Найти в Дзене
киНоНостальгия

Ослепительно красивый эстетский эпик о древнем Египте из социалистической Польши. "Фараон" (1966).

Я регулярно вспоминаю о "фильмах производства социалистических стран", пишу о них с ностальгией и легкой грустью. Не устаю повторять, что для моего поколения кинопродукция из Венгрии, ГДР, Польши, Югославии, Румынии, Чехословакии много лет была неотъемлемой частью репертуара. Кино, которого больше не будет - так я определяю это явление: в большинстве бывших соцстран сейчас киноиндустрия находится далеко не в процветающем состоянии, а иных стран и вовсе уже не существует.

Польская кинематография в соцлагере стояла несколько особняком. Я думаю, потому, что наряду с советской была наиболее признанной в мире. Режиссеры из Польши - Анджей Вайда, Роман Полански, Войцех Хас, Кшиштоф Занусси, Агнешка Холланд и другие - были обласканы критикой, получали самые престижные награды, многие из них легко адаптировались к работе в Западной Европе и Америке.

-2

Одним из фирменных "блюд" польского кино были эпические экранизации национальной классической литературы. В советский период Александр Форд снял "Крестоносцев", Анджей Вайда - "Пепел", Ежи Гоффман - "Пана Володыевского " и "Потоп".

Еще один выдающийся польский мастер Ежи Кавалерович замахнулся на роман Болеслава Пруса "Фараон" (Faraon). Это был настоящий вызов: где Польша и где жаркий Египет с пустынями, пальмами, пирамидами и величественными древними храмами? Трудности не испугали Кавалеровича, и результатом его сложного предприятия стал не просто масштабный исторический блокбастер, а настоящее произведение искусства, эстетически изысканный фильм, чья визуальная красота поражает и по сей день, несмотря на почтенный, без году шестидесятилетний возраст.

Производство "Фараона" само по себе - проект почти эпического размаха. В 1962-м году на студии в Лодзи начались подготовительные работы - кропотливое исследование жизни древнего Египта, быта, одежды, повседневных реалий. Попутно планировался съемочный процесс. Понятно, что даже при солидном государственном финансировании социалистической Польши отправить целую киногруппу в многомесячную экспедицию непосредственно в Египет не представлялось возможным ни логистически, ни финансово. Пришлось искать другие пути, и они нашлись.

В Лодзи были сконструированы масштабные декорации для интерьерных сцен: дворец фараонов, храмы, лабиринт, подземелья. Эти декорации впечатляют не только красотой, но и ощущением аутентичности. Ни в одном кадре не возникает мысли о павильонной съемке, картонных стенах и скульптурах из папье-маше, настолько мастерски поработали художники, декораторы, бутафоры и рабочие.

Для одной не очень длинной сцены на верфи в Варшаве была построена полноразмерная реплика египетского корабля по изображениям давностью в четыре тысячи лет, а на одном из озер летом был насыпан искусственный островок, высажены пальмы и лотосы. Все для того, чтобы единственный эпизод на "Ниле" выглядел убедительно и натурально.

Рациональное решение нашлось и для многочисленных натурных сцен в пустыне. Коллегам из социалистической Польши помогли коллеги из СССР. Съемочная группа из Лодзи провела пять месяцев в пустыне Кызылкум на территории советского Узбекистана.

Друзьям по соцлагерю был создан режим наибольшего благоприятствия, включая подбор сотен статистов для массовых сцен. В отличие от советского правительства природа Средней Азии не была настроена на сотрудничество. Съемки велись при изнуряющей жаре около пятидесяти градусов, камеры и пленку приходилось постоянно оберегать от перегрева. Затрудняли процесс пыльные вихри, а также присутствие ядовитых змей и пауков.

Только незначительная часть съемок эпика о древнем Египте пришлась на подлинные локации. Забавно, что кадры с аутентичными пейзажами оказались наименее эффективными с точки зрения полезного метража - толпы туристов и руинированное состояние большинства объектов сильно затруднили выбор дублей, пригодных для финального монтажа. Зато оказались крайне полезными египетские консультанты, оказавшие польским кинематографистам неоценимую помощь в работе над костюмами и деталями древнего быта.

По окончании просмотра "Фараона" поражает то, насколько материалы, снятые на трех континентах - в Европе, Азии и Африке - идеально сложились в визуально цельное произведение. Фильм снимался почти шестьдесят лет назад, задолго до появления компьютерной цветокоррекции, и схалтурь, ошибись операторская группа - кадры, снятые за тысячи километров друг от друга, не склеились бы в безупречное единое кинополотно.

