первая часть
О поведении бывшей невестки, возмутительном с точки зрения Надежды, она была готова рассказывать всем, кто пожелает её выслушать. Анатолий поначалу полностью поддерживал жену:
— Вот это да! Какая неблагодарная девка оказалась! А я ещё иногда тебя уговаривал в её пользу... Взять и не вручить подарок, который родители специально для именинницы передали! Так даже воспитанному человеку в голову не придёт. Мы её приютили, жила как у Христа за пазухой — в отдельной квартире, с удобствами, в центре.
— Вот именно, Толя, чистая неблагодарность, — вздыхала Надежда. — Я сразу говорила, что эта деревенщина Славе не пара...
— Ничего, теперь я заставлю всех прислушаться к своему мнению!
Когда Слава заходил к родителям — ленился готовить, да и еда из быстрого питания надоела — Надежда жаловалась с трагическим оттенком:
— Ох, сыночек, жалко мне тебя! Это деревенская тебе только вреда принесла... Хорошо, что я твои интересы защищала, а то бы она тебя совсем нищим оставила.
Иногда Анатолий не выдерживал и смеялся:
— Надюш, если тебя слушать, выходит, что Ульяна только "поматросила" нашего Славку и бросила. Ну и бог с ним, хуже он не стал! Ну, разведён — значит, с опытом. Вот и всё. Хорошо, что Ульяна не торопилась с детьми — тогда совсем бы другой калинкор был. А так, не вижу никакой проблемы. Славик потренировался жить отдельно — и ничего плохого не произошло, расстались, сделали выводы, можно дальше жить.
Поняв, что муж перестал поддерживать её позицию по поводу развода сына, Надежда всё чаще встречалась с подругой. Но и Екатерина, хотя вежливо выслушивала одну и ту же историю, со временем перестала делить озабоченность за судьбу Славы:
— Надин, да успокойся! У твоего сына всё впереди. Мужчина хоть куда — двадцать шесть лет, самый расцвет сил. Просто следующую невестку подбирать надо тщательнее.
— Да, Кейт, вот теперь Славик женится только на той, кого я одобрю. Больше никаких деревенских девок рядом с сыном не потерплю. Или я не я!
— Ну, Надин, не кипятись! Всё будет хорошо, — смеялась Екатерина.
— Твои бы слова да Богу в уши! — глубоко вздохнула Надежда и, почти шепотом, призналась: — По секрету, идеальная девушка у меня уже есть на примете. Уж с ней-то никаких проблем не будет: отличное образование, не хвосты коровам крутить, работает на нормальной должности, из хорошей семьи — с такими счастье породниться! И Славе подходящая кандидатка очень нравится...
— Ну ты прямо не даёшь сыну отдышаться! Пусть хоть немного погуляет, придёт в себя после развода! — смеялась Екатерина.
— Ой, Кейт, такая невеста долго ждать не будет! Кто-нибудь перехватит — так что Славику надо поторопиться!
Пока Надежда ругала бывшую невестку и планировала новую личную жизнь сына, Ульяна думала только о том, как совместить учёбу и попытки выжить в городе. Слава был против того, чтобы жена подрабатывала, и сейчас она горько сожалела о нескольких отложенных предложениях.
У неё тогда хотя бы были бы деньги, чтобы снять комнату. С замиранием сердца она, после предварительного звонка, направилась к приятельнице-сокурснице — честно объяснила ситуацию и попросила приютить:
— Лариса, мне бы ещё несколько недель до каникул в городе продержаться... Потом поеду домой, в деревню. К началу нового года, думаю, получится договориться о месте в общежитии.
— Да вообще без проблем, — тут же ответила Лариса. — У нас с мамой трёшка, если тебя устроит диван в проходной комнате, на котором спит наш котяра, — пожалуйста, живи хоть завтра.
Конечно, Ульяна могла бы обратиться к родителям за небольшой поддержкой. Но тревожить их не хотела — брату и вовсе страшно признаться, что Слава выставил её из квартиры:
— Приедет ещё, мозги кулаками вправлять будет! Не нужно лишних разборок. Моя свекровушка может и в полицию пожаловаться, если с сына хоть волосок упадёт.
— Только не думай, Лариса, я буду платить. Пусть немного, хотя бы чтобы компенсировать коммуналку...
— Ой, брось! Я не помню, сколько ты мне просто так помогала — не обеднеем! Даже если не сможешь ничего платить.
— Нет, Лариса, я хочу, чтобы всё было честно. Да и с твоей мамой надо поговорить — вдруг она против...
— Совсем нет, — замотала головой Лариса. — У меня классная мама! Вот увидишь, примет как родную. По моим рассказам она с тобой уже как будто знакома.
