Найти в Дзене
Живопись

Картины с выставки: «Свой человек Владимир Гиляровский»

От пахнущих древностью летописей — до обзорных статей из блогосферы. От рассыпающихся в руках старинных карт — до цифровых изображений в облачных сервисах. От городских пейзажей прозванного «русским Каналетто» Алексеева — до пленэрных набросков нашего безвестного современника. Несчётное число произведений изобразительного, литературного, архитектурного, музыкального искусства. При свечах и при светодиодах, пером и мышкой, кистью и баллоном. И всё — о ней. О Москве. Талантливых творцов, пытавшихся объять, постичь, описать, истолковать, изобразить, дешифровать и заархивировать образ, дух и суть великого города, десятки сотен. Тысячи мастеровитых, вдумчивых, неравнодушных художников, писателей, поэтов и публицистов однажды связали (и ещё непременно свяжут) творческий путь с судьбой русской столицы. В результате множество громких и славных имён блещут (и станут ещё блистать) на скрижалях Истории, отражая зарево грозных пожаров, всполохи праздничных салютов и отсветы алых рассветов, судьбой
Оглавление
Сергей Малютин. «Портрет Владимира Гиляровского», 1915, холст, масло, 128 × 85 см, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина
Сергей Малютин. «Портрет Владимира Гиляровского», 1915, холст, масло, 128 × 85 см, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина

Москва — на холсте, в строфе, на фотокарточке

От пахнущих древностью летописей — до обзорных статей из блогосферы. От рассыпающихся в руках старинных карт — до цифровых изображений в облачных сервисах. От городских пейзажей прозванного «русским Каналетто» Алексеева — до пленэрных набросков нашего безвестного современника. Несчётное число произведений изобразительного, литературного, архитектурного, музыкального искусства. При свечах и при светодиодах, пером и мышкой, кистью и баллоном. И всё — о ней. О Москве.

Пётр Верещагин, «Москва. Кремль у Каменного моста», 1883, холст, масло, 53,2×105,8 см, Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля
Пётр Верещагин, «Москва. Кремль у Каменного моста», 1883, холст, масло, 53,2×105,8 см, Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля
Алексей Боголюбов, «Вид Москвы от дома Хлудова». 1878, холст, масло, 72×119 см, Музейное объединение «Музей Москвы»
Алексей Боголюбов, «Вид Москвы от дома Хлудова». 1878, холст, масло, 72×119 см, Музейное объединение «Музей Москвы»
Пётр Верещагин, «Старая Москва», 1878-1879, холст, масло, 53,2 см × 105,8 см, Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Пётр Верещагин, «Старая Москва», 1878-1879, холст, масло, 53,2 см × 105,8 см, Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Василий Розанов, «Коронация императора Александра III. Вид Кремля из-за Каменного моста. Из серии «Коронационные иллюминации». 1883, холст, масло, 103,4 × 180,5 см, Государственный исторический музей
Василий Розанов, «Коронация императора Александра III. Вид Кремля из-за Каменного моста. Из серии «Коронационные иллюминации». 1883, холст, масло, 103,4 × 180,5 см, Государственный исторический музей

Талантливых творцов, пытавшихся объять, постичь, описать, истолковать, изобразить, дешифровать и заархивировать образ, дух и суть великого города, десятки сотен. Тысячи мастеровитых, вдумчивых, неравнодушных художников, писателей, поэтов и публицистов однажды связали (и ещё непременно свяжут) творческий путь с судьбой русской столицы. В результате множество громких и славных имён блещут (и станут ещё блистать) на скрижалях Истории, отражая зарево грозных пожаров, всполохи праздничных салютов и отсветы алых рассветов, судьбой отмеренным чередом озарявших стены древнего Кремля. Храня московских окон негасимый свет...

Александр Куприн, «Старый Каменный мост», 1929, холст, масло, частная коллекция, Москва
Александр Куприн, «Старый Каменный мост», 1929, холст, масло, частная коллекция, Москва
Илья Машков, «Москва (Вид с крыши дома Ильи Машкова в сторону Красных ворот)», 1927-1928, холст, масло, частная коллекция, Москва
Илья Машков, «Москва (Вид с крыши дома Ильи Машкова в сторону Красных ворот)», 1927-1928, холст, масло, частная коллекция, Москва
Константин Юон, «Вузовцы»,1929, холст, наклеенный на фанеру, масло, 72 × 90 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Юон, «Вузовцы»,1929, холст, наклеенный на фанеру, масло, 72 × 90 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Имя, ставшее метафорой

Но отчего-то одно имя в сём славном ряду смотрится ярче прочих. Одному-единственному мастеру довелось встать во главе процессии всех когда-либо писавших и говоривших о русской столице. Мы говорим: «Гиляровский» — подразумеваем: «Москва». Беседуем о прошлом Москвы — и с неизбежностью «упираемся» в строки и строфы, наброски и сноски, идеи и толкования за авторством Владимира Гиляровского.

