Возможно, в Корейских исторических дорамах, посвященных эпохе Чосон, вы замечали нарядную ширму позади трона правителя. На ней изображены солнце, луна, горы, сосны и водопады. Эти картины на шелковой ткани не просто служили украшением тронного зала – они образно рассказывали о власти правителя, ставя его в центр мироздания.
О смыслах, вложенных в ширму «Солнце, Луна и пять пиков» и о том, зачем корейцы порой изготавливали ее подделки – читайте в этой статье.
Значение символов
Ширма «Солнце, Луна и пять пиков» выделяется своей симметричностью. Ее ставили позади трона так, чтобы правитель оказывался ровно по центру: между солнцем и луной, словно единственный проводник воли Небес и посредник между миром божественного и земного.
На этой картине невозможно определить время года и даже время суток! Хоть на небе два светила, ни один предмет не отбрасывает тени. Вечнозеленые сосны и непрерывно движущиеся потоки водопадов подчеркивают – правитель пребывает в неизменной и вечной бесконечности, он – властитель времени.
Интересно, что луна, изображенная в виде белого круга, располагается по правую руку от правителя, на западе, а солнце – красный круг – по левую – на востоке. Так правитель образно изображен и тем, кто властвует над жизнью и смертью, судьбами людей. Ведь по восточным представлениям Восток ассоциируется с рождением, а Запад – со смертью. Значит, правителю подвластно решать, в какую сторону склонится чаша весов.
О вечности и неизменности говорят и горы позади правителя – твердыни, неподвластные времени, всегда неизменные и могущественные. Также эти горы – символ всей страны с ее преимущественно гористым рельефом.
Так ширма «Солнце, Луна и пять пиков» рассказывает о вечной и могущественной власти правителя над страной и судьбами людей, силе, такой же величественной, как сама природа.
Происхождение сюжета
Поклонение небесным светилам свойственно корейцам с древности: в народе существовал культ «духа Солнца и Луны», к которому обращались с просьбами об урожае. Свидетельства почитания светил прослеживаются с эпохи Силла (57 год до нашей эры – 935 год нашей эры) – в священном лесу Мунёль для них устраивались жертвоприношения, и в росписи гробниц Когурё (37 год до нашей эры – 668 год нашей эры) также сохранились изображения солнца и луны.
Однако завершает формирование образа в период Чосон наследие Древнего Китая. Ведь в знаменитой «Книге песен» в песне-гимне «Славословие царю» встречаются следующие строки:
Ты как луна, чье сиянье растет,
Ты как пресветлого солнца восход!
Вечностью жизнь да сравнится твоя
С южной горой, что вовек не падет,
Ты как на туях и соснах хвоя,
Что в бесконечном преемстве живет!
Образ природы, подчиненной идеальному облику правителя, оказался невероятно удачным и перекликался с традиционными представлениями корейцев.
Символизм и ритуальное значение
Известно, что ширма «Солнце, Луна и пять пиков» имела огромное значение как символ власти правителя: обветшавшую картину не стремились заменять новой – известны даже случаи реставрации!
В королевских хрониках «Истинные записи династии Чосон» конца XVII – начала XVIII веков встречается донесение чиновника правителю о плохом состоянии одной из ширм. В ответ на это государь приказал не изготавливать новую, а отреставрировать старую указывая, какие именно материалы для этого необходимо использовать.
Материалы, из которых состояла такая ширма, и в самом деле имели огромное значение, ведь малейшее отступление от каноничных приемов меняло сущность этого, можно сказать, священного предмета, делая его «ненастоящим».
Косвенным доказательством этого могут быть свидетельства в дворцовых записях начала XVII века. В них правитель Инджо приказывает использовать для изготовления ширм для «Южного зала» Намбёльджон не чистый шелк, а ткань, сделанную из отходов шелковых нитей.
Дело в том, что после захвата Кореи маньчжурами в 1636 году, в специально выстроенном павильоне Намбёльджон корейский правитель принимал минских послов. Новый «неправильный» павильон и новые «неправильные» ширмы в ритуальном значении делали такие унизительные для корейского правителя встречи тоже ненастоящими, а решения, принятые на них, ритуально нерелевантными. Так в подобных, казалось бы мелочах, проявлялся протест против захватчиков.
До наших дней сохранилось около двадцати ширм «Солнце, Луна и пять пиков», также этот символ власти правителя изображен на купюре номиналом 10 тысяч вон.