Впервые железнодорожные артиллерийские установки (ЖДАУ) использовали французская, английская и германская армии в годы Первой Мировой войны. В ходе Гражданской войны и белые, и красные интенсивно применяли ЖДАУ средней мощности, используя корабельные пушки калибра 120−203 мм. Проектирование первых ЖДАУ в СССР было развернуто в 1927 году под руководством А.Г. Дукельского на Ленинградском механическом заводе. Всего было разработано три типа установок – ТМ-1−14, ТМ-2−12 и ТМ-3−12. Индексы расшифровывались так: ТМ – транспортёр морской; 1, 2, 3 – номер типа установки; 14 и 12 – калибр установки в дюймах (356 и 305 мм соответственно).
Возникает вопрос – почему железнодорожный транспортёр морской? Дело в том, что в середине 1920-х годов советское руководство после ряда колебаний решило передать все ЖДАУ из Красной Армии во флот. Подчинение железнодорожной артиллерии флоту было обусловлено стремлением усилить береговую оборону от вражеских кораблей.
Батареи ТМ имели трёхорудийный состав и по структуре мало отличались друг от друга. Для примера рассмотрим батарею ТМ-1−14. В нее входило 3 орудийных транспортёра, 3 вагона – снарядные погреба, 3 – зарядные погреба, 3 вагона силовых станций, 3 вагона компрессорной станции, один – батарейный пост. Весь подвижный состав батареи перевозился одним-двумя паровозами типа «Э». По штату мирного времени в батарее числился 331 человек.
В годы Великой Отечественной войны тяжелые ЖДАУ сыграли огромную роль в обороне Ленинграда. Именно они, вместе с артиллерией кораблей Балтийского флота и стационарными береговыми установками, остановили германские войска. Тяжёлые ЖДАУ в течение всей войны вели контрбатарейную стрельбу по тяжелым германским орудиям, обстреливавшим город, наносили удары по скоплениям войск, штабам и аэродромам в самом глубоком тылу противника.
Любопытно, что за время осады Ленинграда не погибла ни одна установка, что было связано в первую очередь с их мобильностью и маскировкой. Открытие огня тяжёлыми ЖДАУ обычно маскировалось подрывом имитационных пакетов или огнём орудий среднего калибра (100−152 мм), выполнявших задачи одновременно с транспортёрами. Ложная позиция всегда выбиралась на 700−900 м впереди действительной. Первые залпы давались с ложной позиции, а когда враг открывал по ней огонь, транспортёр начинал выполнять свои задачи.
Заметим, что в 1941 году противник начинал ответную стрельбу через 20−25 минут после открытия огня нашими транспортёрами, но к лету 1942 года время реакции уменьшилось до 7−8 минут. По довоенным инструкциям на свертывание установки уходило 25 минут, но в ходе войны наши артиллеристы сумели сократить время до 3 минут [1].
Многие военнослужащие железнодорожных артиллерийских дивизионов в годы Великой Отечественной войны были отмечены боевыми наградами. О нескольких из них расскажем в этой статье.
Гвардии краснофлотец Дмитрий Кириллович Трищенко на службе в РККФ состоял с 1939 года. В 1116-й железнодорожной батарее 406-го железнодорожного артиллерийского дивизиона он занимал должность комендора-наводчика. К 1944 году он уже имел одну боевую награду – медаль «За оборону Ленинграда».
В период подготовки к наступлению на Карельском перешейке Дмитрий Кириллович проделал большую работу по подъёму транспортёров на железнодорожные пути, оборудованию и маскировке огневых позиций.
За время подготовки и проведения наступления было проведено 35 стрельб: «в результате меткого арт. огня произведено три взрыва складов БЗ [боезапаса – прим. авт.] уничтожен танк, вызвано четыре пожара больших размеров, [в] 12 случаях рассеяно и частично уничтожено скопление техники и живой силы противника».
Немцы оказывали противодействие советским артиллеристам, но Дмитрий Кириллович «вел себя мужественно, воодушевляя личным примером своих товарищей».
26 июня 1944 года гвардии краснофлотец Трищенко был отмечен медалью «За боевые заслуги». Вскоре ему было присвоено звание «гвардии старший краснофлотец».
С 10 по 13 января 1945 года батарея поддерживала части 92-го стрелкового корпуса. Противник, стремясь подавить наши орудия, выпустил по огневым позициям 1116-й батареи около 500 снарядов. Несмотря на обстрел, Д. К. Трищенко продолжал вести огонь по наступающей пехоте и танкам противника. Огнём артиллеристов 10 раз были рассеяны скопления вражеских войск, 6 раз подавлялись вражеские батареи.
10 января 1945 года немецкие танки прорвали боевые порядки советских войск и стали обстреливать прямой наводкой огневые позиции 1116-й батареи. Наши орудия открыли ответный огонь, вынудив врага повернуть назад – по огневой мощи железнодорожные орудия многократно превосходили танковые пушки.
