Найти в Дзене
OVERCLOCKERS.RU

10 особенностей ПК-гейминга нулевых годов, по которым вы точно не будете скучать

Оглавление

Наш разум устроен так, что старается запомнить самые хорошие моменты прошлого, а вот мелкие неприятности или ежедневная рутина быстро забываются. Это касается и ПК-гейминга, вспоминая прошлое, мы помним только замечательные игры, которые, конечно же, были намного лучше, чем современные. Ведь раньше «трава была зеленее», плюс эмоции от игры на ПК у многих геймеров еще не притупились, а выход каждой игровой новинки был событием.

Но если абстрагироваться от ностальгии и вспомнить не только игры, но и сами компьютеры нулевых годов, их периферию и те проблемы, что сопутствовали ПК-геймингу тех лет, то я вас уверяю, особо скучать по ним вы не будете. И сегодня мы вспомним самые раздражающие и бесящие особенности ПК-гейминга тех лет, которые сегодня забыты как страшный сон.

Мышь с шариком

-2

Купив свой первый компьютер в самом начале нулевых годов, я уже через несколько дней заметил, что новая мышка стала плохо работать — курсор прыгал и останавливался, а перемещать ее по коврику стало труднее. Так я приобщился к обязательному ритуалу тех лет — разборке мыши и очистке ее шарика и валиков, которые он вращал. Дело это было не очень приятное, но в те годы казалось само собой разумеющимся, так как оптические мышки с диодами стоили довольно дорого, а лазерных еще не было и в помине.

Хорошо хоть то, что для процесса чистки не нужно было разбирать мышку целиком, а достаточно было открыть фиксатор снизу и вынуть шарик. Но постоянно загрязнявшийся шарик настолько мешал играть, особенно в шутеры, что уже в 2003 году я разорился на оптическую мышку от Logitech, отдав за нее весьма приличную для тех лет сумму в 450 рублей.

CD-диски и приводы

-3

Сегодня мы покупаем и устанавливаем игры из магазинов Steam, GOG или Epic Games Store и это простой и автоматизированный процесс, который потребует от вас несколько кликов мышкой. Хотя его уже не назовешь быстрым, так как некоторые игры в размерах перевалили за 150 ГБ и скачать такой объем данных даже по интернет каналу в 100 мегабит займет весьма приличное время. В нулевые годы все было по-другому и главным носителем игр был CD-диск, за которым надо было сходить в магазин или на специализированный рынок, где их продавали прямо на улице, под навесами.

Объем CD-диска составлял всего 700 МБ и этого перестало хватать уже в самом начале нулевых годов, ведь многие игры уже тогда занимали два, три и даже четыре диска. И для установки игры вам надо было вставить в CD-привод первый диск, начать установку и менять диски по мере того, как установщик писал «вставьте диск номер N». CD-диски были не очень долговечными из-за плохой устойчивости к царапинам и дав установить игру другу, можно было спустя время обнаружить, что установить ее не удается из-за небольшой царапинки.

-4

Добавьте к этому еще и то, что некоторые игры требовали наличия CD-диск в приводе для запуска. Это вызвало расцвет таких программ эмуляторов CD и DVD, как DAEMON Tools или Alcohol 120%. Массовое распространение DVD-дисков с объемом 4.5 ГБ решило проблему малого объема, но в плане устойчивости к царапинам все осталось на том же уровне.

Защита от копирования StarForce

-5

Но настоящей головной болью для геймеров нулевых годов стала защита от копирования StarForce, которая вызывала немало проблем даже с лицензионными дисками, например, если у вас было сразу два CD-привода или если на диске, купленном за большие деньги, появлялась царпина. А уж про то, сколько проблем можно было получить, пытаясь обойти эту защиту, можно написать отдельный блог. Например, иногда требовалось физически отключить CD-привод для запуска игры.

