Как и большинство сложных технических изделий, развитие автомобильных двигателей идёт разными путями и имеет свои этапы. Они достигают пика и потом идут на спад. Наука не стоит на месте, приходят новые времена и на смену отжившим технологиям приходят новые, более совершенные. Уже в 80-90-х годах широкое распространение получил турбонаддув и без увеличения объёма двигатели становились мощнее, при этом экономичнее и экологичнее. Развитие спортивных атмосферных моторов подходило к своему завершению, но перед их закатом увидели свет высокопроизводительные агрегаты для вполне серийных дорожных автомобилей. Теперь эти тачки стали современной классикой и имеют множество поклонников во всём мире. Давайте посмотрим, что это за аппараты такие с удельной мощностью свыше 100 лошадей на литр объёма:
100,0 л.с./литр. Porsche М 96/76 Оппозит 6-цил. 3600 см3. 360 л.с. при 7200 об/мин.
Для участия в чемпионате Super Сup 1998 года компания Porsche представила новый гоночный автомобиль на базе 996-й модели под названием 911 GT3 Cup, а через год и его дорожную версию. Изюминкой GT3 был двигатель Type M96/76, который, в отличие от обычного движка Carrera, был создан на основе гоночного силового агрегата и имел увеличенный на 213 куб. см объем. Разумеется, были использованы легкие кованые поршни и шатуны, титановые клапана и другие усиленные элементы. Мотор имел систему смазки с сухим картером и теперь, наконец, водяную систему охлаждения.
100,1 л.с./литр. Mitsubishi 6A12 MIVEC. V6-1998 см3. 200 л.с. при 7500 об/мин.
Любой школьник знает, что фирма Mitsubishi выпускала свои знаменитые Лансеры Эволюшены с великолепными турбо двигателями. Гораздо меньше людей имеет представление о форсированных атмосферниках этой компании. Такой 2-литровый V6 у них был, а после того, как на него в 1997 году установили электронную систему газораспределения MIVEC (аналог VVTi, VTEC и др.) и спортивную прошивку, он достиг удельной мощности 100 л.с./л. Такие движки ставили на спортивное купе Мitsubishi FTO (Fresh Touring Origination) для внутреннего японского рынка и называлась такая модификация Мitsubishi FTO GEvR Аero, во как!
104,6 л.с./литр. Toyota 3S-GE BEAMS Dual VVT-i. Рядный 4-цил. 1998 см3. 210 л.с. при 7500 об/мин.
Агрегат 3S-GE – массовый и мега популярный тоётовский мотор. Но нас интересует самая злая и последняя его итерация, выпускавшаяся с 1997 года. Называлась она 3S-GE Beams Black Top и отличалась от 200-сильных Red Top в основном системой изменения фаз и подъёма клапанов Dual VVT-i на обоих валах, титановыми клапанами увеличенного размера и профилем кулачков. Устанавливали такой мотор под капот японской Altezza RS200 и, вроде бы, Caldina GT и больше он никому не достался.
110,9 л.с./литр. BMW S54 . Рядный 6-цил. 3246 см3. 360 л.с. при 7900 об/мин.
Вершиной семейства BMW М3 к 2001 году стала версия BMW E46 M3 CSL.(Coupe Sport Leichtbau). Само собой, и без того отжатый мотор ещё немного подкрутили. Как обычно, в нём использовался чугунный блок, головка из лёгкого сплава с системой изменения фаз газораспределения Double Vanos высокого давления. Но внутри были уже другие распредвалы, увеличенные клапана и эффективный карбоновый впуск. Всё это с перепрошивкой мозгов дало свой результат. Такая Эмка разгонялась до сотни мене чем за 5 сек.
111,2 л.с./литр. Honda B18C Spec R. Рядный 4-цил. 1797 см3. 200 л.с. при 8000 об/мин.
Мотористы Хонда, без сомнения, обладали наивысшими компетенциями в разработке гоночных двигателей (вспомним Williams, Lotus и McLaren в F1). Многие из них были применены и в гражданских авто. Так движках B-серии выделим легендарный B18C Spec R. Он оснащается знаменитой системой VTEC, двухступенчатым впускным коллектором, облегчёнными деталями и прочими спортивными штуками, что позволяло его крутить выше 8000 оборотов (тахометр на Honda Integra DC2 Type R размечен до 10 000 rpm).
115,9 л.с./литр. Honda B16В. Рядный 4-цил. 1595 см3. 185 л.с. при 8000 об/мин.
Сумасшедшие для всех времен данные по литровой мощности показал другой мотор - Honda B16В. В блок цилиндров B18 установили короткоходный коленвал, поршни под высокую степень сжатия и облегченные шатуны. Кроме того, был сделан портинг впускных каналов, а также установлены усиленные пружины клапанов, а сами клапана с тонкой ножкой были из титанового сплава. Вся эта красота досталась карманной ракете Honda Civic EK9 Type R, который продавался только на внутреннем рынке Японии (JDM).
118,5 л.с./литр. Ferrari Tipo F131B. V8- 3586 см3. 425 л.с. при 8750 об/мин.
Двигатель Ferrari 360 Modena представлял собой увеличенную и усовершенствованную версию превосходного силового агрегата F355, — атмосферного V8 с двумя верхними распределительными валами, пятью клапанами на цилиндр, системой изменения фаз газораспределения и сухим картером. Более поздняя модификации впускного/выпускного тракта и увеличенная степень сжатия 11,2:1 обеспечили мощность Ferrari 360 Challenge Stradale 425 л. с., после чего его сменил Ferrari-Maserati F136, который стоял в Ferrari F430.
125,1 л.с./литр. Honda F20С. Рядный 4-цил. 1998 см3. 250 л.с. при 8300 об/мин.
Но самый зверский мотор Хонда устанавливали на родстер Honda S2000. Это спортивный двигатель разработали практически с нуля и он имел мало общего с двигателями F серии. Мотор буквально напичкан гоночными деталями и технологиями. Степень сжатия довели до 11,7:1, а отсечку удалось сдвинуть почти до 9000 оборотов. Инженеры Хонда сняли 125 л.с. с литра рабочего объема, доведя мощнось до 250 л.с.(только для JDM, для всех остальных 240).
125,3 л.с./литр. Nissan SR16VE N1. Рядный 4-цил. 1596 см3. 200 л.с. при 7800 об/мин
В Ниссане тоже любили делать спортивные моторы для различных гоночных дисциплин. Один такой в гражданском исполнении назывался SR16VE. Рецепт был похож на хондовский B16В. В 2-литровый блок подкинули короткоходное колено, другие шатуны, увеличили степень сжатия, разумеется настроили систему изменения фаз газораспределения и высоты подъема клапанов. А самая зажатая модификация с увеличенной дроссельной заслонкой, другим впуском и распредвалами называлась SR16VE N1 и устанавливали такую исключительно на японский Nissan Pulsar VZ-R.
С начала 2000-х годов тема высокопроизводительных атмосферных бензиновых двигателей по маркетинговым, экологическим и прочим причинам стала сходить на нет. Пройдёт ещё лет десять и тема бензиновых моторов вообще может стать не актуальной. Такие дела.
ВСЕ фото в открытом доступе и взяты из интернета.
Всем хранителям традиционных бензиновых ценностей салют!
П.С. В 2005 году для участия в кузовном чемпионате мира BMW выпустили 2-литровый 4-цилиндровый атмо мотор на 280 л.с. с показателем 140 л.с./литр. Такой агрегат требовал переборки каждые 2 тыс. км. Разумеется, гражданский вариант BMW 320 si придушили до 150 сил. И правильно сделали.