Впечатляет художественное решение "Фараона" и выбором цветовой палитры экранного изображения. Кавалерович, его оператор и художники пошли наперекор тогдашним стандартам. Авторы исторических "колоссов" тех времен старались сделать свои дорогостоящие эпики максимально яркими, насыщенными по цветам. Продюсеры рассуждали здраво: зрители платят за красочное зрелище, так дайте им кадры поярче!

Кавалеровичу повезло работать без диктата продюсеров, и режиссер-эстет решил снимать "Фараона" в сдержанной, "пустынной" гамме: бледная голубизна неба, пыль, песок, всевозможные оттенки желтого, охристого, золотистого. Яркие пятна появляются только в нескольких эпизодах, посвященных придворным и религиозным ритуалам, контраст выжженной солнцем пустыни и блеска дворцовой роскоши выглядит очень эффектно.

Не принижая достоинства почтенной литературной классики, все-таки рискну сказать, что если свести "Фараона" к чисто сюжетной фабуле, то этот эпический роман (и, соответственно, фильм) напоминает увлекательный исторический триллер.

Рамсес, молодой наследник престола, мечтает реформировать Египет. Ему ненавистны жрецы, их неограниченное влияние и богатство. Верховный жрец Херихор воплощает власть жреческой касты, противостояние Рамсеса и Херихора образует сюжетную основу романа и фильма. Рамсес планирует опереться на преданных ему воинов. На стороне жрецов - опыт, знание человеческой натуры, умение плести интриги и подкупать людей. К тому же жрецы тайно готовят двойника Рамсеса, чтобы в нужный момент убить и подменить строптивого наследника послушной креатурой.

Помимо противостояния Рамсеса и жрецов сюжет "Фараона" оживляют непростые отношения Рамсеса с женщинами. Вызывая всеобщее недовольство, Рамсес влюбляется в красивую еврейку Сару и через нее начинает общаться с представителями "рабского" народа. Несмотря на рождение ребенка от Сары, Рамсес охладевает к ней и переключается на соблазнительную жрицу Каму, а потом, не найдя счастья и удовлетворения ни с одной из них, без особой страсти соблазняет красавицу Хеброн, кажется, просто для того, чтобы отвлечься и развлечься.

Кстати, при знакомстве с "Фараоном" приятный сюрприз ожидает поклонников "Иронии судьбы". Дело в том, что сексапильную Каму играет любимая новогодняя учительница советских и российских зрителей - Барбара Брыльска. Лично мне было очень любопытно увидеть "Надю Шевелеву" на десяток лет моложе и в весьма откровенных нарядах.

"Фараон" пользовался огромным успехом - на него было продано более семи миллионов билетов, что до сих пор сохраняет за фильмом Кавалеровича место в списке кассовых чемпионов польского проката.

"Фараон" номинировался на "Оскар" в категории лучшего иностранного фильма и участвовал в официальном конкурсе каннского фестиваля. Известный синефил Мартин Скорсезе включил "Фараон" в число шедевров польского кино, отобранных для цифровой реставрации.

Большой популярностью пользовался "Фараон" в СССР. В конце 80-х, через двадцать лет после выхода, его еще можно было посмотреть в советских кинотеатрах, что я и сделал, будучи еще совсем молодым человеком.

Сегодня кого-то может смутить неторопливый, медитативный ритм "Фараона". Кавалерович не старался акцентировать приключенческий аспект интриги, не педалировал мелодраматические эмоции в отношениях Рамсеса с Сарой, Камой и Хеброн, не нагонял саспенс.

"Фараон" отличает холодноватое совершенство визуального шедевра, тщательный перфекционизм авторов. Меня во время повторного просмотра поразило, насколько не устарела изобразительная эстетика фильма, насколько современно смотрится художественный подход Кавалеровича.

Снимай "Фараона" сегодня, он наверняка выглядел бы совсем по-другому. Компьютерные панорамы, съемки героев на фоне хромакея, гигантские массовки из размноженных с помощью графики виртуальных статистов. Развитие кино-технологии - процесс естественный, отрицать прогресс бессмысленно.

Тем более приятно, что по контрасту сегодня нам доступны такие винтажные "ламповые" фильмы, как "Фараон". Особенно когда ими можно наслаждаться в отменном HD качестве вместо поцарапанной, выцветшей от многочисленных показов пленки "Свема".

"Фараон" - яркий пример эпического кино, каким его уже не снимают. На мой взгляд, пример живой. В английском такие произведения называют - timeless, то есть - вне времени, нестареющие. Настоящие фараоны дошли до нас исключительно в виде мумий. "Фараон" Кавалеровича и сегодня выглядит свежим, современным, реальным, изысканным. Смотришь его и чувствуешь жар солнца на коже, скрип песка на зубах, дуновение знойного ветра.

Не зря экспедиция провела пять месяцев в далекой узбекской пустыне, отгоняя змей и пауков.

-17