Найти в Дзене

Приусадебный театр: студенты ГИТИСа оживили героев Пушкина в Воронцово

Оглавление
   Фото: Валерия Мартыненкова
Фото: Валерия Мартыненкова

Октябрьский день в усадьбе Воронцово для многих посетителей парка обернулся неожиданным культурным событием. Прямо под открытым небом развернулся настоящий фестиваль, где главными действующими лицами стали студенты ГИТИСа. Бросая вызов осенней непогоде, они представили серию перформансов по произведениям Александра Пушкина. А заодно доказали, что для истинного искусства не существует плохой погоды.

-2

Парк как сцена

Для усадьбы Воронцово эти показы стали ярким открытием театрального сезона. Свои дебютные работы представили студенты новой магистерской программы «Режиссура уличного театра». Всего было показано восемь эскизов, созданных по мотивам произведений великого классика. В качестве сцены и декораций артисты использовали самые колоритные локации парка: на руинах старинного служебного корпуса разыгралась пластическая драма, а поросший травой холм превратился в место действия пьесы «Пир во время чумы».

-3

Несмотря на промозглую погоду, молодые режиссеры и актеры не теряли творческого азарта. Это первые шаги магистрантов, которые только начали обучение под руководством известных мастеров уличного театра — Вячеслава Игнатова и Ольги Бекрицкой. Но уже сейчас их работы демонстрируют смелость и незаурядный талант.

«Ребята представляют работы, созданные всего за первый месяц обучения. У нас достаточно интенсивная программа, нацеленная на то, чтобы студенты сразу пробовали режиссировать на практике. Мы планируем каждые два месяца выпускать новые спектакли и надеемся показывать их здесь, в Воронцовском парке», — рассказал Вячеслав Игнатов.

Мастер курса подчеркнул, что сознательно не вмешивался в создание первых эскизов, предоставив студентам полную свободу для самовыражения.

«В этих работах я специально не принимал участия, чтобы ребята показали себя и свой текущий уровень, от которого мы будем отталкиваться. Моя задача — познакомить их со всей палитрой уличного театра, потому что он может существовать в совершенно невообразимых формах», — добавил Вячеслав.

Направление «Уличный театр» — уникальное для ГИТИСа. Оно предполагает работу в любых условиях: здесь нет ни кулис, ни софитов, а декорации сведены к минимуму. Ключевую роль играют импровизация, прямое взаимодействие со зрителем и умение превратить любое случайное событие, будь то внезапный дождь или шум города, в часть представления.

-4

Пушкин без слов

Корреспонденту ЗКЗ удалось посмотреть один из самых атмосферных перформансов — пластическую постановку по мотивам поэмы «Граф Нулин». Романтическое и ироничное действо развернулось на живописных развалинах служебного корпуса усадьбы. Несмотря на дождливую погоду, спектакль привлек внимание многих гуляющих в парке.

Постановку представил режиссер Алексей Титов. В получасовом эскизе приняли участие четыре актера, включая самого режиссера. Роль графа Нулина исполнил харизматичный Родион Толстых, а его визави, Наталью Павловну, — воздушная Ольга Паукова.

«В этом наброске я размышляю о столкновении двух миров: утонченного, но пустого светского человека и простого, "деревенского" быта, — рассказывает режиссер Алексей Титов. — Граф Нулин, столичный гость, в итоге оказывается гораздо примитивнее "провинциальных жителей". Трагикомическое чувство, которое подметил еще Белинский, я постарался передать через пластику и музыку».
-5

За двадцать с небольшим минут актеры без единого слова рассказали известную историю, используя лишь язык тела. Они виртуозно задействовали не только руины, но и расположенный рядом пруд, тонко импровизируя и вовлекая в действие зрителей.

«Для меня это совершенно новый опыт, — поделился исполнитель главной роли Родион Толстых. — Мое первое образование связано с музыкальным театром, а здесь — чистая пластика. Все, что происходит сегодня, — это большой эксперимент. Репетиционный процесс был очень интересным и прошел в сжатые сроки».
-6

А пока зрители аплодировали, мастер курса Вячеслав Игнатов внимательно наблюдал за своими студентами со стороны, делая пометки в блокноте. По его словам, разбор предыдущих работ занял четыре часа. Ведь анализ ошибок — такая же неотъемлемая часть обучения, как и сами спектакли. И, судя по увиденному, этот процесс уже приносит впечатляющие плоды.

Автор: Валерия МАРТЫНЕНКОВА