Слова оказались правдой: Анастасия Матвеевна, услышав о желании Ульяны платить за проживание, только руками замахала:
— Ай, девочка, какие деньги? Как же я буду брать с тебя деньги? Меня саму, когда приехала в этот город из глухой деревни, приютила дальняя родня — даже не родственники, а заботились, как о своей! Мы до сих пор связь держим — такое не забывается. Так что сейчас пообедаем — и начнём тебе устраивать комнату.
— Хорошо, — согласилась Ульяна, — тогда я продуктами ваше гостеприимство компенсирую. У меня мама такие помидоры выращивает, что мякоть как у арбуза, а уж какие заготовки умеет — суповые, тушёнки, маринованные овощи...
— Не думайте, что я халявщица, — горячо выпалила Ульяна.
— Я и убираться буду, и посуду мыть, всё делать как положено!
— Ну ладно, — махнула рукой Анастасия Матвеевна, — угощай нас своими заготовками и будем считать, что ты в расчёте. Хотя, повторяю, это совсем необязательно!
Постепенно Ульяна поделилась подробностями расставания с мужем, и добрая хозяйка посоветовала:
— А ты не вспоминай всю эту грязь. Идиотское недоразумение сплыло — и хорошо!
Когда производственная практика подошла к концу, Ульяна решила подарить себе хотя бы две недели отдыха дома, на родине, а потом уже искать работу с подходящим графиком. В деревне, среди близких и на свежем воздухе, она надеялась залечить душевную рану.
Мама встретила новость о разводе спокойно:
— Уля, я горжусь тобой. Не стала держаться за негодяя — и правильно! Если муж не может защитить жену от нападок своей мамы, то грош ему цена. И чем дальше — всё хуже будет.
Отец добавил:
— Учись спокойно, не переживай. Если в общежитии места не дадут, снимем тебе квартиру. Лучше сразу пригляди вариант — не хочу, чтобы моя дочь готовила на общей кухне или стояла в очереди в душ.
Как и ожидала, брат Валера отреагировал особенно остро:
— Я поеду к этому козлу и начищу ему морду!
— Не надо, Валера. Хорошо, что с Славиком расстались сейчас. Позже было бы ещё больнее...
В телефонном разговоре Лариса однажды сделала неожиданное предложение:
— Слушай, мама прям настаивает, чтобы ты у нас продолжила жить — ни в общежитие, ни на съём не уходила! Говорит, что ты на меня хорошо влияешь, пусть отпуск продолжается. Общайся с родными, отдыхай!
— Спасибо, Лариса, и передай огромную благодарность Анастасии Матвеевне. Мне неловко стеснять вас, но я с радостью поживу с вами и съеду, как только вы намекнёте...
— Вот чего ты, — засмеялась Лариса, — глупости городишь? В общем, после отдыха ждём тебя в последнюю неделю августа. До этого времени — набирайся сил!
Завершив разговор с Ларисой, растроганная Ульяна даже прослезилась. Она совсем не ожидала такой поддержки. Каникулы в кругу родных помогли ей почти незаметно пережить развод и собрать силы для новой жизни.
Брат, который доставил Ульяну обратно в город, привёз целый автомобиль, забитый продуктами. Валера с удовольствием таскал в квартиру сумки и коробки, а потом, угощаясь чаем, сообщил:
— Мама категорически приглашала и вас, и вашу дочку в гости в любое время. И она, и батя будут очень рады!
Ульяна, наблюдая, как Лариса и Валера обменивались взглядами, радовалась и одновременно немного тревожилась. Все-таки её брат заслуживает стать счастливым, но вряд ли захочет уезжать из любимой деревни, где для будущей семьи уже есть свой дом. С другой стороны, Лариса вряд ли хоть когда-нибудь захочет покинуть комфортную городскую жизнь.
Оставалось надеяться, что между ними возникнет настоящее чувство, которое сгладит все мелкие неровности и даже крупные противоречия.
Валера не торопился уезжать — незаметно отремонтировал шкаф на кухне, принёс с магазина новый смеситель и установил его вместо старого. Анастасия Матвеевна, когда Валера собирался возвращаться домой, осенила его крестным знамением:
— Чудесный у тебя брат, Ульяна! — поделилась мнением, когда Лариса ушла мыть посуду.
— Да, Валера замечательный. И он совершенно свободен — как мне показалось, между ним и Ларисой искры так и летали. Было бы прекрасно, если бы у них всё получилось! Своего человека ведь очень тяжело встретить, а ещё труднее — сохранить ту самую искру.
Так найденный ответ на квартирный ультиматум, поставленный Славиком, оказался удачным во всех отношениях. Благодаря поддержке подруги и её мамы Ульяна не печалилась из-за разрушенного брака.
продолжение