Я, вместе с моим коллегой Денисом, стоим в ретро образах с пленочными камерами у выхода на поле стадиона ВТБ Арена, где сидят более 20 000 зрителей и идет прямая трансляция по ТВ. Матч по футболу Россия vs Боливия. Вместе мы ждем команды режиссера выйти на поле и исполнить возложенные на нас роли. Выходит звезда - Лев Лещенко, выходим мы и начинается одна сплошная вспышка длиною в 3 часа!
Нет, друзья, это не сюр и не обман. Это реальность. Реальность, которую мы формируем собственными руками. У нас были настоящие пленочные камеры из 50х годов, в них была заряжена настоящая фотопленка и мы делали настоящие фотографии.
А ещё мы выходили на поле. Мы снимали непосредственно сам футбол, игроков, трибуны, болельщиков. Нас водили по всем ложам. От самого низа, до самых высот. Мы фотографировали и звезд эстрады, кино, театра, футбола. Действующих, будущих, вышедших на заслуженную пенсию.
Какой в этом смысл?
Всё просто. Надо отличаться. От слова "отличие". У меня уже есть соответствующий хештег #асмысл - ищите во всех "интернетах" страны. Дело в том, что хорошим и качественным результатом уже не удивишь.
Да, если говорить о фотографии или видео как об источнике информации здесь мало, что изменилось. По-прежнему важно уметь поймать момент, иметь хорошую соответствующую техническому прогрессу технику. Это же все появилось не на пустом месте, а исходя из того же запроса зрителя. Зритель хотел видеть больше, лучше, яснее и "тот самый момент", который мог изменить историю, мир. Мир профессионалов был и останется таким. Но давайте вернемся к нашей истории.
Какой смысл выходить на поле в ретро образе со старой техникой? Ответ прост: это цепляет.
Не было и минуты, чтобы нас не снимали на камеры мобильных телефонов, не поддерживали взглядом или словом. Почему? Потому что это необычно, этого не ждут. В тот вечер одним из самых популярных вопросов было: "А мы аниматоры или настоящие фотографы?".
Грань между аниматором и настоящим фотографом.
Фотограф создает фотографии. Пленочный фотограф создает пленочные фотографии. Мы можем совершать настоящие путешествия во времени благодаря тому, что сохранились фотокамеры и фотопленка, а так же фотолаборатории, такие как Среда, в которых жив тот самый репортерский дух "надо сдать вчера".
Несмотря на всю якобы игру и легкость наших образов у нас была настоящая задача делать настоящие фотографии. Потому что по задумке РФС зацепить образом еще недостаточно, важно было сделать фотографию на пленку и затем подарить ее герою. Пусть и спустя время. Люди отвыкли от этого, а результат с пленочной камеры отличается. Он другой. Он цепляет взглядом и греет душу. Это что-то на человеческом. Это про эмоции в том мире, где успех и логика превалирует.
Мы закончили съемку и я был дома где-то в час ночи. На следующий после матча день первым делом я поехал в Москву в фотолабораторию на улице Правды. Мы заранее договорились о том, что я приеду к открытию и ребята приступят к проявке отснятых фотопленок.
Получилось или нет? Правильно ли я выставил все параметры на камерах?
Это игра. Особенность съемки на ретро технику тех лет в том, что там нужно все параметры выставлять вручную и в них нет электронных помощников, которые облегчают съемку. Однако, скорость принятия решений, частота событий, уровень мероприятия, ответственность - все это с тобой, здесь и сейчас. Ты находишься в стрессовой ситуации и твои решения они больше не про логику, а про мышечную память и рефлексы. Здесь накопленный опыт играешь решающую роль. Но все равно ты делаешь ставку.
Ставка это всегда твоя репутация профессионала и дальнейшее сотрудничество. Сдавая пленки в проявку я ходил по коридору и не знал себе места. Обычно в фильмах эту сцену показывают где герой курит одну сигарету за другой. Но я не курю. А пью. Пью кофе. Много.
Вдруг приходит первая пленка. Смотрю на негативы. Первая пленка и сразу сходу первые же самые важные кадры того вечера. Выдыхаю, так как на автопилоте выставил все верно. Отправляю в редакцию "прикорм". Даю корректировки лаборанту. Снова мысленно тяну одну "сигу" за другой. Физически же пью еще один стакан кофе. Пытаюсь отвлечь себя чем-то, но не выходит. Отвлекся обедом ибо в глазах уже стало мутнеть. В этот момент приходят остальные пленки. На них технически все хорошо. Ура. Выдыхаю окончательно. Готовлю ссылки и отправляю остальной материал.
А затем снова в бой...
Если вы думаете, что в тот день все и закончилось, то вы ошибаетесь. Вечером предстояла еще одна съемка. Да, обычный юбилей компании на котором все было собственно обычно. Просто хорошие люди, просто хороший паб, напитки, еда и дружественная атмосфера. Съемка на обычную фотокамеру к которой все привыкли, но с одним отличием.