9 марта 1945 года гвардии старший краснофлотец Трищенко был удостоен ордена Красной Звезды. Военную службу артиллерист завершил 30 августа 1946 года в звании гвардии младшего сержанта.
Гвардии старший краснофлотец Иван Борисович Марусев находился на военной службе с 1939 года. В 1118-й железнодорожной батарее 406-го железнодорожного артиллерийского дивизиона он служил комендором-наводчиком, показав себя «смелым, мужественным краснофлотцем». 20 февраля 1944 года артиллерист получил свою первую награду – медаль «За оборону Ленинграда».
1118-я железнодорожная батарея также поддерживала войска 92-го стрелкового корпуса, освобождавшие Советскую Прибалтику. Иван Борисович «обеспечил точную и быструю наводку орудия, в результате чего было рассеяно скопление танков противника в 4-х случаях и уничтожено до трех взводов пехоты». 12 января 1945 года артиллеристов ждал крупный успех – было потоплено немецкое транспортное судно водоизмещением 4 тысячи тонн.
1 марта 1945 года гвардии старший краснофлотец Марусев был награждён медалью Нахимова, а 13 июня 1946 года – медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Военную службу артиллерист завершил 7 марта 1947 года.
Гвардии старший краснофлотец Александр Абрамович Жернаков служил в РККФ с 1937 года. Его боевой путь начался в рядах морской пехоты.
Во время обороны Ленинграда Александр Абрамович был ранен, «но несмотря на это не покинул поле боя, а личным примером и отвагой увлекал других бойцов в бой».
Во время разведки боем А. А. Жернаков принял участие в рукопашной схватке с немецкими захватчиками. Ударом приклада краснофлотцу проломили череп. Пройдя лечение в госпитале Александр Абрамович вернулся в морскую пехоту.
Группа бойцов, в составе которой был А. А. Жернаков, возвращалась с разведки. По морпехам ударил замаскированный немецкий пулемёт. Александр Абрамович в очередной раз был ранен. С ранением обеих ног он снова отправлен в госпиталь. За участие в боях по защите города на Неве гвардии старший краснофлотец Жернаков был отмечен медалью «За оборону Ленинграда».
После выздоровления Александр Абрамович был направлен в 405-й железнодорожный артиллерийский дивизион на должность командира отделения мотористов. На новом месте службы он «показал свою дисциплинированность, умение руководить л/составом/, любовь к своему делу».
Во время операции в районе деревни Мертуть (Ленинградская область) А. А. Жернаков находился на командном пункте дивизиона в качестве связного. Под артиллерийским обстрелом противника он доставлял все донесения в срок, обеспечив управление дивизионом.
8 октября 1944 года гвардии старший краснофлотец Жернаков награждён медалью «За отвагу». 5 марта 1946 года Александр Абрамович, к тому времени получивший звание младшего сержанта, был отмечен медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Военную службу артиллерист завершил 14 августа 1946 года в звании сержанта.
Старший краснофлотец Василий Пархомович Гордин на военной службе находился с 1939 года. В 12-й железнодорожной батарее 401-го железнодорожного артиллерийского дивизиона он воевал в должности комендора, обеспечивая вертикальную наводку орудия. Благодаря точной наводке, произведённой Василием Пархомовичем, был разгромлен наблюдательный пункт противника в Шлиссельбурге. Список поражённых целей пополнили также «склад военного имущества, несколько ДЗОТОВ и ДОТОВ».
Командование отмечало, что В. П. Гордин содержит механизмы орудия «в полной боевой готовности в чистоте и порядке». Василий Пархомович характеризовался как «дисциплинированный, преданный родине краснофлотец, отлично знает свою боевую технику, готов в любую минуту отдать все силы, а если потребуется то кровь каплю за каплей на разгром врага».
3 февраля 1943 года старший краснофлотец Гордин получил свою первую награду – медаль «За боевые заслуги». 11 июня 1943 года артиллеристу была вручена медаль «За оборону Ленинграда», а 14 апреля 1946 года – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Никита Москалев
Источники
1. https://www.techinsider.ru/weapon/8712-linkory-na-kolesax-tsar-pushka/
2. ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 586, 611, 781, 922, 1211, 1415.
3. ЦВМА. Ф. 88. Оп. 2. Д. 658, 665.
4. ЦВМА. Ф. 88. Оп. 7. Д. 1.
5. ЦВМА. Ф. 88. Оп. 19. Д. 1.
6. ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 87. Ящик 20.
7. Архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина. Шкаф 72. Ящик 5.
8. Архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина. Шкаф 107. Ящик 20.
9. Архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина. Шкаф 132. Ящик 9.