Ранее на канале была статья, посвященная довольно удачному легкому чешскому танку Pz.38 (t). Не менее удачной и даже более знаменитой стала САУ на его основе, о которой в комментариях даже просили рассказать подробнее. Что ж, объект действительно примечательный, поэтому традиционная рубрика про технику на канале сегодня посвящена ему, чешско-немецкому истребителю танков «Хетцер».
Немного истории создания
В середине 1943 года стало ясно, что Вермахт нуждается в большом количестве легких, но хорошо бронированных САУ. Это объяснялось появлением у противников Германии новых танков, лучше бронированных и вооруженных, а существующие противотанковые САУ имели очень слабое бронирование. Требовалась новая, хорошо бронированная компактная самоходная установка — истребитель танков.
При этом собственное производство с этой задачей явно не справлялось. В ноябре 1943 года англо-американская авиация подвергла мошной и весьма успешной бомбардировке берлинский завод фирмы Alkett. В результате этого авиаудара были серьезно повреждены цеха и оборудование крупнейшего производителя штурмовых орудий — основного противотанкового средства танковых и моторизованных соединений Вермахта. План производства штурмовых орудий на 1944 год оказался под угрозой срыва.
Тогда специалисты из Управления вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) обратили свой взор на пражский завод ВММ. Там в свою очередь вспомнили о разработанном фирмой ВММ еще в августе — сентябре 1943 года эскизном проекте САУ нового типа — StuG nA — «штурмовом орудии нового образца». Тогда он особого интереса у военных не вызвал, теперь на завод поступил срочный заказ — закончить проект в весьма сжатые сроки.
17 декабря 1943 года военных ознакомили с проектной документацией новой боевой машины. В основу ее конструкции были положены агрегаты как серийного танка Pz.38 (t), так и опытного образца разведывательного танка TNHnA, в качестве орудия взяли противотанковую 75-мм пушку Рак 39. К 24 января 1944 года был изготовлен полноразмерный деревянный макет САУ и вскоре Управление вооружений заказало два прототипа, присвоив самоходке традиционно длинное название «Штурмовое орудие нового типа с 75-мм пушкой Рак 39 на шасси Pz.38 (t)». Что касается танковых войск, то там самоходке присвоили более краткое наименование Leichte Panzeijager 38 (t) — «легкий истребитель танков на шасси Pz.38 (t). Эта чехарда названий завершилась в ноябре 1944 года присвоением новой самоходке наименования Jagdpanzer 38 (танк- истребитель) и кода Sd.Kfz. 138/2. Наконец, 4 декабря 1944 года приказом Гитлера машине было присвоено название Hetzer («хетцер») — егерь, псарь, поскольку «хетце» — это травля, то есть псовая охота.
Конструкция по форме «блохи»
Первый прототип новой самоходки был изготовлен в марте 1944 года. Довольно новаторским было решение использовать следующую компоновку: безбашенная машина с размещением вооружения в лобовом листе корпуса. Корпус выполнялся полностью сварным с большими углами наклона броневых листов. Так верхний лобовой лист корпуса, имевший толщину 60 мм, был наклонен под углом 60°, 40-мм нижний лобовой лист имел наклон в 40°. Бортовые листы, толщина которых не превышала 20 мм, располагались под углом 15°. Такой же толщины кормовой лист — под углом 40°. В отличие от всех предшествующих боевых машин чехословацкой конструкции, место механика-водителя САУ «Хетцер» находилось слева от продольной оси машины. За ним размещались наводчик и заряжающий, а место командира машины находилось у правого борта боевого отделения. Для посадки экипажа в крыше корпуса, которая выполнялась съемной и крепилась к бортам и лобовому листу с помощью болтов, имелись два люка, закрывавшихся двухстворчатой и одностворчатой крышками. Первый предназначался для посадки механика-водителя, наводчика и заряжающего, второй — командира.
Как уже упоминалось выше, в качестве основного вооружения на «Хетцере» применялась 75-мм противотанковая пушка Рак 39/2 с длиной ствола 48 калибров. Она устанавливалась в узкой амбразуре лобового листа корпуса несколько правее продольной оси машины. Малые размеры боевого отделения при достаточно массивном казеннике пушки, а также несимметричная установка ее в боевом отделении привели к тому, что углы наведения орудия вправо и влево не совпадали (5° влево и до 10° вправо). Вертикальная наводка была возможна в пределах от — 6° до +12°.
Надо сказать, что впервые в немецком и чехословацком танкостроении такое достаточно крупногабаритное орудие удалось вписать в столь маленькое боевое отделение. Эго стало возможным благодаря применению специальной карданной рамки вместо традиционного орудийного станка., которая вызывала доверия у военных. Однако, после изучения захваченных летом — осенью 1943 года советских САУ СУ-85 и СУ-152, орудия которых устанавливались в рамках, немецкое командование поверило в работоспособность подобной конструкции.
Поскольку носовая часть «Хетцера» оказалась сильно перегруженной (пустая САУ имела уклон на нос, приводивший к проседанию передней части до 8—10 см относительно кормы), конструкторы попытались облегчить ее. Для этого, в частности, у серийных машин ранних выпусков несколько обрезали качающуюся бронировку орудия снизу и с боков, а затем еще и усилили подвеску передних опорных катков.
Оборонительный пулемет MG 42 размещался на крыше САУ перед левым люком на установке Rumdumfeuer и был прикрыт уголковым щитком. Огонь из него вел заряжающий.
Боекомплект пушки состоял из 40—41 выстрела, пулемета — из 1200 патронов.
