я, конечно, ожидала от центра современного искусства «Огонь» что-нибудь эдакое. Но ВОТ ТАКОЕ было неожиданностью.

«Болото»!

Директор-координатор центра Алексей Талатай пригласил меня на финисаж выставки «Тихий дом свой нашёл». Я пришла и получила свою порцию впечатлений!

ОГОНЬ | Центр современного искусства: https://t.me/ogoncca
Тут видно, какая немаленькая команда превратила второй этаж центра «Огонь» в болото. Тут не только художники, но и волонтёры проекта и партнёры (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Тут видно, какая немаленькая команда превратила второй этаж центра «Огонь» в болото. Тут не только художники, но и волонтёры проекта и партнёры (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Кураторы Ева Куликова и Никита Елшанский провели последнюю экскурсию по «болоту» группового проекта молодых иркутских художников. 

Я теперь долго буду кусать локти из-за того, что пришла на финисаж выставки, а не на презентацию, так как пропустила «болотный фуршет» и DJ-сет и буду писать о выставке, которой больше нет. То есть увидеть её теперь можно только с помощью статьи и видео.
Кураторы выставки Ева Куликова и Никита Елшанский (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Кураторы выставки Ева Куликова и Никита Елшанский (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Авторы проекта предложили нам воспринимать болото многогранно: как незаменимое звено в биологической цепочке, как состояние души, как философию неизбежного увядания и трансформации состояний, как жизненные обстоятельства непреодолимой силы... У каждого из нас своё личное болото, и это стало наглядно видно, когда каждый художник по-своему обыграл тему выставки.

Читала текст, там есть опечатки, строки будто плывут перед глазами, не знаешь, за какую ухватиться взглядом. Оказалось, опечатки сделаны намеренно, это нас постепенно засасывает болото, восприятие становится отрывистым, фрагментарным. Болото или сон, но мы всё дальше от «правильности» и ясности яви... (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Читала текст, там есть опечатки, строки будто плывут перед глазами, не знаешь, за какую ухватиться взглядом. Оказалось, опечатки сделаны намеренно, это нас постепенно засасывает болото, восприятие становится отрывистым, фрагментарным. Болото или сон, но мы всё дальше от «правильности» и ясности яви... (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Интересным мне показалось сравнение, прозвучавшее из уст кураторов, что

болото – это метафора художественного сообщества. С одной стороны, сообщество художников – это нечто непонятное и пугающее для стороннего наблюдателя, с другой стороны, из болота может вырасти немало хорошего.

Выставка построена по символическому маршруту: от яви до сна и обратно. Первый зал выставки, светлый. Там инсталляция «Сон-явь» от Никиты Е и Евы Морры.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Я впервые услышала термин «ленд-арт». Оказывается, я много раз видела это направление искусства, но не знала, что это так называется.

Ленд-арт (от англ. land art — «ландшафт и искусство») — направление в искусстве, в котором создаваемое художником произведение неразрывно связано с природным ландшафтом. Это могут быть фигуры, скульптуры, абстракции, инсталляции из природных материалов: камней, ракушек, шишек, мха, других растений и их частей (листьев, цветов, веток), грунта. 
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Никита Е собрал на природном ландшафте деревянную конструкцию-надпись «ЯВЬ» и запечатлел на фото. Этот объект появился в районе «Птичьей гавани», монтаж занял два часа.

«Птичья гавань» — охраняемая природная территория местного значения в Иркутске. Включает в себя пять участков водно-болотного комплекса в микрорайоне Ново-Ленино, в пойме реки Иркут, недалеко от её впадения в Ангару. 

Ева Морра сделала кадры лесного массива и из распечатанных фотографий сложила надпись «СОН». Антагонисты «ЯВЬ» и «СОН» находились на противоположных стенах комнаты.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Посередине комнаты прямо под ногами зрителей зеленела необычная инсталляция «Субстрат» от Евы Морры. В ящиках рос живой иркутский мох из лесного массива Якоби.

