Найти в Дзене

Найдите самую неправдоподобную деталь на картине Вермеера «Аллегория живописи».

Ян Вермеер славится своей реалистичностью. Его картина «Аллегория живописи» — не исключение. Мы видим идеально созданную иллюзию глубину за счёт клетчатого пола. Освещение предметов просто бесподобное, как будто это фотография. Но одна вещь в этой комнате абсолютно неправдоподобная! Люстра. Сама по себе она очень фотографичная. Художнику удалось передать её объем, а также блеск от света из окна. Смотрите фрагмент в комментариях. Но тем не менее, это самая нереалистичная вещь на картине. Так как она буквально парит в воздухе! Мы видим, что она должна была крепиться к потолку. Для этого у неё есть кольцо. Но никакого крепления там нет. Ничего ее не удерживает там. В реальности она бы уже упала на пол. Но у Вермеера она парит в воздухе. Давайте посмотрим, как она должна была крепиться. Мы можем найти точно такую же люстру на картине другого голландского художника Гарарда тер Борха. Покажу Вам ее поближе. К потолку прибито специальное бронзовое крепление. Но у Вермеера ничего подобного
Ян Вермеер. Аллегория живописи. 1668. Музей истории искусств.
Ян Вермеер. Аллегория живописи. 1668. Музей истории искусств.

Ян Вермеер славится своей реалистичностью. Его картина «Аллегория живописи» — не исключение.

Мы видим идеально созданную иллюзию глубину за счёт клетчатого пола. Освещение предметов просто бесподобное, как будто это фотография.

Но одна вещь в этой комнате абсолютно неправдоподобная! Люстра.

Сама по себе она очень фотографичная. Художнику удалось передать её объем, а также блеск от света из окна. Смотрите фрагмент в комментариях.

Но тем не менее, это самая нереалистичная вещь на картине. Так как она буквально парит в воздухе!

Мы видим, что она должна была крепиться к потолку. Для этого у неё есть кольцо.

Но никакого крепления там нет. Ничего ее не удерживает там. В реальности она бы уже упала на пол. Но у Вермеера она парит в воздухе.

-2

Давайте посмотрим, как она должна была крепиться.

Мы можем найти точно такую же люстру на картине другого голландского художника Гарарда тер Борха.

Герард Тер Борх. Дама, читающая письмо. 1662. Королевская коллекция в Лондоне.
Герард Тер Борх. Дама, читающая письмо. 1662. Королевская коллекция в Лондоне.

Покажу Вам ее поближе. К потолку прибито специальное бронзовое крепление.

-4

Но у Вермеера ничего подобного нет! Люстра словно парит в воздухе.

Исследователи ничего об этом не пишут. Как будто так и должно быть.

Однако они пишут о лавровом венке, который пострадал из-за неудачных домузейных реставраций.

Когда картина была в частных руках, подобные реставрации могли быть грубыми и непрофессиональными. И, как следствие, счищались целые слои краски.

По этой причине зеленый лавровый венок на голове модели стал синим. Так как слой желтой краски был стерт.

-5

Можно быть, такие горе-реставраторы и крепление счистили?

Звучит правдоподобно. Но неужели бронзовое крепление было создано лишь одним слоем краски? И почему не осталось вообще никакого следа?

Следы реставрационных «прегрешений» обычно заметны. Видите, некоторые листья в венке всё ещё зелёные?

Даже если бы крепление повредилось, часть кольца тоже могла пострадать. Но кольцо написано очень чётко.

-6

Поэтому напрашивается другое объяснение. Вермеер, возможно, намеренно оставил люстру висящей в воздухе без опоры. Это могло быть способом подчеркнуть: искусство, особенно живопись, — результат высших проявлений человеческой души. Через творчество мы взмываем вверх и приближаемся к Богу.

И это — часть послания Вермеера своим потомкам.

Да, эта картина — рассказ о том, как художник понимал живопись.Для него это умение из плоского холста и красок создать невероятное изображение. Недаром он показал столько фактур. Тут и дерево, и металл, и гипс (маска на столе), и бумага, и ткань. А ещё живопись способна из простой девушки сделать божественное существо. И вообще приближает нас к Богу.

***

Подписывайтесь на мой канал в Дзен вот здесь.

Если Вы хотите по-настоящему разбираться в живописи, я могу также отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. 15 уроков, а также онлайн-тест: