Города, в которых учились искусству правления османские шехзаде, были выбраны не просто так. Маниса находилась близко к Стамбулу, сюда отправляли наиболее желательного претендента, чтобы он после смерти отца успел первым приехать в столицу и короноваться султаном. Амасья прикрывала восточную границу, и здесь можно было познакомиться со многими народами Османской империи.
А чем же была важна Кютахья?
Как и многие города в западно-центральной части Турции, Кютахья была основана фригийцами более 3-х тысяч лет тому назад. Эти индоевропейские племена переселились из Южных Балкан в Малую Азию около 1,2 тысяч лет до н.э. в рамках миграций Катастрофы бронзового века.
Ими были заняты западные области Хеттской империи, которая с того времени перестала существовать, превратившись во множество мелких княжеств. Так и появилось древнее поселение, название которого на разных языках произносилось, как Коти, Котис, Котиэон, Котиэум, Котий или Кютахья. Предполагается, что оно происходит от фригийского слова, которое переводится, как «место жительства».
Котий множество раз менял своего хозяина. В 676-м году до н.э. он был захвачен воинственными киммерийцами, которые столетием ранее мигрировали в степную часть Анатолии. В дальнейшем в регионе доминировало государство Лидия, чей царь Крёз вошел в греческие легенды, как несравненный богач.
Лидийцев сменили персы, персов сменили македонцы и Селевкиды, затем здесь стали хозяевами римляне, и в составе их имении местные постепенно эллинизировались. В 11-м веке это был важный византийский город, имевший цитадель и обнесенный высокой стеной.
Тем не менее, после разгрома восточных римлян в знаменательном сражении при Манцикерте, город в 1071-м году был ненадолго захвачен мигрирующими сельджукскими племенами. Впрочем, почти сразу же был отбит и еще почти два столетия оставался под христианским правлением.
Около 1250-го года по воле сельджукского султана Рума в окрестностях Котия поселили кочевников-курдов, основателей бейлика (княжества) Гермиян. Впрочем, из-за постоянного притока новых племен, этот клан быстро тюркизировался. Город, чье название теперь произносился, как Кютахья, на следующие двести лет стал их столицей.
После распада Румского султаната именно Гермиян стал главным соперником Османского княжества, вскоре ставшего империей. В 1381-м году между двумя бейликами был заключен мир, скрепленный брачными узами. Шехзаде Баязид, будущий султан Баязид Молниеносный, взял в жены дочь правителя Гермияна прекрасную Девлетшах-хатун. Он получил Кютахью в качестве приданого, и стал здесь править в качестве наместника своего отца.
Впрочем, после победы над Османской империей в Ангорской битве 1402-го года, Тамерлан заново поделил Анатолию и восстановил многие исчезнувшие бейлики. Однако, уже через двадцать лет последний бей Гермияна завещал после смерти передать все свои владения в состав могущественного османского государства.
Нельзя сказать, что привыкшие к свободе тюркские племена с этим смирились. Ведь султаны из рода Османов опирались на оседлое население, а для кочевников постоянно закручивали гайки. Поэтому с 15-го века Кютахья стала обычным местом, куда отправлялись в качестве наместников османские шехзаде. Их главной задачей было присматривать за непокорными тюрками.
Тем не менее, в 16-17-х столетиях регион постоянно становился местом восстаний. В 1511-м году здесь взбунтовал народ религиозный лидер Шахкулу, назвавший себя рабом иранского шаха Исмаила. Через сто лет случились восстания Дели Хасана и Джелали. А в 19-м веке Кютахью ненадолго захватили поднявшие мятеж против Османской империи египтяне.
Тем не менее, быть здесь санджак-беем считалось очень престижным. В начале 16-го века сюда переселилась армянская община. Ее представителями было налажено производство декоративной плитки, которая хорошо продавалась в Стамбуле. Поэтому, в какой-то степени, Кютахья была покруче Манисы или Амасьи. В свое время здесь были губернаторами будущие султаны Баязид I, Селим II, Мурад III и многие шехзаде, кому не довелось стать султаном.
Керамическое производство было настолько важным для экономики города, что местные армяне были единственными, кто избежали депортации в 1915-м году. За них тогда заступились соседи-мусульмане, и потому армянская община сохранилась в городе до сих пор.