Найти в Дзене
ЧС ИНФО

«Дочки-матери: Наталия и Роксана Сац». Книжный обзор

Красавица, умница и музыкально одарённая Наташа Сац с пятнадцатилетнего возраста на руководящих, связанных с музыкой, постах. В 1918 году она заведует детским сектором «теамузсекции» Моссовета. В этом же 18-ом году по инициативе Наташи (или уже надо называть её Наталией Ильиничной?) был создан первый репертуарный театр для детей – Детский театр Моссовета. С восемнадцати лет она директор и худрук Московского театра для детей.

Она стала первопроходцем в деле пропаганды музыкального искусства для детей. Родоначальником шести театров в дальнейшем, главными детищами из которых стали Московский театр для детей и Московский детский музыкальный театр. Работам Наталии Ильиничны рукоплескали не только юные зрители на симфонических концертах и детских музыкальных спектаклях – её оперные постановки с успехом шли в театрах Берлина и Буэнос-Айреса.

Яркая личность, никогда не сидящая без дела, всегда полная творческих планов, узнаваемая на улицах столицы – разве могла она предположить, что когда-нибудь окажется по другую сторону советской реальности. Станет «ЧСИР-ом» – с клеймом этой печально известной аббревиатуры мало кто избежал сталинских лагерей. С 1937 года и до весны 1942-го Наталия Ильинична «работала» на других подмостках. А впрочем, и кавычки здесь лишние. Были и подмостки, были спектакли, нашлись и талантливые актеры, не подозревающие за собой до встречи с Маэстро (с Королевой, как называли её в этих местах) никаких особых талантов, кроме как криминальных. Дочь Роксана, приехавшая вместе с бабушкой на свидание с матерью, пишет, что это были в основном уголовники, осужденные за бандитизм и хулиганство: «Но глядя на них на репетиции, видя, как радостно-благоговейно выполняют они все её указания, как предупредительно внимательны к бабушке и ко мне, не только не могла их себе представить совершающими тяжкие преступления, но и попросту невежливыми». Вот она, сила искусства, ведущая на путь исправления – пусть даже в рамках одной театральной постановки! Но человек, в котором хоть раз проснулась искра творческой радости, осмысление воздействия своей игры на зрителей – уже не останется прежним. Во всяком случае, хочется в это верить.

Дочь Наталии Ильиничны, Роксана, связавшая свою жизнь с работой матери, написала пронзительные по своей искренности воспоминания о детстве и взрослении, о жизни с родителями и в детском доме. О времени, расколовшемся на две части – ДО и ПОСЛЕ. Как страшно ей было ехать на свидание с матерью в лагерь, представляя, как могла измениться её красавица-мама. Однако энергия и талант организатора Наталии Ильиничны помогли ей выжить и в тех условиях. Не просто создать театральную труппу, но и увлечь своими идеями многих, дать возможность хоть на время прикоснуться к высокому искусству. И преподать урок испуганной дочери, что важнее «видеть в людях их суть, а не только внешнее. Почти к каждому можно подобрать золотой ключик, который откроет в нем лучшее». И никогда не терять веры в людей, даже когда становишься жертвой чего-то непонятного и страшного. Наталия Ильинична выстояла в тех условиях, вышла полной новых замыслов и планов. Живой, по-прежнему красивой, но абсолютно седой.

Не получив после пятилетнего срока разрешения вернуться в Москву ( всё ещё закрытую в конце 1942 года для свободного въезда – не только для бывших заключенных), Сац принимает решение отправиться в Алма-Ату, где в эвакуации находились многие московские театры. И здесь, уже с детьми, начинается еще одна страница жизни этого талантливого организатора и энтузиаста. В 1945 году усилиями Наталии Ильиничны в столице Казахстана открывается Алма-Атинский театр юного зрителя. Она возглавляет этот театр до своего возвращения в Москву в 1958 году. Сегодня это Государственный академический русский театр для детей и юношества им. Н. Сац.

-2

Свою книгу воспоминаний Наталия Сац назвала «путешествием по эпизодам одной жизни, с остановками около интересных людей», а Роксана Сац дополнила воспоминания матери не только сценами военного детства, но и жизнью театра сегодня – Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н. И. Сац. Театра, где юные зрители нового века так же верят в Синюю Птицу, как их мамы и бабушки.

Наталья Трегуб,

заведующая библиотекой Новосибирского Дома ученых