В силовом отделении «Хетцера» устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный чешский двигатель жидкостного охлаждения Praga АЕ мощностью 160л. с. при 2600 об/мин. Использование этого мотора повлекло за собой изменения в системе выхлопа. В отличие от двигателя Praga ЕРА, который устанавливался на танках Pz.38 (t), на этом моторе выхлопной коллектор выводился вверх через крышу силового отделения САУ, а не через кормовую стенку корпуса, как на танке. Радиатор емкостью. 50 л находился в силовом отделении за двигателем. Отбор мощности на вентилятор, размещенный за радиатором, осуществлялся от коленчатого вала двигателя. В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Допускалось также использование спирто-бензиновой смеси и диналколя. Емкость бензобаков обеспечивала запас хода до 185 км.Также самоходка получилось быстрой - во время испытаний трофейного «Хетцера» в СССР, на проселочной дороге с твердым грунтом самоходка развила максимальную скорость 46,8 км/ч.Боевая масса САУ составляла 16т.
Первые серийные самоходки Jagdpanzer 38 выехали из ворот завода ВММ в апреле 1944 года. Первоначальный заказ на 1944 год составил 1 000 боевых машин этого типа. Однако быстро стало ясно, что производственных мощностей завода ВММ для его выполнения не хватит. Поэтому в июле 1944 года к выпуску САУ подключились заводы Skoda в Плзене. Соответственно возросли и аппетиты военных: уже в сентябре они хотели получить 400 «хетцеров» — 300 от ВММ и 100 от Skoda! САУ получилось удачной, но и «утилизация» этих машин велась высокими темпами, поэтому их постоянно не хватало фронту. В апреле 1944 года были изготовлены 20 «хетцеров», в мае — 50, в июне — 100, в июле — 110 (10 из них на заводе Skoda). До февраля 1945 года оба завода передали Вермахту только 2000 самоходок, хотя Вермахт рассчитывал получать в разы больше. Своего пика производство достигло в январе 1945 года, когда были изготовлены 434 «хетцера» (289+145). В марте и апреле оба предприятия усиленно бомбились американской авиацией и темп выпуска боевых машин начал спадать. В апреле удалось изготовить только 117 машин. Всего же за год производства заводские цеха покинули 2827 самоходных установок «Хетцер».
Боевое применение
Первые 20 машин поступили в мае 1944 г. в учебные подразделения и лишь в июле были сформированы и отправлены на Восточный фронт два первых полноценных боевых подразделения. Ими стали противотанковые батальоны 731 (группа армий «Север») и 743 (гр. армий «Центр»), Каждый батальон имел в своем составе 45 боевых машин (по 14 САУ в роте и три штабные). 731 батальон имел помимо линейных и командирских машин также четыре ремонтно-эвакуационных танка.
В сентябре был сформирован 741 противотанковый батальон, раздерганный поротно. Первая рота батальона пошла на Восточный фронт, а две оставшихся были отправлены на Западный, где также назревало большое наступление. В феврале 1945 г. был сформирован 561 противотанковый батальон, а 743 был переформирован, причем оба батальона имели неполный состав. А весной 1945 г. на фронт отправились еще два батальона неполного состава —744 и 3.
Боевые машины очень нравились экипажам, несмотря на имевшиеся в них недостатки. Они выдерживали длительные марши, легко управлялись, обслуживались и ремонтировались. Их вооружение позволяло без особых проблем бороться со всеми типами вражеских танков, а малые размеры и неплохое бронирование хорошо защищали от ответного огня.
Очень хорошие отзывы получили «Хетцеры» во время боев в Арденнах, где им приходилось действовать, как специалистам самого широкого профиля. В Прибалтике и Венгрии противотанковые роты, вооруженные «Хетцера- ми», успешно использовали разрывы в линии фронта, пробираясь в тыл наступавших частей Советской Армии, нанося им неожиданные потери. Неплохо показали себя эти машины и во время боев в Будапеште. Некоторые ветераны отмечают удачную тактику применения этих САУ, когда три-четыре машины полностью перекрывали перекрестки улиц, непрерывно маневрируя в ходе завязавшегося боя и прикрывая друг друга точным огнем.
В районе озера Балатон и г. Секешфехервар подразделения «Хетцеров» понесли большие потери, так как применялись большей частью, как танки в атаках на открытой местности в условиях плотного огня советской артиллерии.
Большие потери понесла и группа генерала Шернера при прорыве в Южной Моравии. Впрочем, немецкие войска особо не желали воевать — после попытки прорыва на поле боя было обнаружено более 50 исправных «Хетцеров» и Stug 40 с топливом и боекомплектом, которые были брошены их экипажами без заметных повреждений.
Во время восстания в Праге «Хетцеры» использовали как немцы, так и восставшие пражане. Причем последние захватили некоторое количество этих САУ на заводах «ВММ» иногда без вооружения, а большей частью —без боекомплекта и использовали их как подвижные бронированные пулеметные огневые точки.
Кстати, наши бойцы, любившие давать прозвища всем образцам боевой техники успели многократно окрестить эту машину. Несмотря на явное сходство с блохой или клопом внешне, на разных участках фронта она именовалась «Оса», «Вошь», «Колун», «Зубило», «Гробик» и почему-то «Свисток».
В заключение же стоит отметить, что эту дешевую малоразмерную и подвижную машину, приспособленную для массового производства, созданную чехословацкими танкостроителями довольно высоко оценивали. Сами немцы довольно поздно поняли, что для борьбы с танками СССР и союзников нужны не монстры типа Королевского Тигра, а небольшие и надежные истребители танков. Ну а мы же лишний раз порадуемся тому, что такая машина появилась поздно и в ограниченных количествах. А также лишний раз отметим то, насколько качественным вооружением снабжала Чехословакия рейх во Второй мировой войне.
Может быть интересно