Луч фонаря выхватывает из темноты изящный узор на серых каменных стенах. Глаза не различают ничего вокруг, и только где-то впереди, в уходящем вниз узком проходе слышны голоса — это наши коллеги, ушедшие вперед, пока мы наслаждаемся великолепием украшения стен из прошлого.
Друзья, мы приехали в один из объектов дворцового комплекса Дар-эль-Хилафа в Ираке, расположенный неподалеку от города Самарры (не путать с Самарой). Американские и европейские журналисты еще с нами, но через день они уедут из Ирака, не выдержав жары, тяжелой логистики и условий работы. Останемся только мы с Айназом — режиссером из Казани, и нашими сопровождающими.
Откопанный из-под земли архитектурный комплекс представляет из себя огромный цирк или амфитеатр с ровной утопленной площадкой в середине, окруженной стеной с помещениями внутри.
Утверждается, что это был огромный бассейн с комнатами отдыха вокруг, а сам бассейн был частью дворцового комплекса халифа где-то в середине 800-х годов. Если это реально так, то построенный посреди пустыни бассейн такого размера просто унижает все римские бани и турецкие купели разом. Попробуйте только представить, каково здесь было в период расцвета.
Комплекс постепенно становится туристической достопримечательностью Ирака, делающего первые шаги и постепенно открывающего двери для гостей изо всех стран. И Ираку есть что показать даже искушенным туристам.
Нам выпала честь быть одними из первооткрывателей Ирака. Конечно, в стране уже побывали путешественники и блогеры, но у нас была уникальная возможность получить разрешение на посещение и съемки в таких местах, где мало кто бывал вообще. Все это заслуга нашего сопровождающего.
Сейчас сложно представить, что когда-то это место источало богатство и благополучие, а не пронизывало тишиной и иссушающим ветром Пустыни, проникающим в чрево строений.
А еще ночь… Пришлось задрать светочувствительность фотоаппарата до диких значений ISO32000 (не 3200, а 32000). Это психологический порог на моей камере, в пределах которого картинку еще можно рассматривать без судорог. Глаз видел намного меньше, чем видите сейчас вы, вытянутое из теней.
Тем временем мы снова погружаемся в темноту тоннелей и коридоров. Когда-то тут наверняка появится освещение и будет целый музей, но пока нас ведет местный сторож, открывший ворота ночью по просьбе сопровождающего, знающего какие-то волшебные слова, среди которых звучит «аббасия».
Пытаясь хоть что-то сфотографировать мы отстаем от основной группы. В одной из комнат я вижу их уже на самом верху. Нам же предстоит найти путь туда — наверх, в наш мир, из толщи культурных слоев которого был вырыт этот невероятный архитектурный памятник.
Недавно меня обвинили в том, что я не захотел тратить деньги на билет в музей Помпеи. Наговорили такого, что я поверхностный турист, что поехал только пить вино и даже не прикоснулся к истории. В общем, назвали диванным туристом, потому что не был даже там, где были все.
Так вот, друзья мои, Помпеи — это изученное и отснятое миллионами гостей туристическое место. И да, мне оно не интересно за те деньги, которые просят за его посещение. Зато мне не жалко потратить деньги, время и силы, а еще лететь со сложной логистикой и жить при жаре под пятьдесят, только для того, чтобы увидеть вот такие памятники истории — которые только ждут открытия для широкого круга туристов. И я благодарен судьбе, что смог это сделать, а теперь познакомить с этими удивительными местами вас.
И снова коридоры и тоннели. Здесь даже днем будет темно, а без фонаря и проводника можно блуждать по кругу, все время выходя либо к «бассейну», либо упираясь в тупики помещений. Выходов из комплекса всего два, и нам надо найти второй — ведущий наверх.
Внутри комплекса туристов почти не бывает. Кто смог попасть вовнутрь, тот ограничивается основным проходом к «бассейну» или «арене», смотрит вокруг и возвращается назад. Мы же исследуем все закоулки, и в темноте это делать становится весьма специфичным занятием. Особенно натыкаясь на острые колючки, словно капканами лежащие в тоннелях.
И вот мы наверху. Отсюда открывается вид на комплекс и видны четверо основных ворот, через которые можно было попадать внутрь. Сейчас открыты только два выхода из четырех. В двух других просто нет надобности.
Напомню, что вы видите вытянутое из темноты изображение, поэтому качество и цвета теряются. Свет впереди — это не солнце, это прожектор в темноте, а идти по земле приходится с фонарем в руках, чтобы не споткнуться о камень или не упасть вот с такого обрыва. Это не туристический маршрут и тут нет ограждений, а падение с высоты 4-5 метров будет не самым приятным завершением прекрасной прогулки.
И вот наша мини-эксурсия заканчивается. Я делаю последнее фото Айназа и нашего переводчика Малика между «световых колодцев», которые когда-то освещали пространство внутри в светлое время суток, и мы едем дальше. А дальше будет самая настоящая подземная тюрьма, ставшая святыней, но об этом расскажу в одной из следующих публикаций про путешествие в Ирак.
И в очередной раз хочется сказать огромное спасибо Русскому дому в Ираке за возможность увидеть то, что пока доступно далеко не каждому туристу и путешественнику.
Продолжение следует...
*
*
*
Поблагодарить автора за интересный пост можно с помощью оранжевой кнопочки «поддержать», тем самым поучаствовав в авантюре...