Виктор Перельман, «Рабкор», 1925, холст, масло, 70×100 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Перельман, «Рабкор», 1925, холст, масло, 70×100 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Касаткин, «Трамвай пришёл», 1894, бумага, дерево, масло,  37 × 53 см, Ивановский областной художественный музей
Николай Касаткин, «Трамвай пришёл», 1894, бумага, дерево, масло, 37 × 53 см, Ивановский областной художественный музей

Почему так? Пожалуй, знаю ответ. Пока остальные творцы относились к Москве, то как портретист — к любимой, но бессловесной модели, Владимир Алексеевич брал у неё интервью. И на выходе получал не крещендо взаимоувязанных фактов, а хор живых голосов. Скорее импрессию, чем экспрессию. Гул базара, голос Шаляпина поверх граммофонного треска, скрежет конки и зычные окрики ямщиков... Рельефный, фактурный, многоцветный слепок реальности, снятый с любовью, но без пристрастности.

Гелер, «Лубянская площадь в Москве. 1880, холст, масло, 79×142 см, Музейное объединение «Музей Москвы»
Гелер, «Лубянская площадь в Москве. 1880, холст, масло, 79×142 см, Музейное объединение «Музей Москвы»
Николай Харитонов, «Портрет Федора Шаляпина», 1916, холст, масло, Музей А.М. Горького Института мировой литературы РАН, Москва
Николай Харитонов, «Портрет Федора Шаляпина», 1916, холст, масло, Музей А.М. Горького Института мировой литературы РАН, Москва

Свой в истории, свой в Москве

А ещё он всюду был свой. Как говорится, «свой в доску». В сомнительных заведениях и залах высшего света, в подвале работного дома и ложе Большого театра. С теми, кто ставил подпись на министерских бумагах, и с теми, кто не мог прочитать своё имя на закладной. В курсе, «в теме», «на короткой ноге»; как в той песне: «От Кремля до самых до окраин». Он был, что называется, человеком на своём месте. И это место именовалось Москва.

Николай Касаткин, «Театральная труппа», 1913–1924, холст, масло, 45×105 см, Рязанский областной художественный музей имени И.П. Пожалостина
Николай Касаткин, «Театральная труппа», 1913–1924, холст, масло, 45×105 см, Рязанский областной художественный музей имени И.П. Пожалостина
Алексей Степанов, «В кафе Филиппова», этюд. 1900-1910, картон, масло, 17,5×34,7 см, Химкинская картинная галерея имени С.Н. Горшина
Алексей Степанов, «В кафе Филиппова», этюд. 1900-1910, картон, масло, 17,5×34,7 см, Химкинская картинная галерея имени С.Н. Горшина
Владимир Шервуд, «Портрет князя Владимира Андреевича Долгорукова», 1882, холст, масло, Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Владимир Шервуд, «Портрет князя Владимира Андреевича Долгорукова», 1882, холст, масло, Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Кисть, перо и электрическая свеча

Гулять по выставке Музея русского импрессионизма, названной в честь Гиляровского, — удовольствие особого рода. Тот редкий случай, когда магия верной расстановки экспонатов и деликатных акцентов внимания в самом деле работает! Фотографии с надорванными уголками, пожелтевшие афиши и портреты представительных усачей с белоснежными манжетами действуют сообща, превращаясь в атрибуты волшебного ритуала, переносящего зрителя в контекст позапрошлого века.

Илья Репин, «Бурлаки на Волге», эскиз
Илья Репин, «Бурлаки на Волге», эскиз
Наталия Гончарова, «Пейзаж с поездом», 1913, холст, масло, 55×83 см, Государственный музей изобразительных искусств. Республики Татарстан, Казань
Наталия Гончарова, «Пейзаж с поездом», 1913, холст, масло, 55×83 см, Государственный музей изобразительных искусств. Республики Татарстан, Казань
Аристарх Лентулов, «Кремль. Городской пейзаж», 1919-1920, холст, масло, 81 см × 63 см, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала
Аристарх Лентулов, «Кремль. Городской пейзаж», 1919-1920, холст, масло, 81 см × 63 см, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала
Иван Владимиров, «Соперники», 1920-е, холст, масло, 25,5×25,5 см, частная коллекция, Москва
Иван Владимиров, «Соперники», 1920-е, холст, масло, 25,5×25,5 см, частная коллекция, Москва

Здесь полотна Репина и Коровина, Кандинского и Гончаровой — услада глаз, но также и подлинные свидетели эпохи. А Маковский с его излюбленной уличной драмой и Машков с «бурлящими» тонами — самореференс уникальной русской школы. Эти картины приглашены сюда отнюдь не случайно. Как и сам Гиляровский, их создатели не выдумывали и не идеализировали образ Москвы, а прямо признавались в любви этой капризной красавице. Оттого полотна мастеров начала прошлого века ощущаются здесь не дидактическим материалом, а полноправными солистами в визуальном многоголосии эпохи. Слова и образы дышат одним воздухом, в котором явственно чудится то запах сгорающего угля, то аромат прелых листьев и ярмарочной сдобы...