Эксперт, гидробиолог Александр Чеботнягин помог Еве правильно снять почвенный слой, укоренить. Ева полтора месяца до экспозиции выращивала мох в искусственных условиях.

Скриншот из новостного видеосюжета https://rutube.ru/video/830c36c236995f1cbfb40d8940bddc98/
Скриншот из новостного видеосюжета https://rutube.ru/video/830c36c236995f1cbfb40d8940bddc98/

Автор инсталляции сказала, что эта работа про то, как живое взаимодействует с неживым, как естесственное взаимодействует с искусственным пространством галереи. Мох был выбран как символ жизнестойкости. Он перенёс условия низкой освещённости и низкой влажности. За полтора месяца работы выставки мох частично продолжает жить, хотя лишён естественного света. Местами в нём даже проросли зелёные растения! Он лишён многого, по помогает жизни продолжаться.

Это единственная живая инсталляция на выставке.

Впадение в состояние анабиоза при отсутствии влаги – один из защитных механизмов мха. В таком состоянии мхи теряют почти всю влагу и прекращают обмен веществ. Как только условия становятся более благоприятными, растения вновь начинают поглощать воду и восстанавливают свою активность в считанные часы (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Впадение в состояние анабиоза при отсутствии влаги – один из защитных механизмов мха. В таком состоянии мхи теряют почти всю влагу и прекращают обмен веществ. Как только условия становятся более благоприятными, растения вновь начинают поглощать воду и восстанавливают свою активность в считанные часы (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Мы покинули первый зал. То, что на входе виделось необычным кружевом, оказалось двумя опущенными руками, и они будто пытались скрыть от нас то, что мы увидим в глубине... Тени от этих «кружевных» рук создали красивые рисунки на стенах. А впереди с потолка проросли цветы.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Эти бумажные великанские ладони и цветы-сталактиты создала Лена Сисилёва. Тут переработанная бумага, клей и слёзки автора (так и было написано на табличке инсталляции «Опускаются руки»).

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Но нашу группу было не остановить, мы нырнули в болото и оказались между сном и явью.

Послания на стенах надо обязательно читать, они задают настроение перед просмотром экспозиции, дают вводные (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Послания на стенах надо обязательно читать, они задают настроение перед просмотром экспозиции, дают вводные (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

После светлого зала мы оказались в задрапированном тканями пространстве зеленовато-бурого цвета. В пол погружались (или всплывали оттуда) стулья, стол, комод...

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Эта неустойчивость обстановки заставила и зрителей задуматься над собственной устойчивостью. Тканная «растительность» на потолке, кажется, пыталась сомкнуться над нашими головами. Фоном звучали кваканье лягушек, редкие голоса птиц, бульканье болота.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Эта инсталляция называется «Забытый дом травницы». Её создали Антон Илюшин и Анна Чеботарева.

В этом году у художника Антона Илюшина проходила в этом же зале персональная выставка «Ризома», его работу можно было найти на выставке в галерее Виктора Бронштейна. Антон представлял иркутский стенд на ярмарке SKAN fair в Красноярске. У этого автора сформировался свой стиль, и работа над темой болота стала шагом в сторону исследования новых смыслов.
Антон Илюшин и Анна Чеботарева – авторы тактильного болота (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Антон Илюшин и Анна Чеботарева – авторы тактильного болота (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Сначала авторы задумывали создать именно дом как отдельную творческую единицу экспозиции. Но в процессе работы пришли именно к имитации обстановки внутри дома травницы.

На табличке инсталляции написано: «Раньше люди обращались к народным целителям, когда профанные методы переставали действовать. Знахарки занимались сбором трав и приготовлением из них лекарственных отваров и настоев, а также изготавливали кукол-травниц – обереги для дома и семьи от болезней и злых сил.