«Промтовский» перевод игр

-6

В нулевых годах геймеры столкнулись с таким явлением, как машинный перевод игр. Суть его состояла в том, что весь текст игры закидывался в переводчик и без всяких правок вставлялся обратно в игру. Назывался такой перевод в те годы «Промтовский», по имени популярного переводчика PROMT. Этот перевод наверняка знаком вам по скриншотам из игры Grand Theft Auto: San Andreas, ставшими мемами. И если вам покажется, что это выглядит забавно, то представьте, как геймерам нулевых было тяжело понять то, что говорят персонажи и следить за поворотами сюжета.

-7

Но шутеры с таким переводом осилить можно было довольно легко, а вот я все лето 2006 года играл в сложную стратегию Heroes of Might and Magic V, переведенную таки образом, и это был тот еще квест. Понять некоторые слова было попросту невозможно и приходилось угадывать то, что скрывалось за этим переводом на самом деле. Приходилось даже устанавливать игру с английским переводом, смотреть на оригинальные названия, и потом переводить их вручную, со словарем. А вот пройти RPG The Elder Scrolls IV: Oblivion с таким переводом я уже не осилил, хотя пара моих друзей дошли в этой игре до финала.

Медленный интернет

-8

Многие геймеры уже забыли или даже вообще не застали интернет начала нулевых годов, который был ужасно медленным. Dial-up модемы тех лет, подключаемые по обычной телефонной линии, выдавали скорость 56.6 кбит/сек, а в реальности еще меньше. А чтобы получить доступ к интернету, нужно было купить карточку от провайдера с определенным временем доступа. Да, обычно учитывался не объем траффика, а время, которое вы проводили в интернете и с такой низкой скорость это было большой проблемой. Например, скачивание одной песни в формате MP3 могло занять около получаса.

А ведь ПК-геймеру нужно было еще скачать свежие драйвера на видеокарту (в те годы это было очень важно, особенно для видеокарт ATI), базы для антивируса, разные утилиты и патчи для игр. С dial-up модемом это было тяжело и выручали диски от журналов, особенно от «Игромании», на которых все это было и обновлялось каждый месяц. Эпоха dial-up интернета закончилась примерно в 2006-2007 году, когда по стране массово распространился ADSL-интернет.

ЭЛТ-мониторы

-9

Этот блог вы читаете с ЖК-экрана вашего монитора или смартфона, который наверняка еще и оборудован полезными фишками, снижающими усталость глаз, например, Flicker Free. В начале нулевых годов ЖК-мониторы стоили очень дорого, а матрицы у них были настолько медленными, что большинство геймеров предпочитали играть на ЭЛТ-мониторах. Типичная диагональ у них была 15 и 17 дюймов, а главной проблемой было мерцание экрана, которое сильно зависело от класса монитора.

Дешевые модели имели частоту обновления всего в 75 Гц и провести за таким монитором несколько часов было физически больно — в глаза как будто насыпали песка, а иногда были и головные боли. Модели подороже выдавали 85 или даже 100 Гц и это было гораздо комфортнее. Интересно, что тогда практиковался разгон мониторов для увеличения частоты развертки, и это было гораздо важнее, чем разогнать процессор. Например, мой монитор Samsung Samtron 55E выдавал при разрешении 800x600 85 Гц и это число удавалось довести до 95 Гц, что давало заметное увеличение комфорта для глаз.

Шум от компьютера

-10

В начале нулевых годов я не видел ни одного тихого компьютера, так как кулеры с теплотрубками стоили очень дорого, а блоки питания, распложенные сверху корпуса и вытягивающие воздух, оснащались довольно производительными вентиляторами. И стандартный компьютер тех лет был гораздо шумнее современных, даже бюджетных, так как функции остановки вентиляторов Fan Stop в простое еще не было.