Моя фишка - печать фотографий прямо во время мероприятия. Люди устали от социальных сетей, от несуществующих снимков. Живой отпечаток берут с собой и кладут кто в стол, кто на рабочее место, не суть важно. Важно, что люди с большой охотой смотрят на себя красивых, счастливых. Разве это не прекрасно?
Мы не делаем фотографии. Мы дарим эмоции.
Давайте будем честны. Мы привыкли к тому, что фотографии делать просто. Мы привыкли к тому, что качество выдает сегодня простой мобильный телефон.
Фотограф перестал быть тем, кто дарит качественные фотографии. Он стал символом статуса и тем, кто способен подарить эмоции. Эмоции во время съемки. Это важно. Образ, харизма, вовлеченность, умение удивить - вот те качества, которые будут востребованы у фотографа, у человека в принципе.
У всего есть своя цена и обратная сторона медали
Если вы увлекаетесь фотографией и любите ее, вам нравится техника - играйте. Кайфуйте. Получайте удовольствие от покупки и выбора лучшего. Собирайте свой комплект мечты. Индустрия скажет вам спасибо и я выражаю вам благодарность. Это ценно для индустрии. Однако...
Когда я посылал фотографии в редакцию, то один из сотрудников магазина спросил у меня почему я не использую хороший ремень для своей дорогой цифровой камеры.
Я посмотрел на свою дорогую цифровую камеру и ответил, что этот дешевый ремень от сумки мне дорог, потому что я купил его у интересной женщины, когда делал ее портрет на блошином рынке и у меня не было даже штатного ремня на тот момент. Она предложила попробовать ремень от сумки и он очень классно вписался. Затем, на съемке в Стамбуле карабины ремня не выдержали и камера упала на асфальт. Мы с моим гидом нашли мастера и починили ремень поставив усиленные карабины.
Чувствуете разницу?
Хорошие вещи это хорошие вещи. Но для меня хорошие вещи это те, которые позволяют мне поддерживать интерес к самой жизни, потому что интерес к жизни позволяет делать хорошие фотографии. И это не новый ремень, а хороший кофе в уютной кофейне. Он позволяет починить душу, а это ой как требуется после такой самоотдачи. Ну, а если быть до конца откровенным, то как напастись хорошими ремнями, когда ты сейчас снимаешь на ретро-технику, завтра на Зенит, а после завтра на большую кинокамеру? Это же ведь не про технику...
Подробнее про мой "Зенит" здесь...
Нет эмоций - нет фотографий.
Невозможно демонстрировать вовлеченность не вовлекаясь. Невозможно делать настоящие комплименты не отдавая себя на площадке. Невозможно добиться результата, если не гореть.
И ты не просто горишь. Ты отдаешь всего себя. Любой, кто хоть раз снимал или кого хоть раз по-настоящему снимали знают какой это все же тяжелый труд. Не столько физический, сколько эмоциональный. Надо быть очень собранным и сконцентрированным на протяжении долгого времени. Надо уметь работать в стрессовых ситуациях и быть готовым к неожиданностям, ибо жизнь лучший драматург. Всего одно принятое в моменте решение и ты с "шедевром" или ни с чем. И это при том, что уровень подготовки здесь должен быть очень высоким. В противном случае это не съемка, а бедлам.
Дни после съемки у нас называются "отсыпными". Когда адреналин отпускает, а организм жмет на стоп кран. Ты испытываешь такой уровень усталости, что тебе лень просто со стула поднять руку к кружке, чтобы отпить уже давно остывший чай. Даже не кофе. Кофе организм уже просто не воспринимает. И ты спишь. Ты никакой. Глаза открыты, а мозг спит.
И чем серьезнее съемка, тем дольше могут длиться эти "отсыпные". А при попытке сделать что-нибудь или выдавить из себя какое-либо полезное действие ты делаешь какую-нибудь глупость. Вот прям глупость. Можешь покалечить себя или кого из близких. Можешь имущество поломать. Так что ходишь в затворничество, а там тупишь из угла в угол, спишь, снова тупишь и повторяешь, пока организм не начнет приходить в норму. Это плата о которой не принято говорить вслух.
Вместо итога.
Вы прочитали о том, как прошла моя неделя в образе советского фотожурналиста. Причем самый ее сок, без утомительных подробностей и мелких деталей. Если и хотите что-то забрать полезного для себя из этого материала, то заберите следующее.
Относитесь ко всему как к игре. Играйте ради достижения целей других и незабывайте про собственное удовольствие от процесса. А он, этот процесс, может принимать очень разные формы. Гибкость решает. Разве мог я себе представить в голове, что выйду на поле в ретро образе и буду фотографировать все на ретро камеру и пленку? Да не в жизни. А как я этого добился? Играл в фотопленку. Работал в фотолаборатории. Снимал какие-то свои проекты. Не сдавался.
У меня всё.
Поработать со мной:
- Спецпроекты для бизнеса: https://grfoto.ru
- Фотопленка для души и людей: https://fotonaplenku.ru
- Для ивент-агенств и фестивалей: https://fotolager.ru
Другие блоги