Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Креветки Ци Байши: путь к природному идеалу

Оглавление

Ци Байши – один из самых известных китайских художников XX века. Он работал в разных жанрах. Наиболее известные работы относятся к «Цветам и птицам», а также «Травам и насекомым».

Однако сегодня мы обратимся к сюжету, который до Ци Байши не был принят в китайском искусстве – это изображение креветок. Для многих они стали символом его творчества, хотя сам художник удивлялся этому, о чем можно судить по надписи на свитке, подаренном Ху Пэйхэну: «Мне уже 78 лет, но я часто слышу, как говорят, что я умею рисовать одних креветок. Как это несправедливо!»

Креветки Ци Байши
Креветки Ци Байши

Почему Ци Байши начал рисовать креветок

Тема «креветок» связана с детскими воспоминаниями. Художник рассказывал:

Приятель однажды спросил меня: “Как научиться рисовать креветок так же убедительно?” – Я ответил: “У нас во дворе был пруд с такой чистой водой, что было видно дно. Я часто наблюдал за креветками, за их бесконечными передвижениями. Секрет не только в умении достигнуть сходства”
Креветка Ци Байши
Креветка Ци Байши

Поиски идеала

Чтобы прийти к совершенству, художнику понадобились годы практики. «Креветки» Ци Байши постепенно менялись: от первых, схематичных, до предельно простых и изящных.

Креветки Ци Байши
Креветки Ци Байши

На одном из свитков, хранящихся в Пекинской Академии художеств мастер оставил надпись:

Я уже несколько раз менял манеру изображения креветок. Поначалу было отдаленно похоже. Первый раз поменял – получились как живые, еще раз поменял – стал различать светлый и темный тона туши. Этот рисунок – третье преобразование

А на другом свитке появляется следующая фраза:

Я уже четыре раза менял манеру рисования креветок. Это пятый

Ци Байши понадобилось много лет, чтобы прийти к манере, которая устроила бы его самого:

Рыбы и креветки носят меч на спине. Все мои попытки рисовать рыб и креветок на протяжении 60 лет были похожи на заточку меча

Мастер всегда писал с натуры. Он полагался только на то, что видел своими глазами. Кроме того, как говорил сам художник, он рисовал каждый день, не пропуская ни одного дня. Такая кропотливая работа позволила Ци Байши создать огромное наследие и достичь того, к чему он так стремился.

Идеальная креветка

Именно «креветки» стали подлинным свидетельством художественного пути Ци Байши. В них соединились его наблюдательность, любовь к природе и стремление к лаконичности формы. Художник много лет искал способ передать прозрачность крошечных существ, подвижность их усиков и лапок, игру света на панцире. Он постепенно отказался от лишних деталей, оставив лишь несколько энергичных мазков туши, которые создают впечатление живого движения.

Его «креветки» будто оживают на бумаге: одни прозрачные и легкие, словно сотканные из воды и воздуха, другие – насыщенные, с четкой пластикой.

Постепенно этот простой мотив перестал быть всего лишь этюдом из жизни и превратился в символ энергии и гармонии природы.

Читайте также:

Еда
6,93 млн интересуются