Внутри ящика стола лежали куколки-обереги, баночки с травами, бутылочки и прочая атрибутика знахарки, подготовленная Анной Чеботаревой и её родными и близкими (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Внутри ящика стола лежали куколки-обереги, баночки с травами, бутылочки и прочая атрибутика знахарки, подготовленная Анной Чеботаревой и её родными и близкими (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Со временем общество становилось всё более секулярным. Или, как это назвал Макс Вебер, произошло «расколдовывание» мира, и люди стали терять доверие к подобным практикам.

Знания утопают в трясине. Но они не исчезают полностью. Остаются очертания, частицы, которые вышли на поверхность, и по этим остаткам мы можем восстановить утерянные традиции».

У Анны Чеботаревой бабушка – знахарка. От неё Анна переняла значение трав и некоторые навыки травниц. Поэтому даже наборы растений в стеклянных банках инсталляции имеют свой смысл, своё назначение. Анне и Илье удалось создать декорации, достойные театра!

Если бы я не пришла в последний день экспозиции, то вернулась бы в этот «Забытый дом травницы», чтобы сделать тематические фото и видео в инсталляции: надела бы простое платье с длинными рукавами, разулась бы, надела бы венок, зажгла бы свечи или лампу... Что-то такое видится 👇
Картинка с ru.pinterest.com
Картинка с ru.pinterest.com

Ну, как говорится, проехали. Вернёмся к экспозиции. Её в этом зале прекрасно дополнили работы других авторов. Ниже на фото акриловые «Кувшинки» Анны Макаровой, которая хотела показать, что даже болото может породить красоту – хрупкую, нежную.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

И одной из любимых посетителями локаций «болота» стала инсталляция «Топь» Яны Кауфман, «водорослевая» её часть. Посмотрите только, какой «водопад тины»! 👇

Тону или выплываю? (спасибо за фото девушке из нашей экскурсионной группы!)
Тону или выплываю? (спасибо за фото девушке из нашей экскурсионной группы!)

Яна сравнила болото с депрессией, которая обвивает, тянет на дно. Весь потолок зала в разнофактурных тканях, подобранных автором. Эти ткани будто тянулись к плечам зрителей. Но надежда в «болоте» нас ждёт именно там, где среди «тины» пробивается свет...

Селфи в «Топи» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Селфи в «Топи» (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Некоторые посетители даже ставили стулья в этом углу с нитями «водорослей», чтобы отгородиться от внешнего мира и послушать звуки болота, которые фоном сопровождают на всём протяжении выставки.

Посмотреть на «болото» второго зала можно тут, я на видео даже «поплавала в трясине» 👇

Но и тут ещё не всё. Кого-то болото внутри побеждает и не отпускает к свету... Об этом инсталляция от Маруси Бычковой. В её зал мы попали через тьму коридора – «Омута». На чёрной стене послание от автора 👇

Заглавные буквы – это не аббревиатуры, это просто набор букв, который вместе со словами, которые будто льются по стене вниз, показывает, что сознание уже не справляется с депрессией, что болото уже проникло в мысли. Заглавные буквы – пузыри посреди топи мыслей, строки вниз – это слёзы внутри, слёзы снаружи... (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Заглавные буквы – это не аббревиатуры, это просто набор букв, который вместе со словами, которые будто льются по стене вниз, показывает, что сознание уже не справляется с депрессией, что болото уже проникло в мысли. Заглавные буквы – пузыри посреди топи мыслей, строки вниз – это слёзы внутри, слёзы снаружи... (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Стена цвета болота (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Стена цвета болота (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

У этой стены, кстати, своя отдельная история! Это, оказывается, не инсталляция в рамках выставки, а самостоятельная картина 👇

Последний зал «Омут» Маруси Бычковой был наполнен образами плакальщиц. В славянских языческих традициях плакальщицы играли важную роль в прощании с покойником. Скорбь по покойнику выражалась в диких истеричных криках, вое, плаче и причитаниях.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Здесь плакальщицы – образы обнажённых женщин на стенах – оплакивают не только других, но и себя. К ним привязаны ленты с камнями, которые тащат на дно.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

У одной из плакальщиц жизненный путь завершился в «Зеркальном озере». Эти гипсовые слепки с женских тел – аллегория разбитости. Человека уже не собрать обратно, его разрозненные части тонут в зеркальных озёрах его собственных слёз...

