Если взглянуть на текущий модельный ряд BMW, то можно увидеть, что каждая модель в автосалонах оснащена турбомотором, входящим в линейку автомобилей на углеводородном топливе. Более того, мы живём во времена, когда найти атмосферный двигатель сложнее, чем турбобензиновый, но, конечно, так было не всегда. Когда в 2006 году была представлена модель 335i поколения E92, она стала первым турбобензиновым двигателем, выпущенным компанией за почти два десятилетия.
Далее речь пойдет о модели, в которой турбину не ожидали увидеть. Речь идёт о первом поколении знаменитой 7 серии и о том, как BMW пыталась обойти Mercedes в классе больших седанов.
Ситуация несколько изменилась в 1977 году, когда появилось первое поколение 7-й серии под кодовым названием E23. Длина E23 составляла 4,7 метра, что напоминало о славных днях BMW и по многим параметрам являлось лучшей моделью компании в истории на тот момент. Он обладал превосходными ходовыми характеристиками, великолепной отделкой и технологиями, которым позавидовали бы многие. Но был один большой недостаток, и он был связан с механикой. А именно, E23 предлагал только шестицилиндровые двигатели в стандартной комплектации, а пиком предложения на дебюте был 3,2-литровый бензиновый двигатель мощностью «всего» 197 лошадиных сил. Такой показатель, в общем-то, был неплохим, учитывая, что E23 имел массу 1470 килограммов, но Mercedes мог похвастаться двигателем V8 и даже начал работу над V12.
Первая попытка BMW конкурировать с Mercedes была запланирована ещё в семидесятых годах. Тогда был построен прототип двенадцатицилиндрового бензинового двигателя мощностью 272 л.с., который должен был составить конкуренцию знаменитому Mercedes 450SEL 6.9 по динамике разгона и максимальной скорости. Однако в 1977 году компания отказалась от этой затеи, когда выяснилось, что расход топлива в смешанном цикле составит около четырнадцати литров на сто километров, что было слишком много для европейских условий.
Следующим логичным решением было взять вышеупомянутый 3,2-литровый бензиновый двигатель от 733i и оснастить его турбокомпрессором. Однако единственным предыдущим опытом BMW в использовании подобной технологии был знаменитый 2002 Turbo 1973 и 1974 годов, так что задача оказалась сложнее, чем казалось на первый взгляд.
Новинка получила обозначение 745i и была представлена в сентябре 1979 года на Франкфуртском автосалоне. Сама эмблема сбивала с толку, поскольку последние две цифры в то время обычно указывали на объём двигателя. Казалось бы, 745i оснащается 4,5-литровым двигателем, но BMW объяснила это тем, что добавление турбокомпрессора к 3,2-литровому двигателю сделало его таким же мощным, как атмосферный 4,5-литровый. СМИ закатили глаза, не подозревая, что в ближайшем будущем такой принцип станет частью повседневной жизни.
Турбонаддувом занималась компания Kühnle, Kopp & Kausch, которая на тот момент имела опыт работы с подобной технологией, в частности, над такими моделями Porsche, как 924 и 930. Максимальная мощность составляла 252 л.с., а крутящий момент — 380 Нм. Это всё ещё не было столь впечатляющим, как запланированный V12, но спустя много лет у BMW появился автомобиль, способный конкурировать с Mercedes.
Однако ни одна механическая коробка передач того периода не могла справиться с крутящим моментом этого турбобензинового двигателя, поэтому BMW решила установить проверенную трёхступенчатую автоматическую коробку передач. Мюнхенская компания очень старалась позиционировать своё детище не как спортивный седан, а как автомобиль класса люкс. Таким образом, 745i имел такую же подвеску, как и любой другой E23, а также такое оборудование, как подогрев сидений, телефон, кожаный салон, люк и многое другое.
BMW рекламировала 745i, заявляя, что он может разогнаться от 0 до 100 км/ч за 7,8 секунды, но тесты показали, что ниже 3000 оборотов двигателя он медленнее 735i. Однако после упомянутых 3000 оборотов он значительно опередил 735i, поскольку мог разгоняться со 100 до 180 км/ч на целых десять секунд быстрее. Но что ещё важнее, 745i разгоняется до 100 км/ч так же быстро, как Mercedes 500SE, хотя максимальная скорость у конкурента будет значительно выше (232 км/ч против 226 км/ч). Представитель BMW будет иметь немного меньший расход топлива, но не настолько, как ожидалось. Заявленный расход топлива в смешанном цикле составляет 13,5 литра на 100 километров, что всего на 0,5 литра меньше, чем у конкурента от Mercedes.
745i поступил в продажу в Западной Германии в июне 1980 года по стартовой цене 54 200 марок. Эта цена была на 8 600 марок выше, чем запрашиваемая цена 735i, и на 73 марки выше, чем цена 500SE. Первые испытания дали в основном положительные результаты, особенно благодаря динамике, устойчивости и отделке, хотя были высказаны замечания относительно комфорта и недостаточной мощности на низких оборотах двигателя.
В BMW знали, что 745i не будет пользоваться большой популярностью, особенно из-за решения ограничить предложение только европейским рынком, поэтому никого не удивил тот факт, что к концу 1982 года было реализовано всего 6193 единицы.
Первые (и единственные) изменения в модели 745i произошли в 1983 году: появился чуть более мощный 3,4-литровый турбированный бензиновый двигатель, но без увеличения мощности. Наиболее заметным изменением стала четырёхступенчатая автоматическая коробка передач, а также появились некоторые аэродинамические элементы. Далее следует обратить внимание на заднюю подвеску. Автомобиль также "похудел" на 37 килограммов, но это не помогло ему стать быстрее. BMW заявит, что разгон с места до 100 км/ч занимал 7,9 секунды, а максимальная скорость составляла 227 км/ч. К тому времени цена выросла до 65 700 марок, и 745i продолжала предлагаться до 1986 года. Производство в период с 1983 по 1986 год ограничилось 9838 экземплярами.
К этому моменту BMW уже активно работала над новым поколением 7-й серии под кодовым названием E32. Преемник получит не только двигатель V8, но и новый V12, а немецкий гигант также разработал прототип модели с шестнадцатью цилиндрами. Стоит отметить ещё один интересный факт: BMW предлагала 745i в Южной Африке без привязки к немецкому аналогу. Автомобиль оснащался атмосферным 3,5-литровым бензиновым двигателем от моделей M635i (E24) и M5 (E28) мощностью 290 «лошадей», а также мог быть заказан с пятиступенчатой механической коробкой передач.
Характеристики южноафриканского 745i были впечатляющими для своего времени и класса: он мог развивать скорость до 240 км/ч и разгоняться от 0 до 100 км/ч менее чем за семь секунд. Однако из-за высокой цены в 150 тысяч немецких марок с 1983 по 1987 год было выпущено всего 192 экземпляра.
Сегодня 745i практически забыт, как и вся 7-я серия поколения E23, а коллекционеры и поклонники классики в основном сосредоточены на более впечатляющих предшественниках. Но эта машина, безусловно, не заслуживает такой недооценки, ведь именно ей выпала честь возглавить первую за долгое время прямую атаку BMW на Mercedes. Возможно, это не принесло того коммерческого успеха, на который рассчитывали руководители компании, но мы все знаем, что начинать всегда трудно. Как минимум, это проложило путь для E32, который подарил нам V8, V12, а вскоре и V16.