Владимир Маковский, «В трактире», 1887, дерево, масло, 36×28 см, частная коллекция, Москва
Владимир Маковский, «В трактире», 1887, дерево, масло, 36×28 см, частная коллекция, Москва
Владимир Маковский, «В трактире», 1887, холст, масло
Владимир Маковский, «В трактире», 1887, холст, масло
Сергей Грибков, «В лавке»,1882, холст, масло, 62,2 х 48 см, Ростовский областной музей изобразительных искусств
Сергей Грибков, «В лавке»,1882, холст, масло, 62,2 х 48 см, Ростовский областной музей изобразительных искусств
Сергей Грибков, «Мальчик у магазина игрушек»,1880, холст, масло, 40,1×29,1 см, частная коллекция, Москва
Сергей Грибков, «Мальчик у магазина игрушек»,1880, холст, масло, 40,1×29,1 см, частная коллекция, Москва

Город с характером

Конец XIX века и первая треть XX — эра небывалых московских перемен. Там, где ещё вчера витийствовал шельма-купец, завтра будет трудиться энтузиаст-инженер с потрёпанным портфелем и горящими глазами. Ещё хрипит от натуги старенькая пристяжная, но где-то неподалёку уже строится метрополитен. Время недооценённых поэтов и переоценённых философов...

-25
-26
Александр Лабас, «Городская площадь», 1926, холст, масло, 88 × 71 см, Пермская государственная художественная галерея
Александр Лабас, «Городская площадь», 1926, холст, масло, 88 × 71 см, Пермская государственная художественная галерея

Да, Москва Гиляровского — не открытка. Это город с грязью под ногами и солнцем, играющим на осколках разбитых окон. Город знает, что такое «ночлежники», кому нет-нет да и почитывает стихи Есенин и почему мальчишкам важно помнить, из какого они района...

Абрам Архипов, «По этапам», 1890, холст, масло, 56×38 см, Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова
Абрам Архипов, «По этапам», 1890, холст, масло, 56×38 см, Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова
Александр Киселёв, «Портной и кошечка»,1890-е, холст, масло, 67×48 см, Раменский историко-художественный музей
Александр Киселёв, «Портной и кошечка»,1890-е, холст, масло, 67×48 см, Раменский историко-художественный музей

Словом, на этой выставке представлены не манекены и декорации, а реальные люди и их исповедимые деяния. Не фасады, а состояния. Серов и Юон, Касаткин и Архипов зовут вступить в диалог. И не каждый из них согласен с будущим, уготованным городу, стране, миру. Их взгляд на вещи похож на таковой у Гиляровского: такой же пристальный, не всегда ласковый, но предельно честный.

Владимир Маковский. «Продавец кваса», 1879, холст, масло, 75,7 x 52,2 см, Государственная Третьяковская галерея,  Москва
Владимир Маковский. «Продавец кваса», 1879, холст, масло, 75,7 x 52,2 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ольга Розанова, «Пивная», 1914, холст, масло, 84 х 66 см, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Ольга Розанова, «Пивная», 1914, холст, масло, 84 х 66 см, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Техника и время

И как же замечательно, что Политехнический музей стал соавтором выставки! Ибо техника — ещё один отличный способ говорить о человеке и его времени.

Телефон, фонограф, лампа Яблочкова — не просто изделия с заводским клеймом с датой. Все они меняли жизнь людей точно так же, как сейчас её меняют нейросети и цифровые сервисы. В этом смысле экспонаты из Политехнического помогают ощутить родство эпох, понять мотивы и настроения москвичей, живших век назад.

Узнавание и ностальгия

И вообще, эта выставка не столько про ностальгию, сколько про узнавание. Идёшь по залам — и вдруг ловишь себя на том, что город говорит с тобой сквозь время. Настоящий город Москва. Не стеклянно-гостиничная, не аэропортно-котельная, а та, нутряная и коренная, что ломалась и собиралась, страдала и мечтала, билась и выживала. Та, в которой все всё знали, но никто никого не хотел понимать. В которой у всех и каждого — своя правда. Прямо как сейчас...

Александра Экстер, «Синтетический город», 1914, холст, масло, 110×100 см, частная коллекция, Москва
Александра Экстер, «Синтетический город», 1914, холст, масло, 110×100 см, частная коллекция, Москва
Владимир Баранов-Россине, «Самовар», 1919, фанера, масло, 76 x 67 см, Тамбовская областная картинная галерея
Владимир Баранов-Россине, «Самовар», 1919, фанера, масло, 76 x 67 см, Тамбовская областная картинная галерея

Выставка — исповедь

И Гиляровский, конечно, не просто герой выставки. Он — канал связи с действительностью. Тот, кто был, есть и будет «своим человеком». Потому что смотрел на людей снизу вверх, только стоя по пояс в археологическом раскопе.

В общем, я очень советую Вам посетить эту выставку, уважаемый читатель. И почувствовать себя своим человеком в Москве образца что той, что этой эпохи. Потому что «свой человек» — это не про прописку. Это про любовь и честность.

Автор: Лёля Городная

Если Вам по душе наши краски, тексты и лёгкий налёт культурной дерзости — поддержите канал! Подпишись! Стань меценатом XXI века! Большое спасибо!