Найти в Дзене
Жизнь и Чувства

Сказка о Великой Тишине в колыбелях

В славном царстве-государстве Белогорье, что раскинулось меж лесов темных и полей раздольных, приключилась беда тихая, но великая. Перестали в царстве звенеть колокольчики детского смеха. Ручьи-речки голосов малых обмелели, а в избах многокомнатных стало так тихо, что слышно было, как паутина шепчется с ветром. Забеспокоился царь, созвал он совет своих мудрецов — Боярскую Думу — и говорит: «Что за напасть? Куда деваются малые детишки, наши будущие богатыри да красные девицы?» Первым поднялся Боярин Твердолоб, что славился умом, в прошлом камни на дорогах пересчитывал для крепости. «Царь-батюшка! — возгласил он. — Весь секрет в сытости! Народ наш стал жить слишком хорошо. Избы теплы, щи жирны, сапоги не промокают. От такой жизни народ лишь о душе да об удовольствиях малых думает, а о продолжении рода — забывает! Вспомните дикие племена за синим морем: в шалашах ветхих живут, а детей — будто звезд на небе! Значит, надо жизнь сделать потяжелее. Пусть избы поскрипывают, щи пожиже, а сапоги

В славном царстве-государстве Белогорье, что раскинулось меж лесов темных и полей раздольных, приключилась беда тихая, но великая. Перестали в царстве звенеть колокольчики детского смеха. Ручьи-речки голосов малых обмелели, а в избах многокомнатных стало так тихо, что слышно было, как паутина шепчется с ветром.

Забеспокоился царь, созвал он совет своих мудрецов — Боярскую Думу — и говорит: «Что за напасть? Куда деваются малые детишки, наши будущие богатыри да красные девицы?»

Первым поднялся Боярин Твердолоб, что славился умом, в прошлом камни на дорогах пересчитывал для крепости.

«Царь-батюшка! — возгласил он. — Весь секрет в сытости! Народ наш стал жить слишком хорошо. Избы теплы, щи жирны, сапоги не промокают. От такой жизни народ лишь о душе да об удовольствиях малых думает, а о продолжении рода — забывает! Вспомните дикие племена за синим морем: в шалашах ветхих живут, а детей — будто звезд на небе! Значит, надо жизнь сделать потяжелее. Пусть избы поскрипывают, щи пожиже, а сапоги промокают. Тогда, глядишь, за тепло в семье больше держаться станут, и деток народится вдосталь!»

Зал замер. А Боярин Резконрав, друг Твердолоба, добавил: «И еще, батюшка! Жены нынешние совсем с пути сбились! Вместо того чтобы пряжу прясть да пироги печь, на горницы счетные бегут, цифири изучать! А кто виноват? Мужья! Настоящий мужик не позволит жене и шагу ступить без его слова! Дверь на засов, а ее — в светлицу, пяльцы ей в руки! Вот и весь секрет!»

Третий мудрец, Старец Домосвет, с бородой до пояса, воздел руки к небу: «Грех великий творится! Женщина, что дитя во чреве носит, уподобилась злому иноземцу, что травой ядовитой наши поля отравлял! Право свое на чадородие она губит! Надо порвать все грамоты с соседями, ибо те учат, что воля женская — закон. А закон наш — он от предков, он суров и справедлив!»

Слушал царь эти речи, и на душе у него скреблось. С одной стороны, мудрецы — люди ученые, говорят громко. А с другой — сердце царёво подсказывало: не бывает счастья от бедности, не бывает любви от запретов.

А в это время за окнами теремов, в самой гущи народной, жила-была девица по имени Алена-Умелица. Была у нее и светлица с пяльцами, и место в горнице счетной, но душа ее больше всего по детской улыбке тосковала. С мужем своим, Иваном-Кормильцем, жили они душа в душу, но боялись дитя в мир холодный и неустроенный приводить.

Слышали они указы бояр, и грусть их охватывала. «Неужели, — говорила Алена, — чтобы аист к нам залетел, нужно, чтобы крыша наша протекала, а каша на столе была без масла? Разве в бедности да в страхе любовь крепчает?»

Иван обнимал ее и отвечал: «Нет, Аленушка. Любовь, что цветок нежный. Ему нужно солнце ласковое, а не ураган, почва плодородная, а не камень голый. Чтобы дитя родить, нужно видеть для него светлое завтра, а не бояться грядущего дня».

И пошла молва по Белогорью. Стали люди шептаться, а потом и говорить вслух: «Странная мудрость у наших бояр. Они предлагают разбить горшок, чтобы суп не скис, и потушить солнце, чтобы свеча ярче горела».

А что же народ? А народ, вопреки боярским речам, стал творить вокруг себя мир не скудный, а щедрый. Сосед стал соседу опорой, чтобы у каждого был и хлеб на столе, и помощь в беде. Вместо страха перед завтрашним днем в сердцах поселилась уверенность в своем человеке и в своей общине. И в этих крепких, дружных семьях, где знали, что в беде не оставят, все чаще загорался свет в окошке детской. Поняли люди простую истину, до которой бояре не додумались: ребенка рождают не в нищету и запреты, а в безопасность и любовь.

И стали потихоньку в избах, где царили взаимное уважение, тепло и вера в завтрашний день, снова раздаваться те самые колокольчики смеха — самые лучшие и единственные лекарства от тишины.

А бояре так и продолжали свои споры в высоких теремах, уверенные, что где-то там, внизу, народ по их указке ломает свою жизнь, чтобы она стала «правильной». Но народ оказался куда мудрее.

художник Максимов В.М. картина используется как иллюстративное изображение
художник Максимов В.М. картина используется как иллюстративное изображение

Сказка ложь, да в ней намёк...

Сказки
3041 интересуется