Неудобные компьютерные столы

-11

Еще одна особенность ПК-гейминга нулевых годов — жутко неудобные компьютерные столы. Многие люди считали их обязательным аксессуаром и приобретали вместе с компьютером, а ведь гораздо удобнее было поставить ПК и монитор на обычный советский полированный стол, доставшийся от бабушки. Эргономика компьютерных столов тех лет была принесена в жертву компактности и монитор стоял очень высоко, вынуждая задирать голову. А клавиатура располагалась на специальной выдвижной полочке, которая прогибалась и пыталась уехать внутрь стола в самый неподходящий момент. Играть за таким столиком было самой настоящей пыткой.

Бюджетная акустика

-12

Еще, чем мне запомнились нулевые — это низкокачественные бюджетные колонки, которые приобретались «на сдачу» при покупке ПК. Звук у таких колонок был глухой и деревянный, без высоких и низких частот, и если в некоторых играх это было еще простительно, то вот для прослушивания музыки такие колонки не годились совершенно. Я промучился с подобными колонками около полугода, а потом привез с дачи древний советский «музыкальный центр» - «Мелодия-101-стерео» и после небольшого ремонта и распайки аудиокабеля получил на порядки более качественное звучание. А вот соседи этому были совсем не рады, так как часами слушать буханье выстрелов из Counter-Strike 1.6 и Quake III Arena это совсем не тоже самое, чем музыка, играющая за стеной.

Высокие цены комплектующих и малое число магазинов

-13

Сегодня, если вам нужна новенькая видеокарта GeForce RTX 5060, GeForce RTX 5060 Ti или процессор Ryzen 5 7500F, а то и весь игровой ПК в сборе, вы просто находите их по лучшей цене на сайтах магазинов или маркетплейсов и вам даже не нужно идти забирать их, все привезут домой. А вот в начале нулевых годов все было гораздо сложнее. В Москве уже были большие магазины с сайтами-каталогами, а вот в глубинке, даже в городах с населением под миллион человек, было только множество мелких магазинчиков, цены в которых можно было узнать из напечатанных на бумаге A4 прайсах.

И чтобы выбрать лучшую цену, нужно было обойти несколько магазинов, сравнить цены и только потом уже принимать решение о покупке. Причем если видеокарту по выгодной цене вы покупали в одном магазине, то процессор могли найти уже в другом, а материнскую плату - в третьем. В итоге покупка комплектующих и сборка ПК в те годы превращалась в квест, который мог занять у вас пару дней и даже больше.

-14

Прайс с сайта old-games.ru

В моем случае все было еще сложнее, так как в небольшом городке, в котором я жил, в начале нулевых годов вообще не было ни одного компьютерного магазина. И мне приходилось садиться на междугородный автобус и ехать за 120 км в ближайший большой город, чтобы там купить даже такие мелочи, как клавиатура, мышка или процессорный кулер.

Реклама. ООО «Яндекс Маркет», ИНН 9704254424

Итоги

Вот такие неприятные особенности ПК-гейминга нулевых годов наиболее сильно мне запомнились. И наверняка вы найдете, что еще можно добавить к этому списку. Но хотел бы я снова вернутся в то время и пройти все это заново? Скорее всего да, вернулся бы.

И в конце я, как обычно, предложу вам прочитать три моих последних блога:

Разбираемся, на основе какого процессора можно собрать игровой ПК с бюджетом в 25 000 рублей

10 худших видеокарт, покупки которых стоит избегать осенью 2025 года

11 выгодных видеокарт для игры на ПК без фанатизма – с ценой от 5000 до 26 000 рублей

Все блоги автора Zystax о компьютерах, играх и Windows.

📃 Читайте далее на сайте

-15

8 захватывающих RPG на ПК, на прохождение каждой из которых у меня ушло более двух месяцев

-16

Ретрообзор Sony PlayStation 5 — скучное поколение, которое быстро забудут

-17

Как я работал продавцом дисков - вспоминаю популярные вопросы покупателей

-18

Стартап Tin Can планирует вывести на рынок проводные телефоны для детей и поклонников ретро-техники