ИК-2 «Белый лебедь» - та самая, что забрала жизнь Салмана Радуева. Одна из самых суровых колоний в России. Что же скрывают многое на своем веку повидавшие ее белые стены?
Итак, расположен «Белый лебедь» в городе Соликамск Пермского края. Сидят тут осужденные пожизненно за самые тяжелые преступления. А ведь свою историю ИК-2, как и многие другие, из системы еще лагерей сталинского ГУЛАГа.
- Основана колония была в 1938-м году, как Усольлаг, - делится историк сталинских репрессий Александр Бузгалин. - Изначально тут сидели политические, в основном осужденные православные священники. Занималась лесозаготовками. С начала 1950-х тут стали появляться уже и уголовники, воры.
С начала 1980-х соликамскую колонию с суровым режимом начали использовать в качестве зоны для изоляции "перевоспитания" особо непокорных криминальных авторитетов.
- В 1980-м году зону возглавил генерал-майор внутренней службы Василий Сныцерев Василий Сныцерев. Именно он внедрил особые "прогрессивные" способы перевоспитания самых упорных авторитетов. По разным данным, эти способы помогли сломать около 130 особо опасных воров в законе. Правда, сотрудники ИК свои методы разглашать особо не любят...
Одним из самых известных пассажиров "Белого лебедя" в начале 1980-- стал знаменитый законник старой школы, король преступного мира СССР Владимир Бабушкин по кличке «Вася Бриллиант». Всего Вася провел в местах не столь отдаленных почти 35 лет своей жизни. Сидел во Владимирском централе, в лагерях Воркуты и Магадана. Но именно соликамская ИК-2 стала для него местом последнего заключения.
А в 1999-м ИК-2 «Белый лебедь» стала местом заточения "пыжиков" - пожизненно осужденных. По большей части, лидеров ОПГ, особо опасных бандитов.
- Радуева отправили сюда вовсе не случайно, - говорил Бузгалин. - Ибо как раз у «Белого лебедя» накопился богатый опыт перевоспитания мнивших себя первыми после Бога лидеров бандитских группировок любого масштаба. Например, воров в законе тут заставляли работать, сотрудничать с администрацией. После чего они навсегда теряли свой уголовный авторитет.
Кстати, до сих пор неизвестно почему именно колонию назвали «Белый лебедь». Но именно фигура этой распростершей объятия белокрылой птицы украшает въезд на зону.
- Название придумали либо сами же сидельцы, что ассоциировали белые стены зоны с последним «причалом» жизни, с «лебединой песней» и образом одиночества белого лебедя, навеки потерявшего свою пару, - говорит исследователь Владимир Семенов. - Есть и мнение, что название может быть связано с местной пермской мифологией, где лебедь забирает человеческий души на тот свет.
Сегодня под крылом "Белого лебедя" томится свыше 300 особо опасных преступников. Включая например трижды (sic!) пожизненно приговоренного террориста Али "Магаса" Тазиева из Ингушетии.
Здесь же сидит на ПЖ и другой кавказский бандит - экс-боксер из Грузии Паата Гвасалия, некогда со своими людьми державший в страхе почти весь Петропавловск-Камчатский.
Пассажиры тут сидят по 2-3 человека в камере. На двери каждой камеры видна крупная карточка-досье с точным указанием богатого списка злодеяний каждого сидельца. Чтоб охрана точно знала, с кем дело имеет. Не испытывала ни грамма жалости и всегда была начеку.
- В колонии есть своя церковь с приходящим батюшкой, библиотека. Общаться со внешним миром сидельцы почти не могут. Имеют право по желанию лишь на полуторачасовую прогулку во внутреннем дворике площадью около 12 квадратных метров. Раз в неделю по пятницам - баня.
Но в случае примерного поведения спустя 10 лет здешние сидельцы могут рассчитывать на некоторое облегчение режима. Например, могут получить право иногда видеться с родственниками, слушать радио и смотреть дозволенные передачи на ТВ, даже учиться дистанционно. А главное - могут получить возможность работать, шить рукавицы или униформу, изготовлять мебель. О чем только и мечтают сходящие с ума в четырех бетонных стенах местные сидельцы.
- Побег из колонии просто невозможен - территорию охраняют вооруженные охранники с полсотней натасканных собак. Кругом мощные заграждения, колючая проволока, системы видеонаблюдения.