Найти в Дзене
Smapse News: Образование и наука

Как побороть нервные «школьные» привычки: если ребенок грызет ручки, рвет тетрадки и черкается в учебниках

Оглавление

Почти каждый родитель хоть раз замечал за ребенком странные привычки: кто-то постоянно «жует» ручки или карандаши, кто-то рвет тетради, кто-то грызет ногти... С первого взгляда кажется, что это просто «нервные тики» или баловство, но на самом деле такие действия — способ выразить сильные эмоции, с которыми ребенок пока не умеет справляться.

Дорогие друзья! Если вам нравится то, что я делаю, и вы хотите поддержать мой проект, буду очень благодарен за любой вклад. Вы можете сделать донат по ссылке. Спасибо за вашу поддержку и вдохновение!

Что скрывается за этой привычкой?

Когда ребенок рвет тетрадь, ломает карандаш или сгрызает колпачок ручки, он не хочет вас злить или намеренно испортить вещи — так проявляется внутреннее напряжение. В детском возрасте эмоции бурные, но еще не осознанные, а слов, чтобы описать страх, злость или тревогу, может просто не хватать. Психологи называют такие проявления поведенческими маркерами. Они показывают, что ребенок переживает сильные чувства и не знает, куда их деть.

· Если ребенок грызет ручку во время урока или выполнения домашних заданий, это часто сигнал скуки, тревоги или стресса.

· Если он рвет тетради, особенно в моменты, когда что-то не получается, это может быть проявлением злости на себя, раздражения, беспомощности.

Иногда эти привычки становятся навязчивыми. Если к ним добавляются перепады настроения, раздражительность, нарушения сна, страхи, стоит задуматься — возможно, речь идет не просто о вредной привычке, а о невротическом состоянии, и лучше показать ребенка специалисту.

Попробуйте посмотреть шире. Если страдают школьные принадлежности, скорее всего, источник тревоги связан с учебой. Может быть, ребенку трудно справляться с заданиями, он боится получить плохую оценку, испытывает давление или неуверенность? Иногда проблема кроется не в самой школе, а в отношениях с одноклассниками или учителем, в перегрузке кружками, в нехватке отдыха. Бывает, что тревогу усиливают события в семье — конфликты, переезд, нехватка внимания родителей.

Важно не ругать, а понять, что именно вызывает у ребенка такую реакцию. Это первый шаг к решению.

-2

Как помочь ребенку

1. Говорите, а не оценивайте

Не стоит сразу отчитывать: «Опять все порвал!» или «Ты что, не можешь себя контролировать?». Лучше поговорить спокойно. Скажите: «Я вижу, что тебе тяжело — расскажи, что случилось». Иногда ребенок и сам не понимает, почему его поведение вызывает тревогу. Ваша задача — помочь ему это осознать.

2. Используйте прием «контейнирования»

Это метод, который психологи советуют родителям в эмоционально сложных ситуациях. Его суть — отражать чувства ребенка без оценки и раздражения, например:

  • «Ты злишься, потому что у тебя не получилось решить задачу»,
  • «Я понимаю, что тебе обидно, что учитель поставил замечание».

Когда взрослый спокойно называет эмоцию, ребенок учится распознавать и проживать свои чувства, а не подавлять их или выражать разрушительным способом.

3. Дайте безопасный выход эмоциям

Разрывать тетради — не лучший способ снимать напряжение, но потребность в физическом выражении чувств у детей естественна. Предложите альтернативы:

  • порвать старые газеты, а не школьные тетради,
  • сжимать антистресс-игрушку,
  • топать ногами, попрыгать, покричать в подушку,
  • нарисовать то, что тревожит,
  • сделать дыхательные упражнения: глубокий вдох, длинный выдох.

Смысл в том, чтобы показать: злиться можно, а разрушать — нет.

-3

4. Включайте позитивное подкрепление

Когда ребенок справился с эмоциями и не порвал тетрадь — обязательно заметьте и похвалите. Даже если это мелочь: «Я видела, что ты сегодня очень нервничал, но не порвал страницу — это круто, ты смог себя остановить».

Можно поощрить малыша символически — красивой ручкой, новой тетрадью с любимыми героями. Такие вещи будут вызывать положительные ассоциации, и, возможно, ему просто станет жалко их портить.

5. Пересмотрите нагрузку

Если привычка не уходит, посмотрите на общий ритм жизни ребенка. Иногда проблема не в поведении, а в перегрузке и усталости. Стоит снизить требования, дать больше времени на отдых, игры, прогулки: дети, у которых есть возможность расслабиться, легче справляются со стрессом.

6. Учитесь распознавать эмоции вместе

Покажите личный пример — рассказывайте, что и взрослые злятся, переживают, но находят способы справляться: «Сегодня я тоже расстроилась на работе, поэтому пришлось пройтись пешком, чтобы успокоиться». Ребенок увидит, что эмоции — это не «плохо», а естественная часть жизни, главное — уметь с ними обращаться.

Когда стоит обратиться к специалисту

Если привычка становится навязчивой, ребенок грызет все подряд, появляется тревожность, нарушения сна, жалобы на боли в животе или головные боли — это повод записаться к психологу или неврологу. Иногда за такими проявлениями стоят внутренние конфликты, с которыми ребенку трудно справиться самому.

-4

Главное — не ругать, а поддерживать

Ребенок, который рвет тетради и грызет ручки, — не «невоспитанный», а эмоционально перегруженный. И ему нужна не критика, а понимание. Ваша задача как родителя — стать для него «тихой гаванью», где можно чувствовать себя в безопасности, не боясь быть осужденным. Проявив терпение и участие, вы не только избавите ребенка от тревожной привычки, но и поможете ему научиться выражать эмоции словами, а не действиями. А это навык, который пригодится на всю жизнь!

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также: