По актуальной статистике в России более 15% детей и подростков, начиная с трехлетнего возраста, страдают астмой. По миру это число еще выше, хоть и довольно сложно подсчитать точное количество. В любом случае с астмой в раннем возрасте сталкиваются многие малыши. По мере взросления симптоматика либо полностью «исчезает», либо значительно ослабевает.
Возникает логичный вопрос: «Что вызывает неприятное ощущение удушья именно в детском и юном возрасте? Может ли это быть связано с психологическими особенностями взросления, реакцией на стресс или гормональные изменения?» Краткий ответ — да. Ученые-психологи и медики действительно нашли доказательства связи между психологическим состоянием и вероятностью развития астмы. В статье рассматриваем, какие психосоматические причины могут быть у данного недуга, и как с ними справляться.
Если вы чувствуете серьезные проблемы со своим психологическим здоровьем, вам хочется выговориться или излечиться от психологического заболевания, наши психологи всегда придут на помощь! Обращайтесь к нам через сайт или по телефону +7 495 104 31 51.
Основная симптоматика астмы
Бронхиальная астма в зависимости от каждого конкретного случая, а также «силы» болезни может иметь отличающиеся симптомы. Но все же чаще в детском возрасте врачи обращают внимание на следующие проявления:
- ощущение удушья. Ребенку физически сложно нормально дышать, сделать полноценные вдох и выдох. Происходит из-за сильного сужения бронхов;
- хрипение. Со стороны можно услышать специфические свистящие звуки, которые возникают при попытке вдохнуть. Чуть реже — при выдохе (если он вообще возможен);
- сухой или слегка мокрый кашель. Зависит от каждой конкретной ситуации. При мокром кашле «выходит» небольшое количество внутренней слизи, после чего состояние ребенка может чуть улучшиться;
- ощущение давления на или в грудной клетке. Чуть более редкий симптом астмы. В некоторых случаях сопровождает ребенка все время, а не только в период активного приступа заболевания;
- расстройства сна: бессонница, прерывистость ночного отдыха, реже чрезмерная сонливость. Происходит из-за «активизации» приступов астмы в позднее время. Например, из-за положения лежа или перекрытия дыхательных путей во сне;
- быстрая физическая утомляемость ребенка. В отличие от «обычных» детей, ребенок с астмой меньше бегает, играет, прыгает и так далее. Он предпочитает сидячий, спокойный образ жизни, что мало характерно для совсем юного возраста. Все потому, что при активности нарушается дыхание, может начаться приступ астмы;
- отекание овала лица и шеи. Может указывать на кислородное голодание организма из-за недостатка поступающего воздуха. Один из критичных симптомов астмы.
Физические причины появления астмы у детей
К сожалению, современная медицина все еще не понимает до конца, почему появляется детская астма. Однако есть предположения о провоцирующих факторах. К ним относятся:
- наследственность. Если у родителей или других ближайших родственников в детстве или взрослом возрасте была астма, вероятность передачи ее малышу повышается;
- наличие аллергий. Многие из них связаны с реакцией респираторной системы или носоглотки, что провоцирует развитие бронхиальной астмы;
- плохое состояние воздуха в районе, где живет ребенок. Например, астму провоцирует большое количество пыли, плесени, тяжелых металлов;
- сложная беременность матери ребенка. Находится связь между стрессом, лечением антибиотиками беременной женщины и астмой у малыша;
- недостаточный вес младенца при рождении, общая недоношенность;
- частые вирусные заболевания, особенно в возрасте до трех лет.
Психосоматика детской астмы
Из-за того, что точные причины появления астмы у детей неизвестны, мы можем говорить о влиянии психосоматики. Самые частые причины:
- Неумение проживать очень сильные эмоции. Причем это могут быть не только «негативные», но и положительные ощущения: от гнева до безумной радости. Бронхиальная астма формируется как физиологический отклик на «задыхание» ребенка от переполнявших его эмоций.
- Низкий уровень стрессоустойчивости. Многие дети еще не способны корректно проживать стрессовые периоды. Их тело реагирует на это по-своему, например, неприятными и даже опасными симптомами астмы.
- Психологические травмы и обстановка, которая их провоцирует (например, неприятная среда в школе, оскорбления, насмешки и так далее). Вероятность астмы будет еще выше, если добавится генетический фактор проблем с респираторной системой.
- Деструктивные методы воспитания: деспотизм, гиперопека, игнорирование потребностей ребенка, причинение психологического или физического насилия и так далее. Все перечисленное с очень большей долей вероятностью приведет к каким-то психосоматическим последствиям, в том числе бронхиальной астме.
Что делать с психосоматической астмой у ребенка
В первую очередь, необходимо точно определить, почему у малыша сформировалась такая психосоматическая проблема. Для этого проанализировать семейные отношения, что происходит в детском саду, школе или во дворе в компании друзей, также изучить, не возникало ли каких-то сторонних психологических травм (например, травмы «свидетеля» или «выжившего»).
Если вы чувствуете серьезные проблемы со своим психологическим здоровьем, вам хочется выговориться или излечиться от психологического заболевания, наши психологи всегда придут на помощь! Обращайтесь к нам через сайт или по телефону +7 495 104 31 51.
Лучше всего обратиться за помощью к психосоматологу или детскому психологу. В случае серьезных психологических причин астмы важна комплексная работа, терапия по улучшению состояния. Это поможет справиться не только с проявлениями бронхиальной астмы, но и наладить ментальное здоровье ребенка, избавить его от необходимости уже во взрослом возрасте «прорабатывать» травмы (что гораздо сложнее, чем в детстве).
Что может сделать родитель уже сегодня:
- научить и показать ребенку, как проживать любые эмоции;
- помочь справляться со стрессом;
- снизить уровень нагрузки;
- больше интересоваться жизнью малыша, а не только учебой;
- ограничить семейные конфликты;
- прекратить гиперопекать ребенка, если такое поведение имело место быть;
- больше узнать о взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Постараться решить проблемы, если они есть.