Маруся Бычкова делала слепки с себя и модели (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Маруся Бычкова делала слепки с себя и модели (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Мне вдруг захотелось сделать фото, которое бы показало, что у разбитого человека может быть поддержка. Получилось вот так 👇

Отмечу, что держать сухую безжизненную руку оказалось довольно... тревожно (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Отмечу, что держать сухую безжизненную руку оказалось довольно... тревожно (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Больше о задумке автора на видео с экскурсии 👇

После экскурсии самые стойкие остались посмотреть перфоманс Маруси Бычковой с участием Анны Чеботаревой. Этот перфоманс девушки показывали и на презентации выставки в сентябре.

Маруся Бычкова на фоне одной из своих плакальщиц. Смотрите, какая интересная одежда на авторе инсталляций и перфомансов! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Маруся Бычкова на фоне одной из своих плакальщиц. Смотрите, какая интересная одежда на авторе инсталляций и перфомансов! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Анна Чеботарева (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Анна Чеботарева (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
В ожидании неотвратимой судьбы (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
В ожидании неотвратимой судьбы (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

В начале перфоманса Маруся кидала обвязанные лентой камни на дно импровизированной сцены. Ух, какой звук был!.. Мне казалось, что чувствую, как пол вибрировал при падении камней...

Перфоманс довёл до слёз не только одну из участниц перформанса... (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Перфоманс довёл до слёз не только одну из участниц перформанса... (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

На видео увидите ритуальное плетение кос под этническое пение-плач 👇

Когда мы покидали выставку, «кружевные» ладони в коридоре выглядели иначе. Если сначала казалось, что они будто скрывают что-то, то на выходе было ощущение, что они хотят приобнять нашу группу.

Фото из Телеграм-канала ЦСИ «Огонь»
Фото из Телеграм-канала ЦСИ «Огонь»

Послание «Проснись» от Никиты Е, написанное нитями на меху искусственного «котика», завершило наш виртуальный маршрут по болоту.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Мы проснулись! Из сна вернулись в явь. И порадовались, что болото осталось позади. А впереди столько ещё всего!))) Вот такой терапевтический эффект от выставки на тему увядания, депрессии и поиска выхода.

А я не только выход нашла, но и кофейню. Она на одном этаже с центром современного искусства. Камерная и уютная, называется «Бабье лето».

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

После болотных инсталляций обстановка кофейни показалась просто концентратом позитива и уюта!))

Ещё в этот день я в «Огне» впервые побывала на творческой акции музыкантов, игравших бионическую музыку.

Бионическая музыка — это жанр, в котором для создания мелодий используются звуки живых растений и грибов. 

Я слушала не только десяток музыкальных и весьма экзотических инструментов, но и мелодичные звуки электроимпульсов этого милого зелёного растения 👇

Солист с датчиками на листьях (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Солист с датчиками на листьях (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Автор творческой акции бионической музыки музыкант и композитор Евгений Маслобоев (творческий псевдоним — Ежи Лютославский) — композитор и исполнитель саундтреков к сериалу «Территория» с Андреем Мерзликиным. 

В саундтрек второго сезона вошло 17 композиций, в которых этнические мотивы сплетаются с современным битом и звучанием уникальных музыкальных инструментов.
Афиша сериала из интернета
Афиша сериала из интернета
Скриншот из описания сериала на «КиноПоиске»
Скриншот из описания сериала на «КиноПоиске»

О цветке с характером, о поющей моркови и как я послушала музыку своих собственных электроимпульсов напишу в следующей статье.